29.10.2023

Проблемы развития малого предпринимательства статьи. Проблемы малого бизнеса в россии. Нехватка квалифицированных сотрудников


Субъекты малого бизнеса — небольшие компании и частные предприниматели — сталкиваются с рядом проблем, которые характерны только для этого сегмента экономики.

Поскольку сектор малого бизнеса участвует в образовании новых рабочих мест, создании здоровой конкурентной среды, формировании дохода в государственный бюджет и исполнении потребностей регионального рынка.

Актуальные проблемы малого предпринимательства

В 2017 году доля малого бизнеса в ВВП России составила менее 20%. В то время как в США этот показатель равен 53%, в Канаде — 43%, в Великобритании — 40%. Из этого следует, что в России не самые благоприятные условия для индивидуальных предпринимателей и компаний, где численность работников не превышает 100 человек.

Такая ситуация обусловлена рядом проблем:

  • несовершенство законодательной базы (незащищенное положение индивидуальных предпринимателей, постоянные изменения хозяйственного и налогового законодательства);
  • дефицит стартового и оборотного капитала (сложный процесс субсидирования, низкий % одобрения заявок на кредитование малого бизнеса коммерческими банками);
  • дефицит коммерческих помещений (малое количество предложений по аренде производственных площадей в совокупности с ее высокой стоимостью);
  • отсутствие доступа к федеральным и муниципальным заказам (малый бизнес не в силах конкурировать с субъектами крупного предпринимательства);
  • монополизация отдельных сегментов отечественного рынка;
  • невысокий уровень доходов населения (целевая аудитория малого бизнеса — население низшего и среднего класса — не в состоянии оплачивать товары/услуги по стоимости, покрывающей издержки предпринимателя).

Несмотря на то, что ежегодно обновляются федеральные программы по развитию малого бизнеса, предприниматели относятся к ним скептически. Большая часть проблем так и не находит своего решения.

Скрытые проблемы

Помимо очевидных трудностей в сегменте малого предпринимательства есть несколько скрытых проблем, тормозящих его развитие. Их можно отнести к разряду социальных. К наиболее острым относится некомпетентность предпринимателей и отрицательный имидж малого бизнеса среди населения.

В отечественных ВУЗах специальности по основам предпринимательства появились только в начале 2000-х. До этого начинающие бизнесмены при организации своего дела руководствовались лишь предпринимательским чутьем. Но, даже не имея таланта, всему можно обучиться. Поэтому при развитии образовательной базы и содействии властей в решении ключевых проблем предпринимательства, можно рассчитывать на рост доли малого бизнеса в объемах ВВП страны.

Из-за того, что во времена СССР предпринимательская деятельность называлась «спекуляцией» и попадала под уголовную ответственность, она приобрела плохую репутацию. Малый бизнес жестко ограничивался властями, диктовавшими условия труда. И, несмотря на то, что в постсоветский период ситуация изменилась, среди старшего поколения до сих пор бытует стереотип, что предприниматели крадут или наживаются на «простом народе». Со сложившимися стереотипами бороться достаточно проблематично, что обуславливает необходимость в формировании нового положительного имиджа среди молодого поколения.

  • Ефимов Олег Николаевич , кандидат наук, доцент кафедры экономики и управления
  • Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова
  • Янахметова Регина Робертовна , бакалавр, студент
  • Уфимский государственный авиационный технический университет
  • МАЛЫЙ БИЗНЕС
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА
  • ПРОБЛЕМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
  • ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ

В статье рассмотрены проблемы малого и среднего предпринимательства, анализ развития предпринимательства России и возможные пути его развития.

  • Резервы роста выручки от реализации продукции на примере ООО агрофирма
  • Бизнес-модель и страхование предприятий в условиях кризиса
  • Проблема трансакционных издержек в деятельности предприятия
  • Особенности финансового менеджмента в транспортной организации (управление затратами)

Малое предпринимательство - предпринимательство, опирающееся на деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения.

Огромные перспективы для развития малого бизнеса предоставляет страховой бизнес. Свет в конце тоннеля появляется для обычного малого бизнеса, который в последние годы уступал позицию за позицией перед натиском крупных сетевых компаний. Фактически сейчас формируется новая ниша для активных россиян, которые за несколько лет могут создать своё агентство по страхованию жизни с оборотом в сотни тысяч или миллионы долларов.

Сейчас премия в страховании жизни на душу населения в России не превышает 6 долл., тогда как в Центральной Европе она уже 100 долл. В расчёте на 130 миллионов жителей страны эта цифра превращается в миллиарды долларов.

Развитие страхования жизни в России скоро начнет отражаться не только на показателях премии страховщиков. Растущий рынок требует массивного притока кадров. Особенно это выражено в регионах, куда сейчас стали выходить одна за другой страховые компании. Одной из моделей сотрудничества может быть партнерство страховой компании и агентства - самостоятельной маленькой частной компании, созданной людьми, хорошо знающими местный рынок . Создание такой компании может быть выходом для тех, кто привык быть частным предпринимателем и не видит себя в рядах сотрудников супермаркетов, автодилеров или других крупных компаний, постепенно вытесняющих малый бизнес из ниш, с таким трудом завоеванных в ельцинскую эпоху. Но если раньше это были частные магазины, кафе, авторемонтные мастерские, то благодаря развитию страхования жизни малый бизнес может выйти на качественно новый уровень.

Главные требования к успешности будущего страхового консультанта: активность, знание собственного региона, нацеленность на высокий доход, желание работать с людьми. Партнерами компаний становятся самые разные люди: бывшие владельцы собственного малого бизнеса, военные, интеллигенция. И в Башкортостане уже есть имена, которые управляют собственным страховым бизнесом под брендами известных страховых компаний с оборотом, равным обороту средних размеров филиала. Это говорит о том, что места на рынке хватит всем. Только те, кто начал раньше, уйдут далеко вперёд.

В качестве основы для статьи возьмем статистические данные по 2011-2012 годам из журнала «Экономика и управление» башкирского издания 2012 года, они позволят гораздо легче определить главные проблемы предпринимательства в целом.

Хотелось бы обратить особое внимание на то, где именно раскрывается тема малого бизнеса, а именно государственная поддержка малого и среднего предпринимательства (МСП) в Республике Башкортостан.

На основе представленных данных можем сказать, что в 2012 году количество малых предприятий на много увеличилось. Государство с каждым годом увеличивает объем субсидий на развитие предпринимательской деятельности в Республике Башкортостан. Не смотря на это, есть некоторые проблемы малого предпринимательства, потому что данный вид деятельности остается малопривлекательным как для населения, так и для банков, предоставляющих кредиты малому и среднему бизнесу.

То есть малые и средние предприятия выполняют исключительно социально-значимую функцию – предоставление рабочих мест. Можем так же заметить, что многие малые предприятия очень успешно растут и развиваются, тем самым составляя конкуренцию более крупным их соперникам на рынке.

Выделим главные проблемы развития малого бизнеса в России

Во-первых, это недостоверные статистические данные, то есть в стране нет особых комитетов, которые могли бы осуществлять какие-либо исследования по состоянию малого бизнеса. Так же как и нет четкой системы подсчета финансовых результатов (то есть вклад малых предприятий и предпринимателей в бюджеты разных уровней). Отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности предприятий малого бизнеса, нет надлежащего учета результатов их работы, практически отсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право этим предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению.

В любом государстве статистика в малом бизнесе должна помогать принятию решений на государственном уровне, но, к сожалению, реалии таковы, что частные предприятия не желают вести «белый» учет зарплаты сотрудников. Многие люди, работающие в малом бизнесе, получают «черную» или «серую» зарплаты, так как владельцы малых предприятий предпочитают уклоняться от налогов, несмотря на упрощенную систему налогообложения, которая может применяться в черном бизнесе.

На основании статистики в малом бизнесе государственные органы могли бы планировать развитие определенных отраслей экономики, но получить реальные данные о работе малых предприятий до сих пор невозможно. Для сбора статистики в малом бизнесе многие аналитические агентства до сих пор используют различные анонимные опросы, а не реальные цифры, которые должны находиться в распоряжении государственных органов.

Во-вторых, государство хоть и поддерживает развитие малого и среднего предпринимательства в стране, оно все же выделяет какие-либо «особые» отрасли, и не уделяет достаточного внимания к другим. Считаю, что развитие малого бизнеса в стране очень сильно повлияет на развитие экономики России в целом. Это как собрать огромную картину из пазлов. И считаю, что именно малый бизнес стоит сделать главной темой обсуждения в экономической политике.

В-третьих, осуществить более легкий доступ предпринимателям малого бизнеса к получению финансовых ресурсов, то есть получения кредитов, повышения качества обслуживания покупателей, более активного продвижения компании и ее услуг. Кредитование малого бизнеса, ссуды и господдержка работают неэффективно. Как и в прошлом году, чем больше период, на который планируется привлечь заемные средства, тем меньше вероятность их получить. Почти половина, а это 48% респондентов (по данным газеты «Опора России, 2012 г.в.») отмечают, что главным препятствием для получения финансирования являются неподъемно высокие ставки по кредитам. Поэтому однажды уйдя в теневую экономику, малый бизнес не спешит возвращаться в легальную часть, даже при снижении налогового бремени. Чтобы малый бизнес вернулся в официальную экономику и стал опорой государства, необходимо предложить ему что-то еще, кроме дорогих кредитов и зажигательных речей.

В-четвертых, целый ряд таких предприятий связаны с «криминальной» деятельностью: многие предприятия работают по «серой» схеме, скрывают свои доходы, не платят налоги.

Именно поэтому у общественности складывается резко отрицательное мнение относительно предпринимательства в целом, именно это все влияет на появление новых предприятий, которых с каждым годом становится меньше и все больше предприятий становятся банкротами, это можно увидеть в статистике, которая отражена на рисунке 1:

Рисунок 1. Динамика экономического роста предприятий

Если сравнивать нашу страну с США, то можно смело сказать, что по развитию малого предпринимательства мы намного отстаем от них.

У нас примерно 238 тысяч предприятий на 1 квадратный метр, когда в США более 26 миллионов!

Законодательная практика субъектов федерации нередко игнорирует интересы малого бизнеса, принимаемые законодательные акты часто увеличивают финансовую нагрузку на предпринимателей и в целом ухудшают бизнес-климат в регионах.

Отношение отдельных руководителей к малому бизнесу свидетельствует о том, что он, по-прежнему, рассматривается как источник наполнения региональных бюджетов, а не как институт, выполняющий важнейшую социальную функцию. В работе органов исполнительной власти регионов преобладают, в основном, традиционные, иногда, малоэффективные формы и методы, отсутствует комплексный, системный подход.

Материально-техническое обеспечение предприятий малого бизнеса осуществляется в недостаточном объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для таких предприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют. Ограничен для них доступ к высоким технологиям, так как их покупка требует значительных одноразовых финансовых затрат.

Еще одна проблема - кадровая. Квалифицированных предпринимателей, к сожалению, гораздо меньше, чем реально нужно экономике.

В рамках презентации Сергей Борисов (взято из Российской газеты «Опора России») перечислил основные выводы исследовательского проекта. Список ключевых для малого бизнеса проблем возглавляет дефицит кадров. В прошлом году негативные оценки относительно доступности персонала высказывали 56% респондентов; в 2012 году - уже 68%.

Лишь каждая третья компания не испытывает проблем с поиском квалифицированных инженеров и технических специалистов, и только каждая пятая - относительно легко может найти квалифицированных рабочих.

Непростая проблема связана и с социальной защитой предпринимательской деятельности. Известно, что ранее существовавшая на основе распределения общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения в нынешних условиях оказалась практически подорванной. Требуется, по сути, строить эту систему заново по отношению ко всему обществу, а по отношению к предпринимателям - новому социальному слою - тем более.

Существенной проблемой для малого бизнеса является обеспечение доступа к производственным площадям и офисным помещениям. Такие площади во многих регионах либо в большом дефиците и, как следствие, - запредельно дороги, либо их приобретение или аренда сопряжены с необходимостью преодолевать нередко искусственные административные барьеры.

Другая проблема развития малого бизнеса в России - взаимодействие предпринимателей с местными властями и проверяющими инстанциями. Особенно докучают малым предпринимателям проверки, которые зачастую связаны с необоснованными претензиями и с прямым вымогательством. Решение проблем с чиновниками зачастую решается с помощью взяток. Почти 10% выручки затрачивает среднестатистическое малое предприятие на взятки различным чиновникам и проверяющим.

Можно также сделать вывод о том, что на федеральном уровне для малого и среднего бизнеса в России делается достаточно много. Исследования Всемирного банка говорят о том, что за указанные три года предпринимательская среда в России существенно улучшилась. Однако местные власти своими действиями лишают мелких и средних предпринимателей многих прав, толкают их на путь аффилированных с ними структур, различных посредников. Касаясь собственности, недвижимости и аренды, необходимо разработать и включить четкий механизм покупки собственности, ее регистрации, создания рынка бизнес-недвижимости для малых предпринимателей. Необходимо создать опережающее предложение инфраструктуры от местных властей. То же касается и аренды земли и недвижимости. У предпринимателя всегда должен быть выбор при поиске объекта собственности.

Хотелось бы привести статистику по проблемам малого предпринимательства, статистика рейтингов регионов и городов-миллионников по условиям ведения предпринимательской деятельности представлена в газете «Опора России», выпуск газеты 2012 год:

Наиболее благоприятными регионами для ведения бизнеса малыми и средними производственными компаниями были признаны Московская, Челябинская и Самарская области, Республика Башкортостан, Ставропольский край. Среди городов-миллионников в 2012 году лидерство перешло от Челябинска к Екатеринбургу. Комментируя положение субъектов РФ в рейтинге, председатель попечительского совета "ОПОРЫ России" отметил "традиционно" низкие места, занимаемые Москвой (37-е место) и Санкт-Петербургом (делит 35-е и 36-е места). Такое положение объясняется общим уровнем конкуренции в этих субъектах Федерации и более высокими ожиданиями бизнеса.

Несмотря на все проблемы со сбором статистики на малых предприятиях, на основе имеющихся данных можно сделать некоторые выводы. Например, по данным статистики доля предприятий малого и среднего бизнеса в ВВП Российской Федерации составляет около 40%, а на малых и средних предприятиях работает около 60% населения. Представленные данные, к сожалению, не учитывают тех людей, которые ведут деятельность в «сером» секторе экономики.

По данным статистики, около половины малых предприятий работают в сфере торговли, второе место удерживают предприятия, работающие в сфере обслуживания, на третьем месте находятся предприятия, занимающиеся ремонтом и строительством. Обрабатывающие, инновационные и научно-технические предприятия по данным статистики в малом бизнесе замыкают список предприятий.

Более «честная» статистика в малом бизнесе позволит увеличить объемы кредитования частного бизнеса, так как банки будут иметь более наглядную информацию для принятия решений о выдаче кредита.

По мнению государственных органов, в течение ближайших лет доля малого бизнеса в ВВП нашей страны должна составить 60-70%, хотя при существующих способах сбора статистических данных эта цифра может быть недостижимой.

Кроме проблем со сбором статистики в малом бизнесе, в нашей стране не существует надежных методик для оценки эффективности работы предприятий малого бизнеса, что также не позволит получать реальную картину развития малого бизнеса.

На рисунке 2 отображены все наиболее серьезные препятствия для развития компаний. Наиболее серьезным является низкая доступность персонала, что составляет 47% всех барьеров, а всего 1% составляет организованная преступность. Эта статистика наглядно показывает все вышеперечисленные проблемы, которые есть у современных предпринимателей.

Рисунок 2. Наиболее серьезные препятствия для развития компаний

Что же делать, чтобы малый бизнес являлся привлекательным для современных предпринимателей?

Малый бизнес является одним из важных условий устойчивого развития страны и региона, который влияет не только на удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах, смягчение проблемы безработицы, но и обеспечивает достижение таких императивов устойчивости, как ресурсосбережение и социальная стабильность. Хотя в последнее время малый бизнес стал объектом особого внимания региональной власти и науки, его положение в регионах остается сложным.

Субъекты малого бизнеса сталкиваются с определенными трудностями: сохраняется практически удушающее налогообложение, ограничен их доступ к кредитным ресурсам, отсутствует механизм самофинансирования, не проработан механизм информационной поддержки и т.д. Отечественное предпринимательство только находится на пути к тому, чтобы стать движущей силой отечественной региональной экономики.

Основными причинами сложившейся ситуации являются отсутствие целенаправленной политики государства в отношении малого бизнеса, несовершенство законодательства, регулирующего деятельность субъектов малого предпринимательства. Более того, российское законодательство в рассматриваемой сфере не только неэффективно, и вообще не затрагивает целый ряд проблем существования и деятельности малых предприятий.

Для малых предприятий актуальны также проблемы создания здоровой конкурентной среды с более крупными компаниями, поскольку в большинстве случаев у малых предприятий нет ни сил, ни средств противостоять недобросовестной конкуренции, приобретающей в последнее время все более жесткие формы. Совершенствование нормативно-правовой базы, направленной на развитие и поддержку малого бизнеса и создание условий для добросовестной конкуренции необходимо для развития этого сектора экономики. В первую очередь стоит вопрос о принятии специального закона, определяющего базовые принципы развития и поддержки малого предпринимательства, предложения, по содержанию которого формируются в настоящее время.

Список литературы

  1. Давлетбаев М. М. Предпринимательство в РБ: тенденции развития//Экономика и управление: Башкортостан.-2012.-№5.-114 с.
  2. Ефимов, О.Н. Страхование по закону о страховом деле. Учебное пособие (приложение к программе подготовки бакалавров) / О.Н.Ефимов. - LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, Heinrich-Böcking-Str. 6-8, 66121 Saarbrucken, Germany, напечатано в России, 2012, 685 стр.
  3. Ефимов, О.Н. Новейшее страхование в законах. Монография/ О.Н.Ефимов. - Science Book Publishing House, Yelm, WA, USA, 2013. - 484 с.
  4. Ефимов О.Н. Структура местного страхового рынка [Электронный ресурс]/ Ефимов О.Н.— Электрон, текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 58 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23089.— ЭБС «IPRbooks», по паролю - 28.11.2014.
  5. Кредитный портал «Кредит Бизнес». Малый бизнес, кредитование малого бизнеса. [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://www.kreditbusiness.ru - 28.11.2014.
  6. Конгресс предприятий бытового обслуживания. Стратегии восстановления и роста. Новые стандарты качества жизни [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://kongress.ucoz.ru - 28.11.2014.
  7. Малый бизнес. [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://www.smallbusinesses.ru - 28.11.2014.
  8. Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России». Проблемы малого бизнеса [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа: http://www.opora51.ru - 28.11.2014.
  9. Официальный сайт ЯРОО «Союз Молодых Предпринимателей». [Электронный ресурс] - 2012. - Режим доступа: http://www.smp-partner.ru - 28.11.2014.
  10. Социальная сеть малого бизнеса. Статистика малого бизнеса [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа: http://b2bzona.org - 28.11.2014.
  11. Сайт о бизнес идеях, сетевом маркетинге и бизнесе с нуля [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа: http://www.marinbiz.ru - 28.11.2014.

Экономику Российской Федерации часто называют переходной, так что и финансовый сектор находится в процессе перехода к рыночной экономике. Одним из факторов успешного развития является малый бизнес. Именно этот сегмент определяет такие важные показатели для страны, как стабильность и темпы роста.

Предпринимательская деятельность в совокупности влияет на развитие новых форм отраслей народного хозяйства. Но, к сожалению, доля малого бизнеса в ВВП России занимает лишь четверть от общего объема. В государствах с более развитой экономикой это число переваливает отметку в пятьдесят процентов.

Тема развития малого бизнеса в России является очень актуальной на сегодняшний момент, ведь существуют проблемы, которые тормозят такое перспективное направление деятельности.

Преимущества сектора

Состояние малого бизнеса в России оставляет желать лучшего. При этом именно предприятия данного сектора обладают следующими положительными особенностями:

  1. Предприятия малого бизнеса в России способствуют возникновению большего числа рабочих мест. Притом трудоустраиваемый контингент достаточно обширный. Специфические условия труда позволяют принимать на работу граждан преклонного возраста, студентов, домохозяек и людей с ограниченными возможностями. На сегодняшний день лишь четвертая часть человеческих ресурсов РФ задействована на предприятиях данного сектора. Оптимальной ситуацией будет значение этого показателя, вдвое превышающее текущее.
  2. В отличие от крупных гигантов, производство таких предприятий проще переориентировать на другую продукцию. Это принесет меньше издержек, хотя малый бизнес в условиях кризиса и экономической нестабильности более подвержен колебаниям и скачкам.
  3. Упрощенная система организации и управления. Руководство при появлении непредвиденных обстоятельств способно принимать гибкие и оперативные решения.
  4. Предприятия малого бизнеса реализуют возможность приносить живой доход в бюджет страны во время дестабилизации местной валюты.
  5. Совместное сотрудничество с крупными промышленными объектами позволяет вести деятельность с пользой для обеих сторон. Все виды малого бизнеса в России, кооперируясь со старыми предприятиями, способны вывести их на новый уровень.
  6. Предпринимательская деятельность требует меньшего объема первоначальных вложений.
  7. Малый бизнес ориентирован на потребности и возможности регионального рынка.

История развития малого бизнеса

Проблемы малого бизнеса в России существовали на различных этапах его становления. Всего выделяют три стадии в историческом развитии этой сферы.

Данный вид предпринимательства берет отсчет с момента распада Советского Союза. Длился переходной период в течение пяти лет, на протяжении которых происходило активное становление малого и среднего бизнеса.

Перейдя на вторую ступень своего развития, этот сектор претерпел некоторые изменения. Появилась конкуренция, рынок стал насыщаться. Два года этого этапа характеризовались структурным оформлением отрасли.

Начиная с девяносто восьмого года отличительной особенностью сферы малого бизнеса стала модернизация производственных процессов.

В конце восьмидесятых годов возникла мысль организовать малый бизнес с нуля. Идеи пресекались на корню самим типом экономики. Экономика была плановой, так как привнести что-либо новое не было возможности. Все идеи официального характера носили принудительный характер. Руководители предприятий не были заинтересованы в развитии подчиненных им промышленных объектов. Они не имели свободы выбора,рычагов управления и экономических решений. Инициативность работников также была на нуле. Не было возможности выбора сырья, поставщиков и источников сбыта. Это очень сковывало движения, не давая интенсивного роста.

Проблемы развития малого бизнеса в России были налицо. Подобная политика приводила к ухудшению качества выпускаемой продукции, низкой производительности труда. В отсутствии введения каких-либо инновационных технологий ситуация лишь усугублялась. В конечном итоге это отражалось на потребителях. Рынок готовой продукции не предоставлял широкого выбора ассортимента. Конкуренция отсутствовала, и это не стимулировало производителей к росту и совершенствованию.

По мнению властей, которые не видели проблем, централизованное управление должно было поспособствовать образованию единого производственного комплекса. Он, в свою очередь, должен был обеспечить равномерное и сбалансированное развитие всех отраслей народного хозяйства. Но на фоне постоянных разногласий и противоречий этой задумки достичь не удалось.

Первый этап становления

Проблемы и перспективы малого бизнеса в России стали предметом многочисленных споров в эпоху перестройки. Так как финансовый сектор страны в этот период оказался в кризисной ситуации, то требовались кардинальные решения. Ряд проведенных реформ свидетельствовал о том, что экономика государства находится в переходном состоянии между плановой и рыночной.

Руководство на самом высшем уровне занималось внедрением изменений в общественных отношениях. Одной из особенностей стало некоторое послабление действующего режима. Это выражалось в публичности и гласности. Такие перемены привели к возникновению новых форм хозяйствования, в частности малого бизнеса. Поддержка малого бизнеса выражалась в принятии законов, закрепляющих положения об индивидуальной трудовой деятельности, организации малых форм предприятий.

Отдельный толчок в развитии данного сектора дала организация научно-технических центров, творческих коллективов и соответствующих бригадных подрядов. Можно сказать, что была подготовлена эмоциональная и психологическая почва для становления этой сферы.

Начало девяностых годов ознаменовалось для малого предпринимательства тем, что оно приобрело характер массового движения. Число новоявленных предпринимателей стремительно росло. Это обеспечило разнообразие на рынке потребительских товаров. Большинство людей не имели опыта в этой сфере. Все учились методом проб и ошибок, приобретая навыки для успешного ведения бизнеса. Кто-то прогорел, другие - накопили приличный капитал.

Этот период отличается толчком в развитии арендных отношений. Реформы включали в себя проведение малой приватизации, что давало благодатную почву для малого предпринимательства.

За первые два года после распада СССР произошел просто бум в отрасли бизнеса. Было создано и зарегистрировано около двухсот тысяч предприятий. Этому способствовала нормативная база, которая принималась властями в это время. Многие законы были очень лояльны, что не могло не привлекать молодых бизнесменов.

Окончание этого этапа ознаменовано массовой приватизацией. Примеры малого бизнеса в России встречались в каждой отрасли народного хозяйства. Это и общепит, и торговля, и легкая промышленность. Отдельную нишу занимали компании в сфере услуг. Происходило структурирование и разделение предприятий на уровни в зависимости от определенных критериев. К ним можно отнести количество сотрудников, объемов выпускаемой продукции и стоимости оборотных фондов.

Второй этап становления предпринимательства

Благодаря тому, что к 1995 году больше половины частных предприятий вошли в сферу малого бизнеса, властям пришлось целенаправленно разрабатывать соответствующее законодательство.

Отличительной особенностью этой стадии является то, что сектор стал обрастать компаниями, предоставляющими сервисные услуги. Это предложения в сфере консалтинга, юриспруденции, образования, информационных технологий и финансов.

Произошла стабилизация в развитии отрасли. Рынок насытился, и прирост предприятий сократился. Динамика была очень медленной, но её характер - положительным.

Третий этап развития малого бизнеса в России

Новое тысячелетие вывело на поверхность все проблемы малого бизнеса в России. А за недолгий срок существования сферы их накопилось достаточно много. Динамика развития из положительной перешла в отрицательную. К 2003-му насчитывалось около восьмидесяти тысяч объектов малого предпринимательства. Но для рыночной экономики их должно быть в десятки раз больше.

Люди понимали, что не самый прибыльный малый бизнес в России - это индивидуальные предприятия, которые характеризуются управлением в пределах семьи. Они не имели никакой перспективы, и в этой сфере наблюдались кризисные явления.

После ситуация немного стабилизировалась и число предприятий стало расти. Увеличивается количество рабочих мест, производимых товаров и предоставляемых услуг. Однако по сей день наблюдаются колебания в данном секторе.

Факторы, оказывающие влияние

Риски, благодаря которым возникают проблемы малого и среднего бизнеса в России, имеют различную природу. В зависимости от источника влияния их можно разделить на две категории:

  • факторы внутреннего влияния;
  • факторы внешнего влияния.

Первая группа рисков характеризуется совокупностью таких особенностей, которые определяют жизнедеятельность внутри компании.

Вторая группа рисков обусловлена перспективностью данной отрасли. Сюда входят те факторы, изменения значений которых приводит к проблемам в ведении предпринимательской деятельности.

Внешняя среда

Эта составляющая бизнеса имеет важное значение для его развития. Она одновременно создает как все необходимые условия для осуществления предпринимательской деятельности, так и проблемы. Под факторами внешней среды понимаются возможности и угрозы, которые она может нести.

В первую очередь в эту категорию попадают поставщики как источники ресурсов. Не менее важными являются клиенты как источник сбыта продукции. Ведь именно конечные потребители являются главным показателем успешности предпринимательской деятельности. Оказывает свое влияние стратегия и характер методов, выбранных для достижения поставленных целей.

Вся эта большая категория факторов внешней среды делится на две группы. Первая - это возможности и перспективы для дальнейшего развития, вторая - это угрозы и риски, которые наносят тормозящее или угнетающее действия и приводят к вынужденной ликвидации. Политика предприятия должна быть направлена на максимальное извлечение выгоды из сложившейся ситуации и минимизацию влияния угроз.

Первой проблемой является то, что человек весьма рискует, начиная малый бизнес с нуля. Идеи могут быть подавлены политической и социальной обстановкой, ситуацией в данной отрасли. Помимо общих проблем, характерных для предприятий любого уровня, как больших промышленных объектов, так и малых фирм, существуют риски, связанные непосредственно с величиной предприятия.

Главным подавляющим фактором организаций такого размера является неустойчивость к колебаниям рынка. Если гигант точно уверен, что останется на плаву, то малый бизнес стоит под вопросом. То есть любые форс-мажорные обстоятельства могут попросту не оставить никаких шансов на выживание.

Второй проблемой является неопределенность государственных финансовых структур, под контролем которых находится сектор малого бизнеса. Это связано с тем, что большая часть объектов данной сферы имеют не слишком широкий рынок. Данная среда характеризуется большой степенью гибкости и изменчивости, под которую не всегда могут подстраиваться и адаптироваться бизнесмены.

Внутренняя среда

Проблемы малого бизнеса в России во многом обусловлены не только внешними возможностями и угрозами, но и положением внутри компании. Успех бизнеса обусловлен тем, каким образом будут расставлены приоритеты в работе, назначены кадры и распределена между ними ответственность и обязательства. Немаловажным является маркетинговая программа и грамотное ведение финансовой политики.

Проблемы отрасли

На данный момент основными проблемами, оказывающими существенное влияние на малый бизнес, являются:

  1. Отсутствие квалифицированных кадров. На сегодняшний день найти настоящих профессионалов своего дела бывает достаточно сложно. Во-первых, чаще всего эта работа ложится на самих руководителей, которые, полагаясь лишь на свои собственные предпочтения и требования, формируют коллектив. Лишь двадцать процентов объектов малого бизнеса обеспечены грамотными работниками.
  2. Налоговая нагрузка. Неправильно выстроенная система взысканий отнимает огромный процент прибыли предприятий. Многие просто не могут себе позволить отчисления в бюджет государства из-за чего вынуждены вести «черную бухгалтерию» или просто объявлять себя банкротами.
  3. Жесткая кредитная система. Для стартового капитала или реализации проекта необходимы значительные финансовые ресурсы, которые чаще всего берутся взаймы под большие проценты в соответствующих учреждениях. Но чем на больший срок они привлекаются, тем меньше шанс, что банк выдаст такую сумму.
  4. Лишение своих работников социального пакета услуг. Это также обусловлено чересчур высокими налогами, что приводит к выплате «зарплат в конвертах».
  5. Сложности в покупке или аренде земляных участков и помещений. А также в отсутствии возможностей допуска к объектам инфраструктуры. Установленные высокие тарифы на электричество оставляют предприятия без энергии.
  6. Коррупция и грабеж со стороны чиновников. Частые и необоснованные проверки, штрафы и отсутствие организованного администрирования заставляют даже законопослушных граждан действовать соответствующими методами.
  7. Низкий уровень платежеспособности населения. Тот слой населения, который является основной целевой аудиторией, просто не в состоянии оплачивать установленную цену. В окончательную цену вкладываются все издержки, и предприниматели просто не могут работать себе в убыток.

Специфические особенности малого бизнеса в РФ

Проблемы малого бизнеса в России имеют ряд своих специфических особенностей. Например, в некоторых регионах, таких как Сибирь, отсутствует транспортная инфраструктура. Это обуславливает невозможность подвоза сырья и сбыта готовой продукции. Подобные регионы РФ характеризуется запоздалым получением информации. Компетентность и объективность чиновников также оставляет желать лучшего.

В плане затруднений, связанных с кредитованием, налогообложением и арендой, государство поставило объекты малого бизнеса в один ряд с крупными промышленными гигантами. Это ни в коем случае не является допустимым.

Подобная ситуация привела к сокращению числа предприятий в различных отраслях народного хозяйства. Чаще всего такие организации имеют торговое, закупочное и посредническое направление. Хоть и позиционируют они себя как разноплановые, оказывающие огромный спектр услуг и выпускающие множество товаров, но по факту являются узкопрофильными.

В отличие от других государств, поддержка малого бизнеса в России не имеет какого-либо образовательного характера. Именно некомпетентность руководителей и персонала зачастую приводят к краху. В странах, уделяющих этому сектору больше внимания, созданы специальные программы, в рамках которых проводятся бизнес-тренинги для всех желающих.

Перспективы дальнейшего развития

Государство понимает, что данный сектор является важным. Именно поэтому правительство поддерживает в определенной мере эту сферу. Ведь без малого бизнеса произойдут непоправимые изменения, которые будут выражаться в ухудшении социального положения. Это непременно приведет к еще большему расслоению в обществе. Народ будет поделен на два сектора - элиту и нищету. Появится дискриминация. Правительство перестанет контролировать процесс ценообразования.

В связи с подобными угрозами правительством реализуется государственная программа, в рамках которой будет проведен ряд глобальных реформ. На законодательном уровне это будет выражено во влиянии на налогообложение малого бизнеса в России. Оно должно быть обоснованным и целесообразным.

Планируется в течение ближайших двух лет увеличить количество объектов малого предпринимательства на два миллиона. Особо выгодные условия ожидают тех бизнесменов, которые планируют начать свое дело, связанное с выпуском товаров первой необходимости. Перспективным является и сфера предоставления услуг технического характера. Для этого упрощается кредитование малого и среднего бизнеса в России. Государством также предусматривается предоставление льгот и субсидий. Рассматривается возможность бизнес-обучения на бесплатной основе.

В данной статье затрагивается проблема развития и эффективного функционирования малого бизнеса в России на современном этапе социально-экономического развития. А также поднимается вопрос о необходимости поддержки малого предпринимательства со стороны государства.

Вообще, малое предпринимательство является двигателем рыночной экономики во многих странах. Однако в России его роль значительно недооценена.

Начнем с определения: малое предпринимательство — это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка.Для деятельности малых предприятий характерен небольшой масштаб производства и, соответственно, невысокая доходность, по сравнению с крупными предприятиями. Численность работников малого предприятия, включая работников, работающих по договорам гражданско-правового характера должна составлять:

  1. от 101 до 250 человек включительно - для средних предприятий.
  2. до 100 человек включительно - для малых предприятий, при том до 15 человек - для микропредприятий.

Также денежный оборот средних предприятий не должен превышать 2 миллиардов рублей, малых предприятий- 800 миллионов рублей, микропредприятий- 120 миллионов рублей.

В настоящее время (с 1 августа 2016 года)начал свою работу Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) (далее - Реестр). Реестр ведётся Федеральной налоговой службой (ФНС) и размещен на её сайте в свободном доступе. Данный Реестр позволяется получать сведения о предприятии в режиме реального времени с любого устройства по ИНН, ОГРН, ОГРНИП, ФИО ИП или наименованию организации. Реестр МСП позволяет субъектам малого и среднего предпринимательства получать налоговые льготы без их бумажного подтверждения, а также беспрепятственно участвовать в госзакупках.

Данные Реестра отображают не совсем точную информацию о состоянии малого предпринимательства в России. Им не учтены те предприятия, которые находятся «в тени», деятельность которых практически крайне сложно отследить.

По официальным данным Реестра численность субъектов малого бизнеса в России на 10 декабря 2016 года составляет 5 841 509 предприятий, в которых занято 15 922 438 работников (не включая работников, работающих по договорам гражданско-правового характера), что составляет 10,8% от всего населения Российской Федерации. При том самое большое количество малых предприятий (1 759 400 предприятий) зарегистрировано по центральному федеральному округу (Рисунок 1.).

Рисунок 1. Субъекты малого бизнеса в России

Малый бизнес - наиболее важный элемент рыночной экономики. Без него невозможно создание рыночной структуры экономики.Малый бизнес не только участвует в развитии экономики страны в целом, но и содействует научно-техническому прогрессу и выполняет большую социально-экономическую роль. Преимущества малого бизнеса перед крупным заключается в его гибкости и адаптивности к внешним постоянно изменяющимся условиям рынка, за счет небольшого масштаба. Малое предприятие в большей степени способно ориентироваться на потребителя.

Значение малого бизнеса для рыночной экономики невозможно преувеличить. Во-первых, субъекты малого предпринимательства участвуют в создании ВВП страны. Так, например, в России доля малого и среднего бизнеса в ВВП составляет 20 %, в то время как в США вклад малого и среднего бизнеса в ВВП составляет около 35 %.При том малые предприятия участвуют в создании ВВП как напрямую, так и косвенно- в качестве «помощника»крупного предприятия.

Во-вторых, увеличение субъектов малого предпринимательства способствует усилению конкуренции на рынке, что стимулирует работу всех предприятий на рынке и ведет к научно-техническому прогрессу, за счет создания новых изобретений, и развитию экономики в целом.

В-третьих, малый бизнес является одним из источников формирования бюджетов всех уровней. Он является одним из источников налоговых поступлений. Предприниматели совершают налоговые отчисления в бюджет с прибыли своих организаций, а также малый бизнес является источником доходов для физических лиц - работников предприятий.

В-четвёртых, малый бизнес играет большую социально-экономическую роль, путём создания новых рабочих мест, тем самым сокращая уровень безработицы в стране.

В-пятых, малый бизнес способствует развитию денежно-кредитной системы страны. Ведь основным источником финансирования деятельности малых предприятий являются банки и небанковские кредитные учреждения. Спрос на кредитные деньги со стороны малого бизнеса стимулирует движение денежных потоков и увеличение денежной массы с помощью эффекта денежного мультипликатора.

Из всего вышеперечисленного следует вывод о том, малый бизнес является одним из важнейших элементов любой хозяйственной системы и составляет структуру рыночной экономики, выполняя функции по стимулированию работы рынка, являясь источником налоговых поступлений, создавая новые рабочие места и препятствуя безработице, участвуя в создании ВВП страны и способствуя развитию денежно-кредитной системы страны.

В России малый бизнес находится на низком уровне развития относительно более развитых стран. А условия для его развития являются неблагоприятными. В рейтинге «Doing Business» , где даётся оценка благоприятности условий для ведения малого бизнеса, проводимая Всемирным банком в рамках проекта «Ведение бизнеса», в 2016 году Россия заняла39 место (Таблица 1.), поднявшись на 11 позиций относительно 2015 года.

Новая Зеландия

Сингапур

Республика Корея

Норвегия

Великобритания

Македония

Финляндия

Австралия

Германия

Ирландия

Исландия

Малайзия

Португалия

Чешская Республика

Нидерланды

Словения

Швейцария

Словакия

Казахстан

Беларусь

Малый бизнес в России сталкивается с рядом проблем, мешающих его развитию. В первую очередь- это недоступность кредитных ресурсов. Подавляющее большинство начинающих предпринимателей не имеют собственного капитала, достаточного для начала осуществления предпринимательской деятельности. В качестве источника финансовых ресурсов чаще всего они выбирают банк. Но, к сожалению, получить кредит на развитие малого бизнеса не так-то просто. Зачастую банки отказывают в выдаче кредитов малым предпринимателям, опасаясь невозврата денежных средств. На то банки имеют также ряд объективных и субъективных причин:

  • слабая государственная поддержка малого бизнеса в России;
  • ненадёжность и размытость бизнес-плана, предлагаемого предпринимателем;
  • нестабильная экономическая ситуация, экономический кризис, высокий уровень инфляции;
  • плохая кредитная история или её отсутствие у предпринимателя (в случае отсутствия кредитной истории, банк не имеет сведений о порядочности предпринимателя и рискует не получить обратно сумму кредита);
  • малый срок (или его отсутствие) работы в малом бизнесе.

В таблице 2 представлены условия кредитования малого бизнеса некоторыми банками.

Таблица 2. Условия кредитования малого бизнеса в России

Как видно из таблицы, процентная ставка по кредиту довольно высока, при том, что в странах Европы она в 4 раза ниже (средневзвешенная ставка около 4%), что свидетельствует, опять же, о не благоприятности условий развития малого бизнеса в России относительно более развитых стран.

Следующей проблемой на пути предпринимателя становится высокая налоговая нагрузка. При условии, что предпринимателю все-таки удалось получить кредит под довольно высокую процентную ставку, следующим препятствием развитию бизнеса является уплата налогов. Безусловно, государство пытается решить данную проблему, вводя специальные налоговые режимы, но, тем не менее, предпринимателю становятся недоступны некоторые виды деятельности, он вынужден быть ограничен в числе штатных сотрудников, а такое ограничение как запрет на открытие филиалов и представительств вообще делает невозможным развитие бизнеса.

Перечисленные проблемы являются составляющими денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики государства. Из этого следует, что со стороны государства поддержка малого и среднего предпринимательства недостаточно эффективна.

Прогнозом долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, разработанным Минэкономразвития России предусмотрено расширение мер имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (реализация государственного и муниципального имущества; увеличение количества объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства - кластеров, бизнес-инкубаторов, технопарков и других). Данная мера призвана стимулироватьреализацию механизмов государственно-частного партнерства, что благоприятно скажется на развитии малого предпринимательства в Российской Федерации.

Еще одной проблемой развития малого предпринимательства в России является острая нехватка квалифицированных кадров, которые смогли бы обеспечить конкурентоспособность предприятий. В последнее время наблюдается тенденция гуманитаризации образования. Специалистов технических специальностей становится все меньше и меньше. Все больше молодежь, в качестве будущей профессии, выбирает такие направления как государственное и муниципальное управление, управление кадрами, экономика, юриспруденция, менеджмент. Рынок труда переполнен экономистами, юристами, менеджерами, управленцами. Представителей же технических прикладных наук, таких как химия, физика, биология, способных на изобретение технических новшеств и выведение предприятия на новый уровень конкурентоспособности, острая нехватка. Многие потенциально перспективные молодые люди, «задыхаясь» от своих знаний, не зная, где их правильно применить, или же сталкиваясь с низким уровнем оплаты труда, уезжают заграницу. Происходит так называемая «утечка кадров».

Государство пытается решить эту проблему разными способами, например, увеличение бюджетных мест в ВУЗах, ориентированных на технические специальности. Также при проведении процедуры ЕГЭ для школьников уже стоит вопрос о введении обязательного тестирования по физике. Но, на данном этапе, тенденция гуманитаризации образования всё же остается актуальной. Таким образом, нехватка квалифицированных кадров становится препятствием для развития малого бизнеса в России.

Органы статистики в Российской Федерации ежегодно отслеживают динамику демографии организаций путём подсчета коэффициентов рождаемости и официальной ликвидации организаций.

Коэффициент рождаемости организаций - отношение количества зарегистрированных организаций за отчётный период к среднему количеству организаций, учтённых органами государственной статистики в Статистическом регистре по данным государственной регистрации в отчётном периоде, рассчитанное на 1000 организаций. Коэффициент рождаемости организаций за период с 2005- 2015 гг. изображен в Таблице 3.

Таблица 3. Коэффициент рождаемости организаций на 1000 организаций


Как видно из Таблицы 3, самое большое значение коэффициента рождаемости организаций зафиксировано в 2006 году. Самое низкое значение коэффициента - в 2009 году. Это связано с кризисной ситуацией, возникшей в 2008 году. В течение нескольких последних лет коэффициент рождаемости несущественно снизился в 2014 году, также в связи с экономическим кризисом. Но, как мы видим, в 2015 году ситуация заметно улучшилась, и коэффициент рождаемости увеличился на 10,6 ед.

Коэффициент официальной ликвидации организаций - отношение количества официально ликвидированных организаций за отчётный период к среднему количеству организаций, учтённых органами государственной статистики в Статистическом регистре по данным государственной регистрации в отчётном периоде, рассчитанное на 1000 организаций. (Таблица 4)

Таблица 4. Коэффициент официальной ликвидации организаций на 1000 организаций


Как мы видим из Таблицы 4, минимальное значение коэффициент ликвидации организаций принимал в 2005 году. Максимальное значение- 89 ед., было зафиксировано в 2012 году. В кризисный 2014 год коэффициент также принимал высокое значение, однако уже в 2015 году снизился на 17,3 ед.

Сопоставление коэффициентов рождаемости и ликвидации организаций изображены на рисунке 2.

Рисунок 2. Демография организаций в целом по России с 2005 по 2015 г.

Как видно из Графика 1, ситуация рождаемости и ликвидации организаций была наиболее стабильной в период с 2005 по 2010 год, когда коэффициент ликвидации изменялся пропорционально относительно коэффициента рождаемости организации. Однако в период с 2011 по 2014 год коэффициент ликвидации сильно приблизился к коэффициенту рождаемости, что свидетельствует о неблагоприятном положении малого бизнеса в России, в связи с экономическим кризисом. В 2015 году значения коэффициентов снова начали расходиться и стремиться к нормальному значению. Также в 2015 году в рамках программы импортозамещения, из-за введения продовольственного эмбарго, начали возникать малые предприятия и организации, производящие продукцию, входящую в «санкционный» список. Таким образом, экономический кризис 2014 года, в каком-то смысле стимулировал возникновение российских малых предприятий.

Чтобы создать более благоприятные условия для развития малого бизнеса в России, государство должно серьезную поддержку предпринимателям. В первую очередь государство должно скорректировать меры денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики таким образом, чтобы стимулировать предпринимателей к созданию и развитию бизнеса. Можно обратить внимание на зарубежный опыт поддержки малых предпринимателей. Например, в Японии основа финансирования малых предприятий - «мягкие» займы, суть которых в сокращении процентной ставки по кредиту на 50%. Так вместо 4-8% предприниматель получает кредит по 2-4%. Также со стороны государства в Японии особую поддержку получают низкорентабельные предприятия. Этим государство старается поддержать сильную конкуренцию на рынке.

Примером поддержки малого бизнеса с точки зрения налогово-бюджетного регулирования является Германия. Где с 1978 года действует программа поддержки малых и средних предприятий, по которой вновь созданные организации получают беспроцентный налоговый кредит сроком на 2 года. Таким образом, предприятие может не уплачивать налоги 2 года, а по истечении этого срока, когда оно уже будет успешно работать, вернуть долг государству.

На мой взгляд, адаптация зарубежного опыта в области денежно-кредитного и налогово-бюджетного регулирования на российские условия наряду со становлением механизмов государственно-частного партнерства (в частности система государственных закупок) поможет развитию малого бизнеса в России.

Чтобы малые предприятия работали эффективно, нужны квалифицированные работники. Я считаю, что, чтобыобеспечить все предприятия квалифицированными кадрами и в целом обеспечить наиболее высокий уровень образованности населения, необходимы реформы в сфере среднего, среднего профессионального и высшего профессионального образования. Важно развивать у школьников знания по фундаментальным и прикладным наукам, программированию, чтобы в будущем они смогли обеспечить изобретение новых технологий, нововведения, приводящих к научно-техническому прогрессу.

Российский малый бизнес ещё нуждается в мощной поддержке со стороны государства, но уже находится на пути становления. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в России- важный шаг к становлению и развитию рыночной экономики.

Литература

  1. Малое предпринимательство и малый бизнес [Электронный ресурс]. URL: http://www.lawru.net/podd/podd22.html . (дата обращения 17.12. 2016)
  2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. Сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс]. URL: https://rmsp.nalog.ru/ . (дата обращения 21.12.2016).
  4. Сайбель Н. Ю., Ескевич О. В. Формирование эффективной системы поддержки малого предпринимательства в России // Экономический вестник ЮФО. 2011. № 5. С. 92-97.
  5. Сайт Всемирного банка. Оценка Бизнес Регулирования «Doing Business» [Электронный ресурс]. URL: http://russian.doingbusiness.org/rankings (дата обращения 01.03.2017).
  6. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской федерации на период до 2030 года; Основные направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на 2013 - 2030 годы [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  7. Сайт Федеральной службы государственной статистики URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения 01.03.2017).

Создание дополнительных рабочих мест, развитие конкуренции, а, следовательно, улучшение качества товаров и услуг, рост и развитие национальной экономики – за все это отвечает малый бизнес. Рынок не может быть целиком обеспечен только крупными предприятиями: существуют такие отрасли, которые совершенно для них непривлекательны.

Исследование проблем малого предпринимательства – очень важная и актуальная задача. В России, к сожалению, проблем, касающихся этой сферы экономики не мало. Цель исследования – показать основные проблемы малого бизнеса в России, посмотреть на ситуацию глазами предпринимателей, решивших открыть свой бизнес в существующих условиях, рассмотреть возможные варианты решений возникающих трудностей. Хотя Российское предпринимательство находится на стадии постоянного развития, оно все еще не реализовало полностью свои возможности.

Проблемы малого бизнеса
С чем же в первую очередь столкнется человек, решивший открыть свой бизнес?
Для открытия своего дела нужен начальный капитал. Как правило, за неимением собственных средств, люди идут в банк с надеждой получить кредит на выгодных условиях. На деле, получить его не так просто. Банки в большинстве случаев опасаются выдавать кредиты начинающим предпринимателям: государственная поддержка малого бизнеса незначительна, залоги невелики, бизнес-план кажется плохо подготовленным. Если кредит все же удалось получить, то высокая процентная ставка заставляет предпринимателя постоянно чувствовать себя должным банку.
Вывод: нехватка финансирования малого бизнеса со стороны банков.
Ниже представлена таблица с условиями выдачи кредитов малому бизнесу некоторыми банками России.

Таблица 1. Выдача кредитов малому бизнесу некоторыми банками России

Продолжение таблицы 1

Вторая проблема, сильно ограничивающая возможности предпринимателей, – налоги. Не смотря на то, что налогоплательщику помимо единого налога на вмененный доход и единого сельскохозяйственного налога теперь предоставляется возможность перейти на упрощенную систему налогообложения (УПС), существенно легче жизнь предпринимателя не становится. Хотя предприятие освобождается от ряда таких налогов, как НДС, налога на прибыль и на имущество, на замену приходят другие существенные ограничения: невозможность заниматься определенными видами деятельности, количественные ограничения работников, а такое условие, как запрет на открытие филиалов и представительств, сильно ограничивает перспективы расширения бизнеса.
В 2013 году за истекший период 350 тысяч предпринимателей, занимающихся малым бизнесом, отказались от этого вида деятельности.
Малый бизнес сильно влияет на экономический рост в стране и на ВНП. Во всех развитых странах малый бизнес очень ценится, его доля в ВНП составляет 60-70% (см. Таблицу 2). Фактором, который помогает развитию малого бизнеса, является правильная налоговая политика государства.

Таблица 2. Малый бизнес в разных странах

Однако статья расходов предпринимателей не ограничивается одним налогообложением. Следующим пунктом, так или иначе, окажется плата за аренду, размер которой не ограничен законодательством. Арендодателям никто не запрещает постоянно повышать плату за помещения. В Москве эти цифры доходят до таких величин, что шансы начинающего с нуля предпринимателя открыть в столице свой бизнес крайне малы. Отсюда вытекает тот факт, что в таких крупных городах, как Москва, позволить себе владеть торговой точкой могут только вертикально интегрированные структуры. Крупные торговые сети, способные платить за такую аренду, открывают магазины в торговых центрах, куда ходит большая часть населения. Малый же бизнес остается в стороне.
С чем же сталкиваются те предприниматели, которые пытаются в проблемных ситуациях отстоять свои права?
Единого законодательства, к которому можно было бы обращаться предпринимателям, нет. Хотя есть отдельные документы и положения о ведении бизнеса, в стране отсутствует единая правовая база, более того, некоторые нормативные акты противоречат друг другу.
Отсюда можно сделать вывод, что у российского предпринимательства отсутствует реальная защита и поддержка со стороны государства. В связи с этим можно назвать еще одну не менее важную проблему – нет развития в инновационной сфере. Внедрение инноваций в производство требует больших капиталовложений. У малого бизнеса не достаточно средств для таких инвестиций, тут требуется государственное финансирование.
Негативно сказывается на малом бизнесе еще один аспект – острая нехватка квалифицированных кадров, которая с каждым годом все больше возрастает. Такую проблему не решить быстро какими-либо законами. Здесь потребуется немало времени для того, чтобы обучить людей, повысить квалификацию персонала, подготовить специалистов своего дела. Те специалисты в нашей стране, которые имели высокую квалификацию, в основном работают за границей на иностранные компании.
Еще одной проблемой, сказывающейся на малом бизнесе, можно назвать низкую платежеспособность населения, что сказывается на объеме продаж.

Некоторые предприниматели на заре своей деятельности сталкиваются с еще одной трудностью – регистрацией своего бизнеса.
В среднем, если смотреть по всей России, для регистрации бизнеса требуется пройти около девяти операций, которые занимают примерно 23 дня (зависит от местного законодательства). Точные данные по 30 городам Российской Федерации представлены в Таблице 3 (Source: Doing Business database). Средняя стоимость открытия бизнеса в России – 2,3% дохода на душу населения. Она изменятся в пределах 1.7 % дохода на душу населения в Казани, до 3% в Хабаровске и Сургуте.
В 2001 первом году стала возможной регистрация бизнеса онлайн в четырех городах – Москве, Санкт- Петербурге, Оренбурге и Туле. На деле, многим другим
городам такая процедура тоже была 
доступна. Однако лишь в Санкт-Петербурге ожидания были оправданы, и регистрация занимала 6 дней, в остальных же городах сроки были превышены.

Таблица 3. Оценка легкости открытия бизнеса в 30 городах России


Проверка на практике
Для того чтобы понять, что из всего вышеперечисленного наиболее болезненно сказывается на предпринимательской деятельности, лучше всего спросить об этом самих предпринимателей.
На мои вопросы согласился ответить управляющий таверной:
- Скажите, какую бы проблему малого предпринимательства Вы поставили на передний план?
- Приоритетной проблемой, которую я бы выделил в отдельную категорию, является аренда.
Это помещение мы арендуем у Департамента городского имущества города Москвы, и сложившуюся ситуацию я характеризую, как беспредел. Выходят законы правительства Москвы, которые являются для Департамента имущества основными документами, на основании которых от имени города Департамент управляет этим имуществом, сдает его в аренду малому, среднему и где-то даже крупному бизнесу. Так вот политика Департамента имущества заключается в том, что они ежегодно увеличивают арендную ставку, причем неимоверными шагами. Сейчас уже январь 2014 года, а стоимости за аренду на этот год, информацию о которой мне должны были предоставить до 1 декабря прошлого года, у меня до сих пор нет, и я не знаю, какой размер арендной платы меня ожидает. Никаких санкций к департаменту имущества я применить не могу, только они ко мне могут применять санкции, а я не могу.
- А если обратиться в суд?
- Я с департаментом имущества судился четыре раза. Четыре раза по отдельным делам. Для примера, вот как у нас решаются судебные вопросы. У меня несколько объектов, так как на каждом объекте свое юридическое лицо, дела разные, но суть спора одна. Так вот чем закончилось: хоть у меня было и три разных дела, в которых одна суть, два из них я выиграл, а третье проиграл. Соответственно каждый раз дела рассматривали разные судьи. Закон, как у нас в народе говорят, что дышло: куда повернешь, туда и вышло. Поэтому есть определенная предвзятость и в этом плане.
Правительство Москвы выпускает постановление, в котором, на мой взгляд, достаточно четко прописаны условия. Однако Департамент имущества поступает по-своему и устанавливает свою процентную ставку.
Многие обыватели всегда считали, что лучше всего брать в аренду площадь у государства. Потому что государство, наверное, действует в рамках закона и есть гарантии, что завтра тебя не попросят покинуть это помещение. Так как у меня есть объекты собственности и не собственности, то могу сказать, что там, где мы собственники, мои арендаторы чувствуют себя замечательно, в плане, что мы всегда и находим компромисс, и решаем общие проблемы. Никто не волнуется, что я завтра приду и скажу вернуть помещение, а со стороны Департамента такое происходит регулярно.
И следующее проявление, например, это изменение тех процентных ставок, которые были раньше. Правительство Москвы выпускает постановление, в котором говорит: «Рыночная арендная плата должна определяться на основании независимого оценщика». Я лично обращаюсь в фирму, которая аккредитована при Департаменте имущества, проводить эту оценку, заказываю ее за свои деньги, чтобы заранее сориентироваться. Они мне дают акт об оценке, образно говоря, получается 7000 рублей за кв. метр в год. Департамент имущества со своей стороны, нарушая сроки этой оценки, в итоге как будто бы ее проводит и пишет мне бумагу, в которой эта рыночная ставка не 7000, как оценила мне официальная фирма, а где-то на 20-25% выше. И с этим можно сделать только одно – опять же обращаться в суд и надеяться, что в суде ты сможешь доказать, что твоя оценка более правильная и реалистичная.
- То есть получается, совершенно не соблюдаются законы?
- Происходит тотальное неисполнение законодательных актов именно со стороны чиновников. Чиновник никакой ответственности за неисполнение закона не несет. Нет нормальной системы выговоров, увольнений, поэтому ему очень просто закон не выполнять, а если я его не выполняю, то против меня сразу применяются жесткие санкции. Аренда у Департамента имущества – это сейчас основная головная боль всего малого бизнеса Москвы.
Тут есть еще один аспект. Есть такой закон о защите конкуренции. В соответствии с ним с июня 2015 года, когда у меня закончится договор аренды, например, этого помещения, я не смогу перезаключить договор аренды с Департаментом на новый срок. По этому закону подразумевается, что бывший арендатор, не имеет значения, сколько денег он вложил в помещение, сколько времени он здесь находился, идет на конкурс заключения договора на общих основаниях, путем повышения процентной ставки за аренду, не имея никаких преимуществ.
- А что если выкупить это помещение у Департамента имущества?
- Сейчас как раз у меня стоит дилемма, выкупить ли это помещение до 2015 года или же благополучно про него забыть, потому что Вы сами понимаете, что если на него положит глаз сетевик, то шансов нет.
Если выкупать. Департамент имущества оценивает это помещение в 80-90 тыс. руб. за кв. метр. Здесь общая площадь 475 метров, умножаем, возьмем в среднем, на 85000 за кв. метр, получается, Департамент имущества хочет с меня получить 40 млн. 375 тыс. руб. за это помещение. Говорить о том, сколько мне эти деньги зарабатывать, учитывая специфику проходимости и покупательской способности Зеленограда, нет смысла.
Здесь все упирается в следующую проблему – кредитование. Если мы говорим, что в государстве существует поддержка малого бизнеса, то государство бы мне сказало: «Хочешь купить площадь? Даем тебе нормальную рассрочку». Нормальная рассрочка при таких условиях – 5-10 лет. На что же пошел Департамент имущества, он сказал: «Три года». Делим на три, получается в год 13, 5 млн. руб. – их надо заработать. Если не заработать, то привлекать кредитные деньги. Обращаясь в Сбербанк, под залог того же имущества, то это 12 % годовых – 4,5 млн. руб. в год – только проценты по кредиту. Это помощь и возможности малому бизнесу? Государственная поддержка?
Когда в 2009 году был кризис, Лужков пошел навстречу малому бизнесу и понизил процентную ставку, пусть до 1000 руб. за кв. метр в год, – неимоверная помощь. Потом эту ставку пытались обратно повысить, но в итоге на 2013 год ее все же оставили такой. Сейчас законодательную базу меняют, и в середине этого года планируют установить рыночную арендную ставку, которая будет составлять около 10 тыс. руб. за кв. метр, что означает почти полное исчезновение малого предпринимательства в Зеленограде.

Встретившись с индивидуальным предпринимателем, владельцем сети магазинов головных уборов в Хабаровском крае, можно понять, что для Дальнего Востока характерны те же проблемы, что и для центральных регионов России: « Я работаю предпринимателем с 1996 года. В данный момент я имею магазин и места в торговых центрах города. Конечно, во время своей работы я сталкиваюсь со многими проблемами малого предпринимательства. Для меня на первом месте стоит проблема аренды. Арендодатели понимают, что предприниматели дорожат своим торговыми местами, и совершенно безнаказанно диктуют свои цены, а нам приходится соглашаться. Закона, который бы ограничивал стоимость аренды, нет, и поэтому предпринимателям не на что опираться. Более того, иногда взгляды собственника помещения и снимающего его предпринимателя в отношении ремонта сильно отличаются, а в случае разногласий, потраченные деньги не восполняются.
Второй проблемой для меня являются налоги, то есть недостатки налоговой системы. Ставка налога высока, кроме того, для моего бизнеса, к примеру, характерна зависимость от сезона. Бывают сезоны, месяца, в которые я терплю убытки, а налог нужно платить в полном объеме. Высоки взносы в пенсионный фонд. Сложна система бухучетности в пенсионный фонд, а особенно отчета за работников.
Для пополнения своего товарооборота, мне необходим кредит, но в настоящее время, кредит выдают только под залог или поручительство, которое иногда очень сложно обеспечить. Так же проблема низкой платежеспособности населения. Например, для нашего региона характерна близость Китая. Низкокачественные, дешевые китайские товары заполонили весь наш рынок.
Так же проблемой является строящиеся торговые центры. Их, к сожалению, очень много бывает даже на один квартал, что снижает покупательскую способность. Высоки тарифы на перевозки. Проблема в том, что в нашей стране очень слабая государственная поддержка малого бизнеса, отсутствует единая законодательная база для предпринимателей».

Заключение
Изучив проблемы малого бизнеса в России, можно назвать основные трудности, с которыми сталкиваются предприниматели. Вот те направления, на улучшение состояния которых должна быть направлена политика государства:
Регистрация своего бизнеса – упростить процедуру регистрации, уменьшить время, которое требуется для узаконивания бизнеса.
Кредитование – сделать доступными кредиты малому бизнесу, уменьшить процентные ставки, мотивировать предпринимателей открывать свой бизнес выгодными условиями получения начального капитала.
Налогообложение – поощрять предпринимателей низкими налогами на малый бизнес, освобождать от налогов начинающие компании на период их становления, способствовать развитию.
Аренда – следить за тем, чтобы размер арендной платы оставался в определенных рамках, усовершенствовать процедуру сдачи в аренду помещения, чтобы у арендатора и нанимателя не возникали конфликтные ситуации.
Законодательство – сформировать единую законодательную базу для малого бизнеса, на которую можно было бы полагаться предпринимателям, сделать малый бизнес защищенным со стороны государства, строго следить за исполнением законодательства.

  • Мамедова Н.А., Девяткин Е.А. Малый бизнес в рыночной среде. –Изд. центр ЕАОИ, 2009. –Cтр. 126, 130.
  • Рушайло П., Чувиляев П. Журнал “Коммерсантъ Деньги” №39 от 03.10.2005. – С. 26.
  • Иоффе А.Д., Каганов В.Ш., Мишин А.И. II Всероссийский съезд представителей малых предприятий, 1.3.2.
  • Subnational Doing Business. Doing business in Russia 2012. – June 21, 2012. – P.16.
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    © 2024
    uguseina18.ru - Бизнес. Идеи. Заработок. Выбор ниши. Оборудование