27.12.2023

Презентация на тему культура речи педагога. Речевая культура педагога презентация на тему. Учет возраст. особенностей детей


Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Т.к она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. И кто как не Учитель обязан владеть культурой речи.

Специфика учительской профессии заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа учителя направлена на формирование личности ученика, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Преподаватель должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения.

Основы педагогического общения.

Еще в 1968 году в фильме “Доживем до понедельника” имел место эпизод, посвященный культуре речи учителя. Был показан диалог молодой учительницы с коллегой: - Я им говорю: не ложите зеркало на парту, а они все ложат, ложат и смотрятся в него.

А речь учителя – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для учащихся.

Что же такое Культура речи?

Однозначного понимания термина не существует.

профессор Л.И.Скворцов дает определение, согласно которому “Культура речи” – это “владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи”.

В русском языке для совершенствования культуры речи решающее значение имеет овладение нормами литературного языка. Разновидности нормы выделяются в соответствии с формами речи и уровнями языковой системы: орфоэпические (произношения), акцентологические (ударения) – нормы устной речи; орфографические и пунктуационные – нормы письменной речи; лексические (словоупотребления), словообразовательные и синтаксические, вместе именуемые грамматическими, проявляющиеся в устной и письменной речи; и стилистические.

Сейчас я предлагаю обратиться к нормам языка и проверить самих себя.

Норма ударения: договор, добыча, диспансер, досуг, заговор, каталог, ломоть, дремота, морщить, обеспечение, оптовый, хаос, ходатайствую, феномен, ломота, зевота

Выбрать правильную форму согласования подлежащего и сказуемого.

Большинство поэтов (считало, считали) себя его учениками. К нам (пришел, пришла) (наш, наша) врач Иванова. Марина Цветаева – (один, одна) из лучших поэтов XX века. В гостиной (стоял, стояла) диван-кровать. Мать с ребенком (пошла, пошли) к врачу.

Соблюдение норм литературного языка – это обязательно для речи учителя.

В чем же заключаются особенности педагогического общения

Сама публичная речь учителя служит передаче информации слушателям. Кроме того в ней всегда присутствует дидактическая направленность, т.е. одновременно с передачей информации решаются задачи обучения. Это выдвигает особые требования к отбору, способам организации и изложения информации, т.е. к содержанию и формам педагогической речи.

Речь учителя служит образцом, который воспринимает ребенок и по которому он учится строить свою речь. При этом следует помнить, что для ученика речь учителя зачастую является единственным образцом литературной нормы и правильного представления речи вообще. В силу этого особое внимание следует обратить на форму педагогической речи, ее нормативный характер, делать доступной не только для восприятия, но в известной мере и для подражания.

Рядом психологов и методистов используется термин “стиль педагогического общения” – это совокупность поведенческих реакцией, в которых проявляются качества личности учителя, манера общения педагога с детьми, а также его поведение в различных ситуациях профессиональной деятельности. Стиль педагогического общения зависит от индивидуальных качеств преподавателя: психических свойств личности, интеллекта, а также от той ролевой установки, которую определяет для себя педагог. Нет общепринятой классификации стилей педагогического общения. Наиболее распространены следующие:

1) общение – устрашение (учитель подавляет детей, диктует свои условия, играет роль “деспота”, “диктатора”);

2) общение – заигрывание (учитель, неуверенный в своих знаниях и педагогическом мастерстве, как бы пытается заключить “сделку” с учениками);

3) общение с четко выраженной дистанцией (учитель постоянно подчеркивает разницу между собой как более опытным, знающим, понимающим и учениками, которых он воспринимает как учащихся, обязанных его слушаться;

4) общение дружеского расположение (учитель выступает в роли старшего друга, приятеля, более знающего, желающего прийти на помощь ученику);

5) общение совместной увлеченности (учитель и ученики – коллеги, вовлеченные в процесс интеллектуальной совместной деятельности на уроке).

Лишенные крайностей, эти стили могут применяться в разных ситуациях общения в зависимости от конкретных обстоятельств.

Этапы подготовки речи

Для успешности своих выступлений Учитель подготавливает свою речь поэтапно.

1 этап. Знакомство с предметом предстоящего выступления и формировка темы .

осуществляется на данном этапе переход от общей установки к знакомству с проблемой и отбору информации. Углубленное изучение того или иного вопроса позволяет формулировать тему предстоящего выступления.

2 этап. Формулировка цели выступление и сопостоновка плана .

После знакомства с необходимым материалом, следует переходить к определению своей позиции и формулировки цели высказывания

На основе глубокого освоения предмета предстоящей речи и сформулированной цели готовится план, который должен логически развивать основные положения и выступления. Схема рассуждения: тезис – доказательство – вывод .

3 этап. Формирование текста выступления .

Здесь продолжается процесс отбора информации, доказательств, примеров, иллюстраций, раскрывающих основные положения плана. Существуют различные точки зрения по поводу предварительного написания текста. Исходить надо из конкретных условий: уровня подготовки и опыта учителя, сложности материала в основе выступления, степени его освоения, ситуация общения и специфики аудитории. Следует учитывать, что любое выступление должно содержать достаточно яркие и убедительные примеры, иллюстрирующие анализируемые вопросы, с соблюдением правил цитирования.

4 этап. Работа над речевой стороной выступления .

Опираясь на знания русского языка, на этом этапе следует выбирать языковые средства, наиболее полно соответствующие теме, цели и конкретной ситуации общения. Такая работа предполагает строгое следование нормам русского языка. Новые и непонятные слова следует проверить по словарю и уяснить их лексическое значение.

5 этап. Редактирование и запоминание выступления . Начинается обработка по двум направлениям:

1) проверка содержательно – композиционной стороны (глубина информации, полнота, логичность, убедительность);

2) оценивается не только соответствие речи нормам литературного языка, но основным коммуникативным качествам.

Написанный текст должен быть сжат до основных моментов, которые могут быть представлены в виде тезисов,и направлять течение речи. Такой развернутый план помогает говорящему запомнить композицию своего выступления, последовательность развития мыслей. Запоминание также облегчается и предварительной психологической подготовки.

6 этап. Психологическая подготовка .

После того как выступление сформировано, целесообразно провести репетицию, которая поможет проверить подготовленный материал, провести хронометраж, внести необходимые уточнения и исправления, выбрать нужные интонации.

7 этап. Сохранение информации (архив, библиография).

Культура умственного труда предполагает определенные правила работы с источниками информации и собранным материалом. У каждого работника умственного труда есть рабочий архив. Обычно он включает личную библиографическую картотеку и различного рода выписки.

Качество речи учителя

Одной из составляющих культуры речи является и Качество голоса учителя.

Голос – важнейший элемент техники речи. Для учителя он является основным средством труда. К голосу учителя предъявляется ряд требований , которые определяются условием педагогического общения и задачами, решаемыми в профессиональной деятельности.

  1. Голос не должен вызывать неприятных ощущений у слушателей, а должен обладать благозвучностью.
  2. Учителю необходимо изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения.
  3. Преподаватель должен уметь управлять своим голосом в общении с аудиторией, направлять его, “отдавать” слушателям, говорить не для себя, а для учеников, т.е. голос должен обладать полетностью.
  4. Голос, – как уже было сказано, – основное орудие педагогического воздействия, поэтому с его помощью учитель должен уметь внушить ученику определенные требования и добиться их выполнения.
  5. Учителю постоянно приходится выдерживать значительные нагрузки на речевой аппарат, поэтому его голос обязан быть достаточно выносливым.

Исходя из данных требований, можно сказать, что важнейшим профессиональными качествами голоса учителя являются благозвучность, гибкость, полетность, выносливость.

Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков.

Дикция является одним из обязательных элементов техники речи, особенно важна для учителя, поскольку его речь является образцом. Кроме того, без дикции просто невозможна нормальная коммуникация. Нечеткая артикуляция приводит к неявной речи и затрудняет понимание слушателями говорящего. Работа над дикцией учителя заключается в изучении артикуляционных характеристик звуков и тренировочных упражнениях, позволяющих выработать хорошую дикцию. (Скороговорки, упражнения для губ)

Понятие выразительности речи

Речь педагога должна быть обязательно наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, которое можно назвать выразительностью. Она является таким же обязательным элементом, как, например, техничность, дикция. Это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика условие контакта собеседников и т.д.

Заключение

Перед учителем стоит серьезная задача он обязан за чередой тревог и волнений разглядеть личность будущего человека, которого он создает, прежде всего при помощи нашего языка. Язык учителя должен быть для учащихся эталоном. С помощью этого сильнейшего оружия и точнейшего инструмента учитель развивает историческую память народа, приобщает к богатствам многонациональной культуры тех, для кого эта культура воспринимается, прежде всего, через воздействующее слово.


Техника речи - это мастерство публичного выступления, делового общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил ораторского искусства, связанные с силой, высотой, благозвучностью, полетностью, подвижностью, тоном голоса и дикцией. Техника речи - это мастерство публичного выступления, делового общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил ораторского искусства, связанные с силой, высотой, благозвучностью, полетностью, подвижностью, тоном голоса и дикцией.


Речевой аппарат - это совокупность органов человека, необходимых для производства речи. Он включает в себя несколько звеньев: дыхательные органы; органы речи пассивные - это неподвижные органы, служащие точкой опоры для активных органов. органы речи активные - это подвижные органы, производящие основную работу, необходимую для образования звука; головной мозг.


Упражнение 1. Сделайте вдох на счет 1, 2, 3, 4, на 5, 6 - задержите дыхание, на счет 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 - выдох. Упражнение 1. Сделайте вдох на счет 1, 2, 3, 4, на 5, 6 - задержите дыхание, на счет 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 - выдох.


Упражнение 4. Игры-соревнования: а) “Кто дольше?”: - прожужжит пчелой (ж-ж-ж-ж-ж); - прозвенит комаром (з-з-з-з-з); б) “Кто больше?”: - выпустит воздуха из проколотой шины (с-с-с-с-с); - задует свечей на именинном торте (ф-ф-ф-ф-ф). Упражнение 4. Игры-соревнования: а) “Кто дольше?”: - прожужжит пчелой (ж-ж-ж-ж-ж); - прозвенит комаром (з-з-з-з-з); б) “Кто больше?”: - выпустит воздуха из проколотой шины (с-с-с-с-с); - задует свечей на именинном торте (ф-ф-ф-ф-ф).


Упражнение “Цоканье”. Кончик языка плотно прижат к альвеолам, затем толчком отрывается и перескакивает ближе к мягкому небу. При этом возникает щелчок, похожий на цоканье копыт. Повторить 8-10 раз. Упражнение “Цоканье”. Кончик языка плотно прижат к альвеолам, затем толчком отрывается и перескакивает ближе к мягкому небу. При этом возникает щелчок, похожий на цоканье копыт. Повторить 8-10 раз.


Упражнение. С любой громкостью произнесите поочередно звуки И - У (И-У-И-У-И-У) 10-15 раз. Упражнение развивает подвижность гортани. Упражнение. С любой громкостью произнесите поочередно звуки И - У (И-У-И-У-И-У) 10-15 раз. Упражнение развивает подвижность гортани.


Сила голоса - это его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Человек должен уметь варьировать силу голоса в зависимости от условий коммуникации. Поэтому одинаково необходимо умение говорить как громко, так и тихо. Сила голоса - это его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Человек должен уметь варьировать силу голоса в зависимости от условий коммуникации. Поэтому одинаково необходимо умение говорить как громко, так и тихо. Высота голоса - это его способность к тональным изменениям, то есть его диапазон. Для обычного голоса характерен диапазон в полторы октавы, однако в бытовой речи человек чаще всего использует лишь 3-4 ноты. Расширение диапазона делает речь выразительнее.


Прочитайте текст, меняя в зависимости от содержания силу голоса: Прочитайте текст, меняя в зависимости от содержания силу голоса: Была тишина, тишина, тишина. Вдруг грохотом грома сменилась она! И вот уже дождик тихонько - ты слышишь? - Закрапал, закрапал, закрапал по крыше. Наверно, сейчас барабанить он станет. Уже барабанит! Уже барабанит!


Упражнение. Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса, а затем “спускайтесь” вниз. Упражнение. Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса, а затем “спускайтесь” вниз.


Под благозвучностью голоса понимается чистота его звучания, отсутствие неприятных призвуков (хрипоты, сиплости, гнусавости и т.п.). В понятие благозвучности включается прежде всего звонкость. Голос звучит звонко, когда он резонирует в передней части полости рта. Если же звук формируется у мягкого неба, он получается глухим и тусклым. Звонкость голоса зависит и от собранности звука (его концентрации у передних зубов), от направленности звука, а также от активности губ. Под благозвучностью голоса понимается чистота его звучания, отсутствие неприятных призвуков (хрипоты, сиплости, гнусавости и т.п.). В понятие благозвучности включается прежде всего звонкость. Голос звучит звонко, когда он резонирует в передней части полости рта. Если же звук формируется у мягкого неба, он получается глухим и тусклым. Звонкость голоса зависит и от собранности звука (его концентрации у передних зубов), от направленности звука, а также от активности губ.


Подвижность голоса - это его способность без напряжения меняться по силе, высоте, темпу. Эти изменения не должны быть непроизвольными, у опытного оратора изменение определенных качеств голоса всегда преследует определенную цель. Подвижность голоса - это его способность без напряжения меняться по силе, высоте, темпу. Эти изменения не должны быть непроизвольными, у опытного оратора изменение определенных качеств голоса всегда преследует определенную цель.


Упражнение. Произносите слова сначала медленно, затем постепенно ускоряйте темп до очень быстрого с последующим замедлением: "Быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали... быстро ехали... быстро ехали". Упражнение. Произносите слова сначала медленно, затем постепенно ускоряйте темп до очень быстрого с последующим замедлением: "Быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали... быстро ехали... быстро ехали".


Под тоном голоса подразумевают эмоционально-экспрессивную окрашенность голоса, способствующую выражению в речи говорящего его чувств и намерений. Тон речи может быть добрым, злым, восторженным, официальным, дружеским и т.д. Он создается с помощью таких средств, как увеличение или ослабление силы голоса, паузация, убыстрение или замедление темпа речи. Под тоном голоса подразумевают эмоционально-экспрессивную окрашенность голоса, способствующую выражению в речи говорящего его чувств и намерений. Тон речи может быть добрым, злым, восторженным, официальным, дружеским и т.д. Он создается с помощью таких средств, как увеличение или ослабление силы голоса, паузация, убыстрение или замедление темпа речи.


Упражнение. Произнесите фразу "Какая у него профессия" так, чтобы выразить: Упражнение. Произнесите фразу "Какая у него профессия" так, чтобы выразить: восхищение; сочувствие; презрение; пренебрежение; вопрос; зависть; вопрос-переспрос; удивление.


Темп речи не является непосредственным свойством самого голоса человека, однако, умение варьировать, при необходимости, скорость произнесения слов и фраз также можно отнести к тем навыкам, совершенствованием которых должна заниматься дисциплина «Техника речи». Темп речи не является непосредственным свойством самого голоса человека, однако, умение варьировать, при необходимости, скорость произнесения слов и фраз также можно отнести к тем навыкам, совершенствованием которых должна заниматься дисциплина «Техника речи».


Дикция - это степень отчетливости в произношении звуков, слогов и слов в речи. Ясность и чистота звучания речи зависят от правильной и активной работы артикуляционного аппарата. Дикция - это степень отчетливости в произношении звуков, слогов и слов в речи. Ясность и чистота звучания речи зависят от правильной и активной работы артикуляционного аппарата.


Каждое из следующих упражнений необходимо повторить по несколько раз. Каждое из следующих упражнений необходимо повторить по несколько раз. проговаривайте «БЯ», положив язык на нижнюю губу; произносите звуки «АС», быстро высовывая и убирая язык за зубы; произносите несколько раз «ТКР», «КТР», «ДРТ», «РКТ»; для улучшения работы губ произносите «МБ», «ТВ», «БМ» и т.д.; сделайте губы трубочкой и тяните звук «М-М-М», затем улыбнитесь.


Упражнение. Произнесите трудные сочетания звуков сначала медленно, затем быстрее: Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, ккждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто. Упражнение. Произнесите трудные сочетания звуков сначала медленно, затем быстрее: Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, ккждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто.


Упражнение. Произнесите фразы, состоящие из одних ударных слогов, сначала медленно, затем быстро: В тот час тут пел дрозд. В тот год тут был град. Дуб был стар. Всем люб был Петр. Вмиг клуб полн. Мох скрыл гриб. Дед стал стар. Ваш гость взял трость. Волн всплеск - брызг блеск! Сто верст вскачь. Упражнение. Произнесите фразы, состоящие из одних ударных слогов, сначала медленно, затем быстро: В тот час тут пел дрозд. В тот год тут был град. Дуб был стар. Всем люб был Петр. Вмиг клуб полн. Мох скрыл гриб. Дед стал стар. Ваш гость взял трость. Волн всплеск - брызг блеск! Сто верст вскачь.


Работа по повышению уровня речевой культуры немыслима без усовершенствования речевого аппарата. Нельзя выступать перед слушателями, пережевывая текст, съедая начало и концы слов, заменяя одни звуки другими или объединяя отдельные слова в одно бессмысленное сочетание. Такая речь искажает смысл высказывания и производит неприятное впечатление. Работа по повышению уровня речевой культуры немыслима без усовершенствования речевого аппарата. Нельзя выступать перед слушателями, пережевывая текст, съедая начало и концы слов, заменяя одни звуки другими или объединяя отдельные слова в одно бессмысленное сочетание. Такая речь искажает смысл высказывания и производит неприятное впечатление. Работайте над своей речью.


«Самое важное в искусстве речи – это во-первых, произношение, во – вторых, произношение, и, в-третьих, произношение» Демосфен. «Самое важное в искусстве речи – это во-первых, произношение, во – вторых, произношение, и, в-третьих, произношение» Демосфен.

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Педагогика"

Скачать готовые презентаций по педагогике. Педагогика – Наука о воспитании и обучении. Разнообразие презентации по педагогике, доступных для скачивания на нашем сайте, позволят вам эффективно и интересно провести школьные занятия, посвященные самым разным темам. Грамотная структура подачи информации и большое количество слайдов помогут передать информацию в понятной форме.

«Части речи 2 класс» - Бодрый прил. Варить гл. Зелёная прил. Достану гл. Ждёшь гл. Зарос гл. Ответный прил. Жалеем гл. Высь сущ. Ослику сущ. Смеётесь гл. Проходил гл. Деловая прил. Стоят гл. Определи части речи: Поранился гл. Ножной прил. Обошли гл. Ручки сущ. Отметим гл. Отметина сущ. Долгая прил. Мастера сущ. Жадный прил.

«Части речи урок» - Чувство 3. Какие слова не являются глаголами? а). К какой части речи относятся названные слова? Распределите слова в три колонки: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Распределение по частям речи. Глагол 2. Выберите имена существительные а). Солнце Дед Мороз Снеговик Морковка. Подготовка к изучению нового материала.

«Наша русская речь» - «Великий могучий русский язык!». Разберемся что к чему! А ведь ребенок впитывает в себя все, как губка! На возрождение нравственного(любовно-преданного) отношения к языку. А вот, что думаем мы… Дыдычкин М. (ученик 9 класса): Почему мы должны писать без ошибок? Коля только знал актеров Зарубежного кино.

«Самостоятельные части речи» - Основной вопрос нашего проекта: Глагол Прилагательное Причастие. Продолжительность проекта: Мы будем изучать следующие самостоятельные части речи: Может ли самостоятельное быть без служебного? Методические задачи: Самостоятельные части речи. Представление результатов исследования: Распределение по группа:

«Служебные части речи» - Части речи делятся на: - Предлоги - Союзы - Частицы. - Не имеют самостоятельного ударения; - фонетически примыкают к знаменательным частям речи. Служебные части речи – это… Членами предложения; - используются как формально-грамматические средства языка. Основные признаки служебных частей речи: Отличие служебных частей речи от самостоятельных:

«Проекты по развитию речи» - Язык и речь, функции языка. Рекламный текст. И скоро я снова обрету все, что имел. Рекламный образ. Скилеф. Основные виды языковых норм: орфоэпическая, лексическая, грамматическая. Слоган как часть рекламного текста. Этикет делового телефонного разговора. Критерии языковой нормы. Коммуникативные качества речи: точность, понятность, чистота, богатство.

Слово является одним из самых мощных коммуникативных орудий человека. Живет слово, устная речь является чрезвычайно важным элементом профессиональной мастерства современного педагога и служит не только для решения учебных задач. Выразительное речи - это подлинное выражение культуры, оно помогает учителю создать атмосферу коллективного эстетического переживания. Слуховые впечатления, как известно, часто является самыми действенными, сильно влияют на сердце, ум и поступки воспитанников. А слушать урок, рассказ, объяснение педагога - это большая умственная работа, которую значительно облегчает выразительный, искусный изложение.

К сожалению, речь неопытного педагога часто бывает сухим, монотонным, невыразительным. В нем отсутствует четкое группирование слов вокруг логических центров. Непроизвольные паузы, обусловленные не логикой содержания, а неумением правильно распределить дыхания, отсутствие интонационной связи между отдельными частями фразы мешают воспринимать суть устного рассказа.

Процесс успешного осознание школьниками учебного материала в значительной степени зависит от совершенства речи учителя. к техническим показателей выразительной речи относятся: дыхание, голос, дикция (произношение), интонация (тонн), темп.

Лишь хорошо овладение каждой составляющей техники речь может гарантировать его высокое качество.

Итак, техника речи - это совокупность элементарных приемов фонационные дыхания, речевого голоса и дикции, доведенных до степени автоматизированных навыков, позволяет учителю с максимальной эффективностью осуществлять речевое воздействие.

Это навыки, умение реализовать язык в конкретной речевой ситуации так, чтобы она производила на слушателей эвристическое (интеллектуальное), эмоционально-эстетическое, побудительное впечатление.

Развитое речевое дыхание, поставленный голос, совершенная дикция придают слову педагога яркую интонационную выразительность, позволяет передавать в речи тончайшие оттенки (нюансы) мыслей и чувств.

Для формирования речевых навыков необходимо понимание сущности языка и речи как средства общения, знание особенностей восприятия устной речи, а также построения речевого аппарата, средств его развития.

Сегодня в педагогике существует разработанная система упражнений по технике речи, которая, опираясь, главным образом, на опыт театральной педагогики, выглядит как комплекс навыков в речевом дыхании, голосообразовании и дикции, позволяет учителю донести до учащихся все богатство содержания своего слова.

Для развития и совершенствования техники речи необходимо знать строение речевого аппарата и возможные способы его развития, поможет учителю искусно использовать возможности своего дыхания, голоса, дикции в педагогической работе.

Дыхание - один из главных жизнедеятельных актов человеческого организма, который человек выполняет постоянно, в определенном ритме. Одновременно дыхания является основой произносимого речи. Речевое дыхание называется фонационным (от греч. phono - звук). В процессе дыхания активно участвуют: носоглотка, бронхи, легкие, грудная клетка, диафрагма. Чтобы их работа была правильной и эффективной, они должны быть физически здоровыми, развитыми. Качество дыхания зависит от возраста говорящего. В зависимости от того, какие мышцы участвуют в процессе дыхания, различают 4 его типа:

1) Верхнее или ключичное дыхания осуществляется за счет сокращения мышц, которые поднимают и опускают плечи и верхнюю часть грудной клетки. Это поверхностное дыхание, во время которого работает только верхняя часть легких.

2) Грудное дыхание осуществляется межреберные мышцы. при этом диафрагма малоподвижная, поэтому выдох недостаточно энергичен.

3) Диафрагматичне дыхания происходит вследствие сокращения мышц диафрагмы (сокращение межреберных дыхательных мышц очень незначительное).

Обычно, человек использует все три типа дыхания, но у каждого преобладает какой-то определенный тип. Так, женское дыхания в процессе эволюции сложилось как преимущественно грудное, а мужчины дышат в основном с помощью диафрагмы.

Эффективным - полным и правильным - считается четвертый, смешанный, тип дыхания:

4) Реберно-диафрагменное, то есть, когда в процессе дыхания двигаются и ребра, и диафрагма. Убедиться в этом можно так: положить правую руку на диафрагму, а левую - на левый бок грудной клетки; набрав воздух через нос, слегка задержав его, сказать фразу (выдыхая воздух во время ее проговаривания мы должны почувствовать движение ребер и диафрагмы). В таком случае происходит полное расширение грудной полости, максимальная вентиляция всех участков легких. Напряжение нижних межреберных мышц позволяет удерживать диафрагму в сокращенном состоянии, способствует спокойному, равномерном выдохе, незаметном для окружающих.

Дыхание имеет два основных акты: вдох и выдох, качество которых тоже соответственно окрашивает звуковое вещание, а пауза между ними является показателем характера дыхания. Так, последовательность обычного физиологического дыхания - вдох, выдох, пауза, где вдох и выдох короткие и одинаковые по продолжительности. В повседневной жизни, когда речь человека основном диалогическое, дыхание не вызывает труда. Но для монологической речи физиологического (или непреднамеренного) дыхание, как правило, не хватает. Речи и чтения вслух требуют большого количества воздуха, его экономного расхода и своевременного обновления. На уроке, особенно когда учителю приходится говорить длительное время, объясняя материал, читая лекцию, нетренированное дыхания дает о себе знать: может участиться пульс, покраснеть лицо, появится одышка.

Однако, дыханием тоже можно управлять: умышленное (фонационное) дыхание, в отличие от физиологического, осуществляется в другой последовательности: короткий вдох, пауза, длинный звуковой выдох. Если при обычном физиологическом дыхании соотношение вдоха и выдоха было 1: 1, то при фонационное оно меняется в соотношении 1:10, 1:15. На начальном этапе освоения речевым дыханием осуществляется с помощью воли и сознания. Впоследствии преднамеренное (произвольное) речевое дыхание превращается в неумышленное (Непроизвольное).

Важной особенностью регуляции дыхания у человека есть способность произвольно, в зависимости от цели, в том числе и речевой, менять темп, ритм, активность, амплитуду дыхательных движений.

В процессе развития навыков фонационные дыхания следует руководствоваться такими условиями правильного дыхания.

1. Вдыхать воздух через нос следует свободно, бесшумно.

2. Начинать говорить можно тогда, когда в легкие взято незначительный избыток воздуха, необходимого для вынесения структурно-логической части текста: это избавит от "внеочередного" вдохе, который нарушает плавность и ритм речи, вызывает прерывистость, поверхностность дыхания.

3. Не допускать, чтобы воздух был затраченное полностью (т.е. не допускать полного освобождения легких от воздуха) - это приведет к аритмии, фальцет и др. Тратить воздуха следует экономно и равномерно.

Следует воспользоваться каждой естественной остановкой в ​​речи для подбора запаса воздуха в легкие. (Добирание воздуха во время природных остановок осуществляется так называемым нижним дыханием; движется диафрагма, а верхняя часть грудной клетки и ребра подняты и неподвижные).

Пополнять запас надо своевременно и незаметно.

4. Помнить, что от глубины вдоха зависит сила выдоха, а значит - сила

5. Вдыхать и выдыхать следует бесшумно, незаметно для слушателя, ведь качественный звук образуется спокойным струей воздуха, выходящего во время равномерного вдоха и выдоха (речь не идет о эффективное речи).

Систематическая работа над собой и выполнения специальных упражнений способствовать совершенствованию дыхательной системы будущего учителя.

Вдыхая и выдыхая воздух в процессе говорения, человек заставляет голосовые связки смыкаться и размыкаться. В результате появляется голос.

Он стимулируется интеллектом говорящего, его эмоциями (желанием говорить), волей. Сам голос - слабый. Чтобы он зазвучал, необходимо усиление звуков голоса. Оно осуществляется резонаторами (усилителями): грудной клеткой, небом, зубами, носовой полостью, костями лица, лобными пазухами. Различают верхний резонатор (ротовая полость, нос) и нижний, грудной резонатор (дыхательное горло, бронхи, легкие). Итак, звучание голоса, его основные свойства в значительной степени зависят от построения резонаторов, от того, в каком они состоянии и правильно направляются звуки голоса в резонаторы.

Рассмотрим основные свойства голоса учителя.

Сила (объемность, звучность) голоса зависит не от физических усилий, которые приводят к напряжению мышц гортани и голосовых связок, а от правильного, активного речевого дыхания, от активности работы органов речевого аппарата, умение пользоваться резонаторами. Сила - это в большей степени полноценность, компактность, чем громкость звука, и определяется тем пространством, звук должен заполнить.

К. С. Станиславский подчеркивал, что когда нужна настоящая сила речи, необходимо забыть о громкость. Учитель в классе стоит выбирать среднюю силу голоса и никогда не обращаться к повышенной громкости (крика), поскольку крик перенапрягает голосовые связки и очень быстро перестает служить привлечению внимания слушателей.

Полетность - способность "посылать" свой голос на расстояние и регулировать силу голоса; способность голоса выделяться на фоне других звуков.

Она вместе с силой обеспечивает нормальную слышимость в различных точках аудитории.

Обязательным предварительным условием, что обеспечивает полетность голоса, является психологическая установка учителя на общение. Полетность зависит от того, насколько правильно оценил педагог особенности акустики данной аудитории, смог "отдать" звук, обеспечить его ссылки. Большую роль в обеспечении полетности играет и четкость артикуляции, поскольку нечеткая работа органов речи не позволяет сформироваться полноценному звука.

Гибкость (подвижность) голоса связана с умением выбирать такие его характеристики, которые соответствуют конкретным условиям общения: это и изменение голоса в пределах существующего диапазона, и адаптивность (то есть приспособляемость голоса в акустических условий, в которых учитель вынужден говорить), и умение преодолевать голосом звуковые помехи (разговоры, посторонние шумы). Гибкость речи заключается в легкости, разнообразия повышений или понижений от основного тона, в изменениях тембра соответствии с требованиями - логических и художественных - определенного текста. В основном гибкость голоса касается его изменений по высоте.

Диапазон - это объем голоса. Его границы определяются высшим и низким тоном. Сужение диапазона голоса приводит к появлению монотонности, обеднение звуковой палитры. Однообразие звучания, в свою очередь, притупляет восприятие, ослабляет педагогическое воздействие речи.

Тембр - окраска звука, его яркость, мягкость, теплота, индивидуальность, то есть то, что отличает голос одного человека от другого.

Благозвучие - это чистота и свежесть тембра (без посторонних призвуков: хрип, сипения, скованности и др.), врожденная красота голоса, не вызывает негативных ощущений у слушателей. Благозвучие, а особенно такие ее составляющие, как чистота и ясность тембра, во многом определяются природными данными.

Однако, существует возможность совершенствовать такие "составляющие" благозвучия, как темп и высота.

Внушаемость - способность голосом воздействовать на слушателя, транслировать, внушать ему необходимое эмоциональное состояние даже безотносительно к содержанию речи. Внушаемость во многом зависит от тембра, а тренируется в процессе совершенствования выразительной стороны речи, прежде всего, интонационной гибкости и диапазона.

Выносливость - способность выдерживать определенную нагрузку.

Выносливость голоса обеспечивается правильным речевым дыханием, четкостью артикуляции, качеством резонирования и соблюдением ряда требований, наиболее важными из которых являются гигиена голосовых связок. После рабочего дня необходимо в течение нескольких часов воздержаться от разговоров или пытаться общаться очень короткими фразами при минимальной их звучности.

Исследования показывают, что заболеваемость голосового аппарата у учителей составляет 40,2%. Основные причины нарушения голоса: повышенное ежедневное нагрузки, неумелое пользование голосовым аппаратом, несоблюдение правил гигиены, врожденная слабость голосового аппарата. Поэтому перед долговременным речью необходимо с самого начала выбрать такую ​​силу и громкость, которые не приводили к перенапряжению голосовых связок.

Дикция - это ясность и четкость в произношении слов, слогов и звуков. Она есть профессиональной необходимостью для учителя, поскольку способствует правильному восприятию учениками речи педагога. Небрежность в произношении делает вещания нечетким и неразборчивым. Это проявляется в "еде" конечной согласной или звуков внутри слова, звучании "сквозь зубы".

Дикция зависит от слаженной и энергичной работы всего речевого аппарата. К артикуляционного или речевого аппарата принадлежат губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, маленький язычок, гортань, задняя стенка глотки, голосовые связки. Одни из них пассивны в речи, а другие (язык, губы, мягкое небо, маленький язычок и нижняя челюсть) активно участвуют, поэтому их можно тренировать.

Если недостатки в речи органического происхождения, то помочь может

только хирургическое вмешательство. Неорганические недостатки (картавость, сюсюканье, шепелявость, вялость и неясность речи) можно исправить с помощью специальной артикуляционной гимнастики. Она содержит упражнения для разминки речевого аппарата, а также для правильного отработки артикуляции каждого громкого и согласного звука.

К примеру, неподвижная верхняя и дряблая нижняя губа мешают четкой произношении многих свистящих и шипящих согласных. Если человек слишком сильно прижимает язык к внутренней стороне верхних зубов или кладет его на зубы, - возникает "сюсюканье". В таком случае нужно учиться прятать язык за зубы. Полезны упражнения с спичкой в ​​зубах. Существуют несложные логопедические упражнения по ликвидации шепелявости, картавости, гнусавости и т.п.

В общем говорить нужно плавно, приучиться хорошо открывать рот, что является важным условием формирования звука. Хорошая дикция готовит речевой аппарат к творческому процессу, делает привычной точную артикуляцию всех звуков речи, помогает выразительности речи.

Неправильные навыки, недостатки речи, которые закрепились за много лет, не смогут быстро исчезнуть. Только последовательные тренировки, непрерывная труд и выдержка помогут избавиться привычных неправильных движений некоторых частей речевого аппарата, заменив их другими, еще не привычными, но правильными движениями, и сделать эти движения непринужденными.

Темпоритм - это скорость в целом и продолжительность звучания отдельных слов, слогов, а также пауз в сочетании с ритмической организованностью, размеренностью речи.

Скорость речи зависит от индивидуальных качеств учителя, содержания его речи и ситуации общения. Продолжительность звучания отдельных слов зависит не только от их длины, но и от значимости их в данном контексте. Сложную часть материала учитель преподает в медленном темпе, далее может говорить быстрее. обязательно замедляется речи, когда нужно сформулировать тот или иной вывод - определение, правило, принцип, закон. Следует учитывать и степень возбуждения учащихся. Чем больше возбужден ученик, тем медленнее и тише нужно говорить учителю.

Для достижения выразительности звучания следует мастерски пользоваться паузами: логическими и психологическими. Без логических пауз речи безграмотное, а без психологических - мертвое. Паузы, темп и мелодика речи в совокупности составляют интонацию. Интонация - это видоизменения высоты звучания, силы, тембра голоса, членение речи паузами в процессе его развертывания.

Интонационная выразительность речи может подчеркнуть, усилить творческий замысел автора или видоизменить, исказить его. речь учителя должно привлекать своей естественностью, разговорным мелодичным рисунком и, в отличие от обычной беседы, быть контрастным, выразительным.

Акцент, темп и мелодия организуют вещание и отчетливо проявляются в интонирования не отдельных слов, а группы слов, то есть в речевом потоке, в устной речи. Темп не самостоятелен - он повторяет позицию акцентирования, то есть обусловлено динамикой слова, фразы. Мелодия же создается контрастированием ударных и безударных слогов, ударных и безударных слов.

Итак, темпоритм, интонационная выразительность речи - очень сложный механизм, который приводится в действие физиологическими, интеллектуально логическими и психологическими рычагами. Этот механизм безотказно работать, если говорящий будет иметь тренированный на сказанное слово слух, если будет психологически настроен на восприятие этого слова, не останется в нему равнодушным и если будет обладать разнообразными и точными языковыми средствами, необходимыми для смысловой, логической и эмоционально-экспрессивной выразительности.

После объективной оценки собственных речевых данных следует начать регулярные занятия для исправления выявленных недостатков, слабых сторон речи (тренировать дыхание, отрабатывать дикцию, темпоритм, укреплять голосовые связки). Ведь голос учителя должен быть ярким, звучным, четким, привлекать внимание. Хорошее речи учителя пробуждает в учеников желание слушать, способствует решению учебно-воспитательных задач.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Презентацию на тему "Культура речи педагога" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Педагогика. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 23 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Культура речи педагога- образец для подражания

Подготовила учитель-логопед: Селиванова С.А.

Слайд 2

Слайд 3

В успешной организации педагогического процесса многое зависит от культуры общения воспитателя. Культура – это духовный запасник общества. Внешняя культура представляет собой совокупность положительно оцениваемых целей и норм. Воспитанность человека следует определять через осознание нормативно-целостной системы и реализацию их знания в жизни и передачу той Н.Ц.С., носителем которой он является.

Слайд 4

Культура речи - это совокупность навыков и знаний человека, обеспечивающих целесообразное и незатрудненное применение языка в целях общения, владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.

Слайд 7

«Норма -это совокупность наиболее пригодных («правильных», «предпочитаемых») для обслуживания общества средств языка, складывающихся как результат отбора языковых элементов (лексических, произносительных, морфологи­ческих, синтаксических) из числа сосуществующих, наличествующих, образуемых вновь или извлекаемых из пассивного запаса прошлого в процессе социальной, в широком смысле, оценки этих элементов» (С.И. Ожегов).

Слайд 8

Строго обязательные Нарушение данных норм расценивается как слабое владение русским языком

Не строго обязательные: .т.е. возможны варианты.

Слайд 9

примеры вариантного использования норм языка 1) по месту ударения: родИлся - родилсЯ, ржАветь -ржавЕть, хАос – хаОс; 2)связанные с произношением отдельных звуков или их сочетаний: було[чн]ая - бу-ло[шн]ая, д[е]кан - д[э]кан; 3) фонематичес­кие, различающиеся по составу фонем: ноль - нуль, галоша - калоша, тоннель - туннель; 4) морфологические: заусеница - заусенец.

Слайд 10

Надеть - одеть Глагол НАДЕТЬ обозначает действие, производимое по отношению к самому себе или (в конструкциях с предлогом на) по отношению к другому лицу либо предмету: надеть пальто, туфли, перчатки, очки, кольцо; надеть шубу на ребенка, надеть чехол на кресло, надеть наволочку на подушку. Глагол ОДЕТЬ обозначает действие, обращенное на другое лицо или предмет, выраженный прямым дополнением (т.е. существительным или местоимением в винительном падеже без предлога): одеть ребенка, одеть куклу.

Слайд 11

ОБУТЬ, обую, обуешь; обутый; обут, -а, -о; св. кого-что. Формы побудительного наклонения: обуть - обуй, обувать - обувай. Обуть (глагол совершенного вида)- 1) надеть обувь на себя или кого-то еще; 2) снабдить обувью кого-то (Всю семью надо одеть-обуть). Обувать - глагол несовершенного вида с тем же значением. Глаголы сов. вида обозначают законченное или ограниченное во времени действие, глаголы несов. вида - неограниченное во времени. Таким образом, когда Вы говорите: "Обуй ботинки," - то ожидаете немедленного исполнения действия, а когда говорите: "Обувай," - то ожидаете начала "длительного" процесса. В принципе, разница в значении очень невелика.

Слайд 12

Есть - кушать Глагол КУШАТЬ стилистически ограничен в своем употреблении. В современной литературной норме слово кушать не употребляется в форме 1 лица (нельзя говорить: я кушаю, мы кушаем; надо: я ем, мы едим. В 3-м лице этот глагол обычно употребляет­ся только по отношению к ребенку для выражения ласки. Возможно также использование его при вежливом приглашении к еде (кушай, кушайте, пожалуйста), где формы ешь, ешьте, звучат несколько фамильярно.

Слайд 13

Подсказать -сказать

Глагол ПОДСКАЗАТЬ используется в прямом значении: шепнуть или незаметно сказать ко­му-нибудь забытое им или неизвестное ему: подсказать стихотворение, подсказать ход решения, а также в переносном значении: навести на мысль: опыт подсказывает иное реше­ние. Поэтому нельзя говорить: подскажите, пожалуйста, как пройти... Надо: скажите, по­жалуйста, как пройти...

Слайд 14

Оплатить - заплатить.

Глагол ОПЛАТИТЬ (вносить плату, отдавая деньги за что-нибудь, в возмещение чего-ни­будь) употребляется в тех случаях, когда говорится о возмещении расхода, стоимости, кредита, о получении денежного документа (чека) и т.п. Этот глагол употребляется только в конструкциях с винительным падежом без предлога (оплатить покупку, проезд...). Глагол ЗАПЛАТИТЬ употребляется при указании на отдачу денег (или других ценностей) за покупку, а также в качестве штрафа или вознаграждения. Надо говорить: заплатить премию, заплатить штраф, но: оплатить работу, оплатить проезд.

Слайд 15

«класть» и «ложить».

нормой является употребление слова «класть», в то время как «ложить» является просторечием. ...Глагол «класть» употребляется без приставок. Но это касается только глаголов несовершенного вида, с совершенным же видом ситуация полностью противоположная -говорить и писать «положить» считается правильным, «покласть» - просторечием. Эти нормы закреплены во всевозможных словарях и справочниках, а потому считаются единственно правильными.

Слайд 16

Глаголы ПЕЧЬ, ЖЕЧЬ, СТРИЧЬ При употреблении этих глаголов трудность создают разные чередования согласных в корне: К/Ч и Г/Ж НОРМА: ПЕКУ, ПЕЧЕМ,ПЕЧЕШЬ, ПЕЧЕТЕ, ПЕЧЕТ, ПЕКУТ. Но НЕ! Пекешь, пекет, пекем, пекете НОРМА: ЖГУ, ЖЖЕМ, ЖЖЕШЬ, ЖЖЕТЕ, ЖЖЕТ,ЖГУТ. Частая ошибка - без чередования. НЕПРАВИЛЬНО: жгешь, жгет, жгем, жгете. Аналогичные ошибки – при употреблении глагола СТРИЧЬ. НОРМА: СТРИГУ, СТРИЖЕМ, СТРИЖЕШЬ СТРИЖЕТЕ,СТРИЖЕТ, СТРИГУТ. НО НЕ! стригем, стригешь, стригете.

Слайд 17

т`орты, б`анты, л`ифты

В словах под ударением должен быть первый гласный звук во всех формах (т`ортов, б`антов, л`ифтов; в т`ортах, в б`антах, в л`ифтах; на т`ортах, на б`антах, на л`ифтах; л`ифт, л`ифта, л`ифту, л`ифтом, на л`ифте).

Слайд 18

Глаголы, образованные от глагола звон`ить с разными приставками (позвонить, перезвонить, созвониться), во всех формах произносятся с таким же ударением, как и в глаголе звонить (позвон`ишь, перезвон`ит, созвон`имся и т. д.).

Слайд 19

вКЛЮЧИТЬ

Глаголы с тем же корнем, что и в глаголе включить, но с другими приставками (подключить, переключить, подключиться, заключить) во всех формах произносятся с тем же ударением, что и в глаголе включить (подключ`ит, заключ`им, подключ`ишься и т. д.).

Слайд 20

Давайте вместе ПОВТОРИМ

ПРАВИЛЬНО Избал`ованный новорождённый мусоропров`од нефтепров`од газопров`од медикам`енты стол`яр катал`ог парт`ер к`ухонный доб`ыча ц`ентнр изобрет`ение ход`атайствовать лом`оть прид`анное приобрет`ение прир`ост разведённый укра`инский усугуб`ить на в`ыборах

НЕПРАВИЛЬНО изб`алованный новор`ожденный мусоропр`овод нефтепр`овод газопр`овод медик`аменты ст`оляр кат`алог п`артер ух`онный `арест д`обыча центн`ер Ф`арфор изобрет`ение хода`атайствовать л`омоть пр`иданное приобр`етение пр`иост разв`еденный укр`аинский усу`губить на выбор`ах

Наречия – слова неизменяемые, поэтому морфологических ошибок не возникает. Но есть ошибочные варианты состава слова наречия. НОРМА: Сзади (НЕ взади, назаду) Назад (НЕ взад) Позади (НЕ взаду) Взад вперед (НЕ взад назад) Внутрь (НЕ вовнутрь) Куда (НЕ куды) Туда (НЕ туды) Сюда (НЕ сюды). В норме нет слов тудой, сюдой Там (НЕ тама) Здесь (не здеся) Т ут (НЕ тута) Около (НЕ коло) Зря (НЕ зазря) Сразу (НЕ зараз) Сначала (НЕ сперва, перво-наперво) Потом (НЕ опосля) Впервые (НЕ впервой) Снова (НЕ по-новой) Глубоко (НЕ глЫбоко) Безразлично (НЕ без разницы) По правде (НЕ взаправду) Нарочно (НЕ понарошке) Зря (НЕ зазря) Нарочно (НЕ понарошке, но вполне допустимо у детей) Шире (НЕ ширше) Длиннее (НЕ длиньше) Пополам (НЕ напополам) Один за другим (НЕ один за одним)

Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.

© 2024
uguseina18.ru - Бизнес. Идеи. Заработок. Выбор ниши. Оборудование