06.01.2024

Порядок создания и ликвидации религиозных объединений в россии. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации — Гипермаркет знаний Добровольное объединение граждан образованное в целях совместного


Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст. 14 Конституции).

Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками .

Религиозное объединение отвечает таким признакам, как вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

По форме религиозные объединения могут быть религиозной группой или религиозной организацией .

Религиозная группа - добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.

Религиозная организация - добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

В зависимости от территориальной сферы деятельности религиозные организации делятся на местные и централизованные.

Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском по-
селении.

Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.

Взаимосвязь государства и религиозных объединений сводится к тому, что по отношению к религиозным объединениям:

Государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;

Государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

Государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству;

Государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

Государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую и иную помощь;

Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями;

Органы юстиции осуществляют регистрацию и контроль за деятельностью религиозных объединений.

Религиозной организации могут отказать в государственной регистрации, если: ее цели и деятельность противоречат Конституции и законодательству РФ (со ссылкой на конкретные статьи законов); она не признана религиозной; устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства РФ или содержащиеся в них сведения недостоверны; в Едином государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрирована организация с тем, же наименованием; учредитель (учредители) неправомочен.

Основания для ликвидации религиозной организации, запрета на деятельность религиозного объединения в судебном порядке:

Нарушение общественной безопасности и общественного порядка, подрыв безопасности государства;

Действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

Создание вооруженных формирований;

Пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, человеконенавистничества;

Принуждение к разрушению семьи;

Посягательство на личность, права и свободы граждан;

Нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;

Склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном, для жизни и здоровья состоянии;

Воспрепятствование получению обязательного образования;

Принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;

Религиозным объединениям запрещается вмешиваться в деятельность органов государства и местного самоуправления. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе передавать свои полномочия религиозным организациям либо принимать на себя какие-либо функции последних.

Религиозные организации равны перед законом. Им разрешается иметь собственность, средства массовой информации, заниматься благотворительной деятельностью. Они могут получать от государства определенные финансовые льготы.

Закон разрешает деятельность религиозных объединений по оказанию помощи своим членам в конфликтных ситуациях, признает право священнослужителя на отказ от дачи свидетельских показаний по обстоятельствам, ставших ему известными из исповеди. Государство сотрудничает с религиозными объединениями в противодействии экстремистской деятельности.

Отделение религиозных объединений от государства означает светский характер образования. В то же время церковь может иметь свои учебные заведения для подготовки священнослужителей.

Религиозные объединения и их иерархи не включены в систему государственной власти и местного самоуправления; они не могут влиять на принятие государственных решений. Действия органов государственной власти и местного самоуправления не согласовываются с религиозными объединениями.

Граждане России обладают равными правами независимо от их религиозных воззрений. Государство не участвует в регулировании внутреннего устройства религиозных объединений. Ни одного религиозного объединения не может финансироваться из государственного бюджета.

В государственных органах, органах местного самоуправления, учебных заведениях не могут образовываться структуры религиозных организаций. Решения руководящих органов религиозных организаций не имеют значения публично-правовых норм. Государственные служащие не вправе использовать служебное положение в интересах религиозных объединений. Они могут участвовать в религиозных церемониях как обычные верующие, а не в официальном качестве. В служебных кабинетах не должны размещаться предметы религиозной символики.

Государство ограничивает деятельность религиозных или отдельных лиц в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. Ограничения по этим основаниям допускает и Международный пакет о гражданских и политичес-
ких правах.

Являясь институциональной формой выражения религии и важнейшим условием ее социального бытия, религиозные объединения создаются и действуют с целью удовлетворения религиозных потребностей людей, определяющих сущность и назначение религиозных объединений. Эти объединения занимаются благотворительной, образовательной и иными видами деятельности тем самым, оказывая конструктивное воздействие на гражданское общество.

В современной России формирование гражданского общества может стать реальным гарантом демократического характера происходящей в стране глобальной социальной трансформации всех сфер общественной жизни, участниками которой являются в том числе и религиозные объединения, ищущие свое место в системе институтов гражданского общества.

Правовая модель правоотношений государства и религиозных объединений в различный исторический период России определялась правовым статусом религиозных объединений. В истории формирования и развития религиозных объединений в России можно выделить пять этапов:

1) от начала христианства на Руси до утверждения московского единодержавия в XVI веке;

2) от начала московского единодержавия до Петра Великого;

3) от Петра Великого (или утверждения Святейшего Синода) до Октябрьской революции 1917 года;

4) советский период;

5) постсоветский период.

Социально-правовая специфика религиозных объединений как института гражданского общества определяет правовое содержание элементов правового статуса религиозных объединений, которыми являются права, обязанности, юридические гарантии и юридическая ответственность религиозных объединений, закрепленные в Конституции Российской Федерации,

Специфика религиозных объединений среди иных институтов гражданского общества выражается:

1) в исторической устойчивости и неизменности внутренних взаимоотношений, их многообразии, специфичности в зависимости от конфессиональной принадлежности;

2) в субординации с жестким подчинением единоличному главе, который наделяется божественным непререкаемым авторитетом;

3) в особенностях имущественного положения религиозных объединений, связанного с необходимостью использования ими в своей деятельности имущества религиозного, в том числе богослужебного назначения;

4) в целях создания (удовлетворение религиозных потребностей человека).

Формирование надлежащего правового статуса религиозных объединений является фактором предотвращения возможных межконфессиональных конфликтов, преодоления религиозного (и связанного с ним национального) экстремизма, подрывающего основы гражданского общества.

При анализе юридической ответственности религиозных объединений необходимо выделить ее особенности, отличные от мер юридической ответственности, применяемых к другим юридическим лицам. Среди них, в частности, можно выделить норму Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», регламентирующую приостановление деятельности религиозного объединения, ликвидацию религиозной организации, запрет на деятельность религиозного объединения в случае нарушения ими законодательства Российской Федерации и норму, согласно которой на движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по претензии кредиторов. Применительно к первой норме обращается внимание на то обстоятельство, что конституционно-правовой институт запрета по существу превращается в институт ликвидации для тех религиозных объединений, которые не имеют статуса юридического лица. Между тем институт запрета того или иного объединения - это жесткое средство конституционно-правового воздействия, которое должно иметь адекватные правовые последствия, отличные от последствий применения гражданско-правового института ликвидации юридического лица. Одним из таких последствий должен быть запрет на воссоздание запрещенного объединения без каких-либо оговорок относительно срока действия такого запрета. При рассмотрении второй нормы указано на ее правомерность, т.к. в данном случае иное (т.е. взыскание на имущество богослужебного назначения) означало бы фактически блокирование деятельности религиозных объединений.

Федеральным законом от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», установлено, что религиозные организации не участвуют в деятельности политических партий и политических движений, не имеют права оказывать им материальную поддержку, не могут участвовать в выборах в органы власти и в органы местного самоуправления, не выполняют функции органов государственной власти и других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления. Правомерность таких ограничений вытекает из существа религиозных объединений, их назначения, связанного с удовлетворением религиозных потребностей и интересов людей. В данном случае речь идет о правомерных ограничениях прав религиозных объединений, которые направлены на сохранение религии как фактора, консолидирующего общество.

Законодательство определяет особенность государственной регистрации религиозных организаций, которая отличает ее от регистрации других юридических лиц вообще. Это предусмотренный законодательством пятнадцатилетний срок существования, а также фактически разрешительный порядок государственной регистрации.

Следует отметить, что важным шагом в совершенствовании законодательства о религиозных объединениях могло бы стать исключение из преамбулы Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» фразы «признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России».

Требует уточнения целый ряд норм необоснованно ограничивающих права религиозных объединений. В частности, предусмотренный в законе пятнадцатилетний временной ценз, как необходимое условие создания религиозной организации, является, по нашему мнению, навязыванием религиозным общинам членства в централизованных религиозных организациях (догматика которых может и не совпадать), что противоречит принципу свободы совести, предполагающему добровольность участия каждого в религиозных объединениях. В этой связи предлагается внести соответствующие изменения в пункт 1 статьи 9 и пункт 5 статьи 11 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Одной из проблем, требующей правового регулирования в соответствии с нормами международного права, является проблема «иностранного источника» в религиозном объединении (учредителей религиозной организации). По данному вопросу сформулирована позиция Европейского суда по правам человека не совпадающая с нормами законодательства о религиозных объединениях. Закон устанавливает различное отношение государства к российским и иностранным гражданам, с точки зрения их способности публично осуществлять право на свободу совести посредством участия в деятельности религиозных объединений. Между тем, согласно Конституции Российской Федерации свобода вероисповедания, включающая «право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию», гарантируется каждому.

Другой вопрос, заслуживающий внимания законодателя, касается уточнения понятия «централизованная религиозная организация». Централизованные и местные религиозные организации являются разновидностями религиозной организации как самостоятельной организационно-правовой формы юридических лиц (статья 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»). При этом правовое положение централизованных религиозных организаций неопределенно: Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» называет их собственно религиозными организациями, которые опять же состоят из религиозных организаций. Это не соответствует положению, сформулированному в пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», согласно которому религиозной организацией является «объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих в Российской Федерации». Соответственно централизованные религиозные организации не могут признаваться разновидностью религиозных организаций.

Необходимо отметить, что установление преимуществ религиозным объединениям в сфере экономической деятельности (не вытекающих из их существа как института гражданского общества) может привести к злоупотреблению организационно-правовой формой религиозного объединения, и как следствие, к девальвации ценности религиозной идеологии и формированию негативного отношения к религиозным объединениям как к институту гражданского общества. В связи с этим необходимо откорректировать некоторые льготы религиозным организациям в налоговой сфере, направленные на обеспечение их адресного применения при осуществлении религиозной, образовательной, благотворительной деятельности религиозных организаций. При этом следует исключить распространение налоговых льгот на предпринимательскую деятельность последних. В частности, предлагается пересмотреть соответствующие положения части 3 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовый техники», отменив освобождение предприятий религиозных организаций от применения контрольно-кассовой техники при реализации предметов религиозного назначения культа и религиозной литературы; освободить от налога на имущество организаций не все имущество религиозных организаций, а только непосредственно используемое в религиозных целях не связанного с извлечением прибыли; нормативно определить понятие «религиозная деятельность» в целях применения льготы по налогу на добавленную стоимость.

Особой разновидностью общественных объединений являются религиозные объединения. Деятельность религиозных объединений, помимо ГК, Федеральных законов "О некоммерческих организациях" и "Об общественных объединениях", регламентируется Федеральным законом "О свободе совести и религиозных объединениях".

Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

вероисповедание;

совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций (ст. 6 Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях".

Религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками.

Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица (ст. 8 Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях").

Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные.

Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

Учредителями местной религиозной организации, согласно Федеральному закону "О свободе совести и о религиозных объединениях", могут быть граждане Российской Федерации (не менее 10 человек), объединенные в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории не менее 15 лет, выданное органами местного самоуправления. Данное подтверждение выдается, если религиозная организация своевременно в установленном порядке уведомила государственные органы о своем создании.

Централизованной религиозной организацией является религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.

Вместе с тем анализ п. 6 ст. 8 Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях" позволяет сделать вывод о том, что существует еще один вид религиозных организаций.

Речь идет об организациях, созданных централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом и имеющих цель и признаки религиозной организации. К подобным религиозным организациям можно отнести руководящие либо координирующие органы, а также учреждения религиозного профессионального образования. Однако, анализируя перечисленные выше признаки данной разновидности "религиозной организации", можно прийти к выводу, что они не соответствуют признакам религиозного объединения, поскольку создаются не гражданами, а централизованными религиозными организациями*(217).

Наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании. Религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности.

В уставе религиозной организации, согласно ст. 10 Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях", указываются:

наименование, место нахождения, вид религиозной организации, вероисповедание и в случае принадлежности к существующей централизованной религиозной организации ее наименование;

цели, задачи и основные формы деятельности;

порядок создания и прекращения деятельности;

структура организации, ее органы управления, порядок их формирования и компетенция;

источники образования денежных средств и иного имущества организации;

порядок внесения изменений и дополнений в устав;

порядок распоряжения имуществом в случае прекращения деятельности;

другие сведения, относящиеся к особенностям деятельности данной религиозной организации.

Порядок создания религиозных организаций регламентируется, помимо Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", Правилами рассмотрения заявлений и принятия решения о государственной регистрации религиозных организаций, утвержденными приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 25 марта 2003 г. N 68*(218). Решение о государственной регистрации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также религиозных организаций, образуемых этими централизованными религиозными организациями, принимает Федеральная регистрационная служба. Решение о государственной регистрации местных религиозных организаций, а также централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, и религиозных организаций, образуемых этими централизованными религиозными организациями, принимается территориальными органами Федеральной регистрационной службы.

Заявление о государственной регистрации религиозной организации рассматривается в месячный срок со дня предоставления всех необходимых документов. В отдельных случаях Федеральная регистрационная служба или ее территориальные органы вправе продлить срок рассмотрения документов до 6 месяцев для проведения государственной религиоведческой экспертизы, которая проводится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 1998 г. N 565 "О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы"*(219).

Религиозной организации может быть отказано в государственной регистрации в случаях, если:

цели и деятельность религиозной организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;

создаваемая организация не признана в качестве религиозной;

устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации или содержащиеся в них сведения не достоверны;

в едином государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрирована организация с тем же наименованием;

учредитель (учредители) неправомочен (п. 1 ст. 12 Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях").

Порядок формирования имущества религиозных объединений идентичен порядку формирования имущества иных общественных объединений. Вместе с тем религиозные объединения, помимо указанных источников, имеют возможность формировать свое имущество за счет передачи им из федеральной собственности культовых зданий и имущества религиозного назначения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. N 466 "О порядке передачи религиозным объединениям культовых зданий и иного имущества религиозного назначения, относящихся к федеральной собственности"*(220) и постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 1995 г. N 248 "О порядке передачи религиозным объединениям относящегося к федеральной собственности имущества религиозного назначения"*(221).

Особое место среди религиозных объединений занимает Русская Православная Церковь. Ее деятельность регламентируется Уставом об управлении Русской Православной Церкви, принятым на Архиерейском соборе 2000 г.*(222).

В соответствии с Уставом (ст. 1.3) юрисдикция Русской Православной Церкви распространяется на лиц православного вероисповедания, проживающих на канонической территории Русской Православной Церкви.

В структуру Русской Православной Церкви входят экзерхаты, епархии, синодальные учреждения, благочиния (округа), приходы, монастыри, братства и сестричества, духовные учебные заведения, миссии, представительства, подворья, самоуправляемые церкви. Все они именуются каноническими подразделениями Русской Православной Церкви.

Органами управления Русской Православной Церкви являются Поместный Собор, Архиерейский Собор и Священный Синод во главе с патриархом.

Высшим органом в области вероучения и канонического устройства церкви является Поместный Собор. Сроки созыва Поместного Собора определяются Архиерейским Собором, а в исключительных случаях он может быть созван патриархом (если патриарха нет, то - местоблюстителем патриаршего престола) и Священным Синодом.

В состав Поместного Собора входят иерархи Русской Православной Церкви (патриарх, епархиальные и викарные архиереи*(223); первые из них избираются Синодом и руководят епархией, вторые помогают им), представители клира (церковнослужителей), монашествующих лиц (в монастырях) и мирян (прихожан церкви). Иерархи являются членами Поместного Собора по положению, а делегаты от клира. Монахов и мирян избирают по нормам, определенным Архиерейским Собором и Синодом*(224).

Поместный Собор истолковывает учение церкви, принимает постановления по каноническим, богослужебным и пастырским вопросам, утверждает постановления Архиерейского Собора, избирает патриарха, канонизирует святых (п. 1.5 Устава). Председателем Собора является патриарх. Предварительную повестку дня Поместного Собора определяет Архиерейский Собор, а затем она утверждается Поместным Собором, который сам избирает президиум и иные рабочие органы Собора. Кворум Поместного Собора - 2/3 архиереев (от их общего числа) и 2/3 избранных делегатов. Президиум Собора может состоять только из патриарха и 12 архиереев. Президиум, секретариат (состоящий из председателя - архиерея и двух его помощников - клирика и мирянина), а также руководители рабочих органов составляют Соборный совет. Именно этот орган решает организационные вопросы, связанные с проведением Поместного Собора.

Заседания Поместного Собора могут быть открытыми и закрытыми. Патриарх избирается на закрытом заседании. Решение принимается большинством голосов, за исключением особых случаев, предварительно установленных регламентом Поместного Собора.

В период между заседаниями Поместного Собора высшим органом управления Русской Православной Церковью является Архиерейский Собор, состоящий из епархиальных архиереев (т.е. епископов, митрополитов и иных лиц, руководящих епархиями), а также из викарных архиереев при условии, что они возглавляют синодальные учреждения (подчиненные Синоду), духовные академии или имеют каноническую юрисдикцию над подчиненными им благочиниями (на них делятся епархии) и приходами. Другие викарные архиереи могут присутствовать на Архиерейском Соборе, но без права решающего голоса.

Архиерейский Собор созывается патриархом и синодом не реже одного раза в четыре года, накануне Поместного Собора, по предложению патриарха, синода, 1/3 членов Архиерейского Собора. Подготовку созыва Архиерейского Собора осуществляет Синод. Архиерейский Собор принимает устав церкви, вносит в него изменения, решает вопросы внутренней и внешней деятельности церкви, создает и реорганизует самоуправляющиеся церкви, епархии и экзархаты, определяет их границы и наименования, утверждает порядок владения, пользования и распоряжения имуществом церкви, выносит суждения о деятельности синода и синодальных учреждений, рассматривает финансовые отчеты Синода, устанавливает общецерковные награды. Архиерейский Собор является церковным судом высшей инстанции*(225).

Председателем Архиерейского Собора является патриарх, а президиумом Собора - Синод. Кворум Собора - 2/3 членов. Решения принимаются большинством голосов открытым или тайным голосованием.

Возглавляет церковь патриарх ("отценачальник"), имея "первенство среди епископата" как высшее духовное лицо. Патриарх подотчетен Поместному и Архиерейскому Соборам. Патриарха избирает Поместный Собор. Кандидат на должность патриарха должен быть из числа высших духовных лиц не моложе 40 лет, обладать высшим богословским образованием, пользоваться доброй репутацией у клира и мирян. Избранным будет считаться тот претендент, который получит путем тайного голосования большинство голосов (50% плюс один голос). Если никто из кандидатов не наберет нужного количества голосов, то проводится второй тур голосования, в котором баллотируются два кандидата, набравшие в первом туре большинство голосов.

К монашескому имени патриарха всегда добавляется полное наименование возглавляемой им Поместной церкви. Сан патриарха является пожизненным. Право суда над ним (как и решение вопроса о его уходе на покой) принадлежит Архиерейскому Собору.

Патриарх отвечает за исполнение постановлений соборов и Синода, представляет соборам отчет о состоянии церкви, осуществляет управление всеми синодальными учреждениями, утверждает уставы самоуправляющихся церквей, издает указы об избрании и назначении архиереев, руководителей синодальных учреждений, ректоров духовных академий, иных должностных лиц, награждает архиереев, клириков и мирян, представляет церковь в отношениях с высшими органами государственной власти и управления, осуществляет иные полномочия.

В период между архиерейскими соборами церковными делами управляет Священный Синод, созданный в 1721 году. Синод состоит из председателя - патриарха, семи постоянных и пяти временных членов. Постоянными членами являются - митрополиты Киевский и всея Украины, Санкт-Петербургский и Ладожский, Крутицкий и Коломенский, Минский и Слуцкий, патриарший экзарх всея Белоруссии, митрополит Кишиневский и всея Молдовы. По должности постоянными членами Синода являются также председатель отдела внешних церковных связей и управляющий делами Московской патриархии. Временные члены (архиереи, епископы) имеют попеременный состав и вызываются только на одну сессию Синода по старшинству от каждой группы епархий. Участие всех членов Синода в заседаниях обязательно. Синод проводит две сессии - летнюю (март-август) и зимнюю (сентябрь - февраль). Сессии состоят из ряда заседаний, как правило, закрытых. Решение принимаются единогласно или большинством голосов. Члены Синода не вправе воздерживаться при голосовании*(226).

К компетенции Синода относится забота о сохранении православной веры и ее истолкование, поддержание единства церкви, организация внутренней и внешней деятельности церкви, установление порядка владения, пользования и распоряжения зданиями и имуществом церкви, урегулирование богослужебных вопросов, создание канонических подразделений церкви.

На территории России Русская Православная Церковь разделяется на епархии - территориальные объединения местных церквей. Епархия учреждается Синодом с последующим утверждением данного решения Архиерейским Собором. В состав епархий входят благочиния (территориальные объединения церквей), епархиальные учреждения, приходы, монастыри, подворья, духовные образовательные учреждения, братства, сестричества, миссии.

Во главе епархии стоит епархиальный архиерей (епископ, митрополит), который избирается Синодом и утверждается указом патриарха. Епархиальным архиереем может быть лицо не моложе 30 лет, имеющее богословское образование. Он назначает священников и церковных служащих, руководит епархиальными учреждениями. Благословляет пострижение в монашество, осуществляет "высшее начальственное наблюдение" за епархиальными учреждениями и монастырями, назначает настоятелей, утверждает уставы монастырей, приходов, решает вопросы, связанные с имуществом епархии.

Он также возглавляет епархиальное собрание, которое состоит из клира, монашествующих и мирян, проживающих на территории епархии. Собрание созывается не реже одного раза в год по решению епархиального совета или не менее 1/3 членов предыдущего епархиального собрания. Решения принимаются большинством голосов при наличии кворума - более половины членов. Собрание избирает делегатов на Поместный Собор, выбирает членов епархиального совета, заслушивает сообщения о состоянии епархии, жизни монастырей.

В каждой епархии создается епархиальный совет, который является органом управления епархии. Он состоит из священников в пресвитерском сане. Совет заседает не реже одного раза в полгода и рассматривает вопросы, связанные с открытием приходов, благочиний, монастырей, объектов производственно-хозяйственной деятельности, ведет учет имущества епархии, решает иные вопросы, отнесенные к его компетенции.

Согласно Конституции, Россия имеет статус светского государства, а значит, в качестве главной или государственной не может быть признана ни одна религия. Все граждане свободны в своем вероисповедании и при желании могут быть участниками или учредителями объединений религиозного характера (не путать с ). Про положение и административно-правовой статус религиозных объединений, его признаки расскажем вам сегодня.

Характеристика религиозных объединений

Понятие и нормативное регулирование

Религиозное объединение — объединение граждан и лиц, проживающих в России постоянно, на добровольной основе с целью общего вероисповедания и совершения обрядов, распространения и обучения вере ее последователей. Будучи юридическим лицом, религиозная организация входит в группу некоммерческих унитарных организаций (не путать с и на ).

Правовое положение объединений на основе религии определяется ФЗ (федеральным законом) “О свободе совести и о религиозных объединениях” (от 1997), Гражданским кодексом, частично Конституцией и №129-ФЗ (о порядке регистрации физических и создании юридических лиц).

Про общественные, традиционные организации и религиозные объединения в РФ (Российской Федерации), а также иные их виды и формы читайте ниже.

Данное видео расскажет вам о том, что такое религиозное объединение:

Формы и виды

В Федеральном законе прописано, что объединения религиозного характера могут приобретать всего две формы:

  • религиозной группы — свободного объединения для исповедания веры без государственной регистрации;
  • религиозной организации — свободного объединения для добровольного исповедания, распространения веры с обретением правоспособности юридического лица.

Этим законодательная классификация не ограничивается. Юридическое лицо зависимо от сферы деятельности (территориальной) разделяется на:

  • местные организации — все участники проживают в одном сельском или городском поселении (одной местности);
  • централизованные организации — объединение от трех местных организаций религиозного характера.

Сравнивая с другими некоммерческими учреждениями, легко заметить, что централизованная организация схожа с ассоциацией. В большинстве случаев цель ее создания — координация деятельности местных организаций. Они же могут быть созданы в пределах одного лишь субъекта РФ, централизованные — включать в себя объединения, что функционируют на территории двух, трех и более субъектов РФ.

Интересно, что как централизованные организации могут создаваться местными, так и местные централизованными. Например, три или более местные объединения могут учредить централизованную религиозную организацию. Также действующее централизованное объединение может учреждать местные организации, к примеру, на территории новых для религиозного объединения субъектов РФ.

Деятельность

Религиозное объединение может совершать практически любую деятельность, что не запрещена законодательством России. Изначально это исповедание веры, совершение обрядов, разнообразных церемоний и религиозное воспитание участников. Также организации имеют право:

  • содержать и основывать культовые строения и объекты;
  • производить и передавать религиозную литературу, а также видео- и аудиоматериалы;
  • учреждать организации, производящие материалы и объекты религиозного характера;
  • учреждать образовательные организации и СМИ;
  • проводить миссионерскую деятельность;
  • проводить непосредственную благотворительную деятельность;
  • создавать благотворительные учреждения;
  • вести предпринимательскую деятельность;
  • создавать коммерческие и некоммерческие юридические лица.

Не ограничивается и приветствуется деятельность не всех религиозных групп. Законодательством РФ запрещается деятельность организаций, которая признается экстремистской или деструктивной. Согласно Федеральным законам, такие организации подлежат к приостановлению деятельности или ликвидации.

Также организация религиозного характера не может влиять на государственные органы, принимать какое-либо участие в выборах или поддерживать любую из политических партий, помогать ей материально или иным способом. Данный запрет касается организации в целом, не распространяясь на ее участников.

Об участниках религиозных объединений и их правах согласно законам о религиозной деятельности читайте ниже.

Про юридический опыт религиозных объединений расскажет видео ниже:

Участники организации

Участником религиозного объединения имеет право стать физическое лицо с постоянным местом жительства на территории РФ на законных основаниях. Исключение составляет только следующий круг лиц, которые не могут ни входить в состав, ни учреждать религиозные организации:

  • физические лица, не граждане России, пребывание которых на территории государства признано нежелательным;
  • лица, входящие в перечень согласно №114-ФЗ, №35-ФЗ и №115-ФЗ (экстремистская деятельность, финансирование терроризма и легализация доходов, полученных преступным способом).

Все участники имеют равные права. То есть, все участники могут принимать равное участие в управлении организацией, имеют по одному голосу на голосованиях и могут быть избраны как исполнительный орган. Наличие коллегиального исполнительного органа с главой в форме единоличного исполнительного органа объединения является обязательным.

Обязанности участники также распределяют равномерно: все обязаны платить равные взносы, участвовать в деятельности организации, не нарушать ее устав и внутренние правила.

Интересно, что члены юридического лица, ведущего религиозную деятельность, не получают права на распределение каких-либо доходов. Причем, не может распределяться даже прибыль от коммерческих организаций, созданных религиозным объединением. Согласно закону, любая предпринимательская деятельность может вестись только для реализации целей в уставе.

Участники объединения освобождены от ответственности по обязательствам религиозного учреждения. Корпоративные отношения внутри организации являются организационными с отсутствием имущественного характера.

Учреждение субъекта

Открыть религиозную организацию может объединение физических лиц (минимум 10-ти), получивших полную дееспособность и постоянно проживающих в пределах государства. Это правило актуально для местного объединения. Главным учредительным документом есть устав. Помимо него, чтобы зарегистрироваться как юридическое лицо участники должны предъявить органу государственной регистрации такие документы и сведения:

  • заявление о регистрации;
  • перечень физических лиц-учредителей с основными сведениями о них;
  • протокол учредительного собрания;
  • информацию о вероучении и отношении организации к здоровью, образованию, браках, а также имеющихся ограничениях гражданских обязанностей, прав ее участников;
  • данные о руководящем органе, в особенности о его месте нахождения для связи с объединением;
  • документ, служащий доказательством уплаты государственной пошлины.

Заявление учредителей рассматривается не дольше месяца. Бывают случаи, когда с целью проведения специальной экспертизы (религиоведческой) государственным органом период рассмотрения документов продлевается до полугода. Нецелесообразность создания, как причина отказа в регистрации, недопустима. Но есть другие причины, согласно которым отказ в учреждении юридического лица возможен:

  • если деятельность, цели организации противоречат Конституции;
  • объединение не признается религиозным;
  • документы составлены неправильно или содержат недостоверную информацию;
  • если организация с таким названием существует;
  • если учредители неправомочны.

Создание и регистрация централизованного объединения осуществляется идентично местной организации. Единственное отличие: для учреждения централизованного объединения должно существовать минимум три местных соответствующего вероисповедания.

Иностранные религиозные объединения могут пройти процесс государственной регистрации только при наличии ходатайства от российской организации соответствующего вероисповедания. Согласно закону, такие учреждения получают статус представительств без права на совершение культовой или миссионерской деятельности.

Имущество и устав

Главным документом, определяющим деятельность и внутрикорпоративные отношения, служит устав. В нем прописываются:

  • основные сведения о религиозном объединении;
  • задачи, формы и цели деятельности;
  • порядок учреждения управленческих органов, их компетенция;
  • структура организации;
  • источники имущества, денежных средств;
  • распределение имущества в случае ликвидации объединения;
  • другая информация, касающаяся деятельности такого юридического лица.

Группы, которые действуют без получения юридического лица, используют имущество участников. При этом участники не теряют права собственности на используемое группой имущество и могут изъять его по первому требованию.

  • В религиозных организациях равно противоположная ситуация: право собственности на любое имущество, которое участники передают объединению, переходит организации. И учредители, и участники лишены имущественных прав на денежные, материальные или нематериальные средства объединения, кроме прав управления и использования.
  • Если участник решает покинуть учреждение, он не может требовать возврата имущества, переданного ним религиозному объединению. Из государственной, муниципальной собственности имущество религиозного характера передается в собственность подобным организациям безвозмездно.
  • Единственные, кто имеют право на продажу, передачу в аренду или другие действия с имуществом объединения, — это уполномоченные уставом органы управления. При ликвидации имущество при отсутствии требований кредиторов реализуется соответственно целям в уставе. Также, если это прописано в документе, оно может распределяться среди участников.

Данное видео поведает про формы религиозных объединений:

Религиозное объединение - это одно из направлений публично-конфессионального регулирования свободы вероисповедания. В нашей стране у граждан есть право на создание подобных организаций.

Законодательство

Федеральный закон о религиозных объединениях содержит определение религиозных объединений, а также права и обязанности граждан, составляющих их. Люди могут совместно проводить религиозные церемонии, передавать опыт подрастающим поколениям.

Классификация

Религиозные объединения в РФ делят на организации и группы. Проанализируем их основные отличительные признаки.

Закон о религиозных объединениях допускает существование групп без специальной государственной регистрации, оформления юридического лица. У религиозных групп есть право на совершение богослужений, иных осуществление воспитания последователей.

Религиозное объединение - это юридическое лицо. В нашей стране допускается создание братств (сестричеств), монастырей, духовных образовательных учреждений, миссионерских обществ.

Приходы, общины

Такое религиозное объединение - это организация, состоящая более чем из 10 совершеннолетних лиц, придерживающихся общего вероисповедания, для проведения совместных религиозных праздников и обрядов. Подобное объединение можно считать начальным звеном в структуре религиозных организаций. В основном общины, приходы относятся к каким-либо централизованным объединениям. При этом вполне допускается и их самостоятельное существование.

Региональные представительства

Такие и объединения имеют собственный устав, в них существует не меньше трех религиозных местных организации.

Братство представляет собой общину, которая создается для культурно-просветительной, миссионерской, благотворительной цели. Некоторые монашеские католические ордены также именуют братствами.

Миссии и семинарии

Миссионерское религиозное объединение - это организация, которая учреждается для проповедования и распространения определенного вероучения с помощью просветительной, религиозной, благотворительной деятельности.

Учреждениями (семинариями, академиями, училищами) являются заведения, которые занимаются целенаправленной подготовкой кадров церковных служителей, священников. Выпускники подобных учебных заведений ведут целенаправленную религиозно-просветительную деятельность в церквях и монастырях.

ФЗ о религиозных объединениях регламентирует их деятельность.

Именно в нем указываются все основные права и обязанности различных религиозных объединений. Нарушение законодательства влечет за собой административную и уголовную ответственность.

Религиозные объединения Российской Федерации - это добровольные объединения граждан РФ, других лиц, которые проживают на законных основаниях на территории нашей страны. Они создаются для совместного исповедания, а также с целью распространения учения.

Порядок создания религиозных групп

Закон о совести и религиозных объединениях регламентирует порядок формирования подобной организации. Религиозные группы не предполагают государственной регистрации, нет необходимости оформлять и подтверждать правоспособность юридического лица. Для функционирования такой религиозной организации используется помещение имущество, которое находится в личном пользовании участников.

Представители группы имеют право на совершение богослужений, иных религиозных обрядов, церемоний, на обучение основам веры своих последователей.

Для ее создания необходимо воспользоваться определенным алгоритмом:

  • написать заявление по установленному шаблону;
  • под заявлением должно быть поставлено не меньше 10 подписей с расшифровками;
  • выбран орган местного самоуправления.

Особенности религиозных организаций

Она признается только в том случае, если в ходе государственной экспертизы был установлен факт соответствия. После получения статуса религиозной организации объединение может рассчитывать на получение льгот от государства, включая налоговые послабления, а также вести благотворительную деятельность.

Главным отличием ее от религиозной группы будет присутствие юридического лица. По ГК РФ юр. лицом считается такая организация, которая располагает собственностью, ведет хозяйственную деятельность, отвечает за обособленное имущество, может выступать в качестве ответчика и истца в судебном заседании.

Классификация религиозных объединений

Такие организации подразделяют на централизованные и местные. Первые состоят из 3 и более местных организаций. Для создания второй группы достаточно 10 участников, достигших совершеннолетия, проживающих в одном поселении (городе, деревне).

Датой создания считается день официальной государственной регистрации религиозного объединения. Обязательным является наличие собственного Устава, который утверждается централизованной религиозной организацией, отвечает всем требованиям ГК РФ.

В Российской Федерации все вопросы, касающиеся административно-правовой регламентации религиозных объединений, связаны с реализацией конституционных прав личности на свободу вероисповедания и совести. На данном этапе социально-экономического развития России именно этот вопрос имеет существенное научное и общественное значение.

Те нормы, которые определяют административно-правовой статус религиозных объединений в РФ, несовершенны, нуждаются в серьезной доработке.

Практика свидетельствует о том, что помимо внешней деятельности таких объединений, особое значение имеют внутренние взаимоотношения, возникающие между основными участниками организации. Подобная регламентация нужна, так как при подобных взаимоотношениях, часто затрагиваются интересы и права личности, интереса государства и общества, которые нельзя оставлять без административно-правового воздействия.

Понятие религиозного объединения в качестве субъекта административного права РФ

Конституция РФ гарантирует деятельность и существование разных религиозных объединений, которые имеют определенные функции, цели, решают конкретные задачи. Этот термин рассматривается в двух разных аспектах. С одной стороны, это религиоведческое понятие, которое отражает сущность и особенности отношений, складывающихся в процессе организации определенной религии.

С другой стороны ее можно рассматривать в виде юридического понятия, разработанного с учетом вероисповедания. Правовой статус организации суммируется из формальных и внешних факторов.

В России до Петра 1 православная церковь существовала независимо от царского института. В положении, которое было сформулировано Собором в 17 веке, содержалась информация о преимуществе царя при ведении гражданских дел. В задачу патриарха включалось осуществление церковных мероприятий.

Петр I провел радикальное реформирование взаимоотношений между церковью и государством, именно тогда был создан Священный Синод.

Из-за господства православной церкви Россия была поликонфессиональным государством, где существовали нехристианские и неправославные общины. Для закрепления правового положения этой категории верующих людей, были приняты специальные государственные акты.

В настоящее время все религиозные организации обязаны соблюдать законодательство РФ, они отделены от государства, имеют равные права перед законом.

Заключение

В современной России деятельность любых религиозных объединений осуществляется в соответствии с Уставом, она возможна только после завершения регистрационной процедуры. Отказать в такой процедуре можно только в том случае, когда организация не признается религиозной, либо ее Устав противоречит Конституции РФ.

Ликвидация таких объединений осуществляется по решению суда или официальных учредителей.

Причиной решения суда помимо нарушения общественной безопасности, действий, которые направлены на насильственное изменение конституционных прав граждан, может стать принуждение граждан к разрушению семьи, посягательство на права, свободы, личность россиян, нанесение нравственного и физического здоровья, принуждение к самоубийству, отказу от медицинской помощи.

Иностранные религиозные объединения должны сначала получить государственный сертификат, который выдается по ходатайству российской религиозной организации, проповедующей аналогичное вероисповедание.

Для того чтобы у иностранных деятелей не возникало желания нарушать нормы российского права, вовлекать в свою деятельность наших соотечественников, было принято специальное Положение о процедуре регистрации, открытия, а также закрытия в РФ представительств религиозных иностранных организаций.

Для укрепления экономической и социальной базы государства важно уделять пристальное внимание религиозным группам и организациям, специфике их деятельности. Безусловно, это не предполагает ограничения свобод граждан в вероисповедании, ограничения их конституционных прав и свобод.

1. Светский характер государства в России

2. Общее ионнтие религиозных обьединенийи их виды

3. Создаиие и ликвидация религиознйх организаций

4. Основные виды деятелъностй религиозных оргаиизаций

5. Перерегистрация религиозных организаций

1. Российская Федерация - светское государство . Это значит, что религия отделена от государства, а государство - от религии . Религиозные организации не вмешиваются в деятельность органов государственной власти и не участвуют в их работе.

Государство:

ü не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и определение своей религиозной принадлежности;

ü не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, учреждений и органов местного самоуправления;

ü не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она непротиворечит Федеральному закону "О свободе совести и религиозных объединениях" от 26 сентября 1997 года М 125-ФЗ;

ü и обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

2. Религиозным объединением называется добровольное объединение граж дан РФ, иных лиц для совместного вероисповедания и распростране ния веры;

Признаками религиозного объединения являются:

ü вероисповедание;

ü совершение богослужений, иных религиозных обрядов и церемоний;

ü обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Основными организационными формами религиозных объединений являются:

ü религиозная группа;

ü религиозная организация.

Религиозная группа имеет те же цели, что и религиозная организация, но осуществляет свою деятельность без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Религиозная организация регистрируется в установленном порядке в качестве юридического лица.

По территориальному признаку религиозные организации подразделяются на:

ü централизованные;

ü местные.

Местная религиозная организация состоит не менее чем из 10 участников, постоянно проживающих в одной местности (городском, сельском поселении) и достигших 18 лет.

Централизованная религиозная организация состоит не менее чем из трех местных. В случае, если централизованная религиозная организация действовала на территории России не менее 50 лет до обращения за регистрацией, она может использовать в своем названии слова "русская", "российская" и производные от них.

3. Местная религиозная организация создается:

ü не менее 10 гражданами РФ;

ü ранее объединенными в религиозную группу;



ü если у религиозной группы имеется подтверждение ее существования на данной территории не менее 15 лет (которое выдается органами местного самоуправления) либо подтверждение, выданное централизованной религиозной организацией о вхождении в ее структуру.

Централизованная религиозная организация создается при наличии не менее трех местных организаций того же вероисповедания.

Запрещается создание религиозных объединений (религиозных организаций и религиозных групп) в:

ü органах государственной власти;

ü других государственных органах и учреждениях;

ü органах местного самоуправления;

ü воинских частях;

ü государственных и муниципальных организациях.

Учредители религиозной организации или централизованная религиозная организация утверждают устав, в котором определяются:

ü цели, задачи и основные формы деятельности;

ü порядок создания и прекращения деятельности;

ü структура организации, ее органы управления, порядок их формирования и комплектация;

ü источники образования денежных средств и иного имущества организации;

ü другие сведения, относящиеся к деятельности данной религиозной организации.

Регистрацию религиозной организации осуществляют федеральный органюстиции и органы юстиции субъектов РФ.

Основаниями отказа в регистрации являются:

ü противоречие Конституции РФ и законодательству РФ (конкретным статьям) целей и деятельности религиозной оргаиизации;

ü непризнание регистрируемой организации в качестве религиозной;

ü недостоверность или несоответствие законодательству РФ сведений, содержащихся в уставе либо иных документах;

ü наличие в государственном реестре юридических лиц, ранее зарегистрированной организации с тем же названием;

ü неправомочность учреждения.

Религиозная организация ликвидируется :

ü добровольно - по решению учредителей или управомоченным (по уставу) органом;

ü в судебном порядке.

Основаниями ликвидации религиозной организации в судебном порядке являются:

ü нарушение общественной безопасности и порядка, подрыв безопасности государства;

ü действия, направленные на насильственное изменение конституционного строя РФ и разрушение территориального единства РФ;

ü пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, человеконенавистничества;

ü создание вооруженных формирований;

ü принуждение и разрушение семьи;

ü посягательство на права и свободы граждан, человеческую личность;

ü склонение к самоубийству или отказу от необходимой медицинской помощи;

ü использование в деятельности гипноза, наркотиков, иных психотропных средств;

ü принуждение к совер»ению или совершение развратных действий;

ü принуждение последователей к отказу от своего имущества в пользу религиозного объединения;

ü воспрепятствование получению обязательного образования;

ü воспрепятствование выходу последователя из религиозного объединения с применением реальных угроз причинения вреда жизни, здоровью, имуществу;

ü призывы к совершению последователями противоправных действий, отказу от обязанностей.

4. К основным видам деятельности религиозных организаций относятся:

ü проведение религиозных обрядов и церемоний;

ü распространение религиозной литературы и предметов религиозного назначения;

ü благотворительная и культурйо-просветительская деятельность религиозных организаций;

ü ви осуществление профессионального религиозного образования;

ü международные связи и контакты;

ü управление собственностью;

ü предпринимательская деятельность.

Богоепужения, иные религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются в культовых зданиях и сооружениях, на их территории, в иных местах, предоставленных для этих целей. Религиозные организации имеют право осуществлять богослужение в лечебных учреждениях, воинских частях по договоренности с их руководством.

Важнейшей сферой деятельности религиозных организаций является создание, приобретение, распространение религиозной литературы .

Данная литература должна иметь маркировку соответствующей религиозной организации.

Исключительным правом религиозных организаций является открытие духовных образовательных учреждений . Данные учреждения пользуются правами государственных и муниципальных образовательных учреждений (автономия, отсрочки от призыва и т. д.) и обязаны получить лицензию.

Религиозные организации вправе управлять имуществом (как собственным, так и других физических и юридических лиц). Вырученные денежные средства должны расходоваться исключительно на нужды религиозной организации и цели, указанные в уставе. То же можно сказать об их предпринимательской деятельности.

Помимо этого, религиозные организации имеют право учреждать благотворительные организации и осуществлять благотворительность непосредственно.

5. После принятия Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях" от 19 сентября 1997 года М 125-ФЗ существующие религиозные организации должны пройти перерегистрацию.

Перерегистрация религиозных организаций не производится, если имеются основания их ликвидации в судебном порядке.

Организации, существующие на соответствующей территории менее 15 лет, перерегистрируются ежегодно вплоть до наступления данного 15-летнего срока.

В это время они осуществляют все виды своей уставной деятельности, за исключением ряда ограничений:

ü священнослужители данных религиозных организаций не имеют отсрочек от призыва на воинскую (альтернативную) службу;

ü указанные религиозные организации не имеют права создавать религиозные образовательные учреждения;

ü не должны иметь при себе представительства иностранной религиозной организации;

ü не имеют права проводить религиозные обряды в больницах и воинских частях, распространять религиозную литературу, приглашать иностранныхпроповедников.

Религиозные организации, не прошедшие перерегистрацию до 31 декабря 1999 года, будут ликвидированы в судебном порядке.


© 2024
uguseina18.ru - Бизнес. Идеи. Заработок. Выбор ниши. Оборудование