21.10.2023

Крупнейшие корпорации мира. История компании BP (British Petroleum) Компания bp кому принадлежит


Компания "Бритиш Петролеум" является британской нефтегазовой корпорацией. Свое название - British Petroleum - организация имела до 2001 года. Она является второй по величине компанией в мире, которая занимается публичной торговлей нефтегазовой продукцией. В 2009 году она поднялась на четвертую позицию в Fortune Global 500. В настоящее время штаб-квартира организации находится в Лондоне.

Исторические сведения. Развитие на первоначальном этапе

Вильям Нокс д’Арси является основателем "Бритиш Петролеум". Еще в начале XX века этому предприимчивому англичанину удалось получить одобрение плана осуществления поиска и добычи нефти от персидских властей. Джордж Рейнольдс был назначен на пост главного инженера по поиску месторождений. На первоначальном этапе своей деятельности компания не добилась особого успеха. Сильно сказывалось отсутствие квалифицированного персонала. Отношение местных жителей также оставляло желать лучшего. Персидское правительство не занималось оказанием достаточной поддержки предприятия. В итоге у "Бритиш Петролеум" начались затруднения с финансовыми ресурсами. Позже Burmah Oil занялась инвестированием дальнейших поисков нефти на территории Персии.

Anglo-Persian Oil Company

Сулейман и Машид - это нефтяные поля, которые стали одними из первых успешных нефтяных месторождений в Персии. Они были обнаружены в юго-западной области страны. Англо-персидская была образована спустя несколько лет - в 1909 году. Burmah Oil владела практически всеми акциями. Лишь 3% принадлежало Лорду Страткону, который являлся первым председателем "Бритиш Петролеум". В то же время директором оставался Д’Арси. Однако существенного влияния на судьбу Anglo-Persian Oil Company он не имел.

Дальнейшее развитие

Бразды правления перешли к Чарльзу Гринвею. Теперь он был ответственным за осуществление поиска нефти. Изначально он оказался на посту директора, но позже стал председателем. В этот период "Бритиш Петролеум" угрожало полное банкротство. Сбыт являлся основной проблемой. Европейские и уже поделили между собой рыночную нишу В то же время топливная сфера была еще недостаточно развита. Гринвей поспособствовал устранению влияния Royal Dutch Shell на англо-персидскую компанию. Во многом это удалось благодаря взаимовыгодному соглашению с властями Британии.

Налаживание сбыта

После окончания войны в течение десятилетнего периода компания продолжала активно развиваться. Были разработаны новые маркетинговые методы. К примеру, расфасовка бензина теперь осуществлялась в двухгалонные банки. Англо-персидской компании удавалось реализовывать свою продукцию в Ираке и Иране.

Была создана международная цепь, состоящая из морских станций для бункеровки. К началу 1926 года корпорация "Бритиш Петролеум" начала торговать авиационным топливом. Произошел запуск новых нефтеперегонных заводов. Они были гораздо меньше тех, что находились в Абадане. Сначала заводы открылись в Южном Уэльсе, а потом и в Шотландии.

Компания продолжала расширять свое влияние. Большая часть французского нефтеперегонного завода принадлежала именно ей. Бизнес-структура компании существенно изменилась. Большая часть активов приходилась на долю персидских месторождений. Основная часть капитала была задействована в системе дистрибьюции и танкерного флота. Автомобили получили широкое распространение на территориях Европы и Америки. Это в большой степени повлияло на дальнейшую деятельность "Бритиш Петролеум".

Заправки стали открываться повсеместно. Общее их число достигло 6-ти тысяч. В 1935 году компания была переименована. Она стала называться англо-иранской. В нефтехимическую сферу компания начала внедрение в послевоенный период. Было образовано с Distillers. Позже оно стало известно как British Hydrocarbon Chemicals. Затем в Баглан Бэй был сформирован еще один нефтехимический комплекс.

Современные реалии

В настоящее время компания занимается и нефти по всему миру. Это осуществляется как на шельфе, так и на суше. По статистическим данным 2009 года, компания владела многомиллиардными запасами природного газа и жидких углеродов. BP является владельцем нефтехимических и нефтеперерабатывающих мощностей. У нее есть собственная сеть АЗС. Также она выпускает масло.

"Бритиш Петролеум" владеет долями в десятке газопроводов и пяти регазификационных терминалов. Все они расположены в Средиземном море. Помимо этого, компания является владельцем практически 50%-ной доли в газопроводе, который находится на территории Аляски. Корпорации "Бритиш Петролеум", официальный сайт которой - www.bp.com, принадлежат несколько приемных терминалов в Они специализируются на сжиженном природном газе.

Компания имеет подразделение, которое называется BPSolar. Оно специализируется на фотоэлектрических элементах. Компания является значимым игроком в области водородной энергетики. BP занимается строительством станций и поставкой материалов для них. Компания принимает участие в международных демонстрационных проектах данной сферы. В 2009 году ее выручка превысила сумму в двести миллиардов долларов.

Деятельность в РФ

BP была совладельцем нефтяного предприятия ТНК в России вплоть до весны 2013 года. Несколько лет назад внутри организации произошел серьезный конфликт. В итоге Роберт Дадли, который являлся президентом и генеральным директором компании, покинул этот пост. Альянс с "Роснефтью" также потерпел неудачу. В 2011 году арбитражный суд Стокгольма вынес решение об отмене сделки. Компании пытались прийти к компромиссу, однако соглашение было сорвано окончательно.

Оборот: $239,3 млрд (2009 год)

Чистая прибыль: $16,58 млрд (2009 год)

Активы: $236.0 млрд

Число сотрудников: 102,9 тыс. человек

BP (British Petroleum) (Би Пи пи эл си) - британская нефтегазовая компания, вторая по величине публично торгующаяся нефтегазовая компания в мире. По состоянию на 2009 год компания занимала 4 место в Fortune Global 500. Штаб-квартира компании расположена в Лондоне.

До мая 2001 года компания носила название British Petroleum.

История

Основатель компании British Petroleum - Вильям Нокс д’Арси (William Knox D’Arcy, 11 Октября, 1849 - 1 Мая, 1917). Этот успешный англичанин в мае 1901 года получил одобрение персидского правительства на поиск и добычу нефти. Главным инженером по поиску нефти Д’Арси нанял Джорджа Рейнольдса. В первые годы компания не добилась результатов. Столкнувшись с отсутствием квалифицированного персонала, отношением со стороны местных жителей, а также недостаточной поддержкой персидского правительства, финансовые ресурсы компании пошатнулись. В 1905 году компания Burmah Oil инвестировала в дальнейшие поиски нефти в Персии. Появление Anglo-Persian Oil Company Первым успешным месторождением стали нефтяные поля Машид и Сулейман, в юго-западной части Персии в мае 1908 года. Уже в 1909 году была сформирована Англо-Персидская нефтяная компания. Компании Burmah Oil принадлежало 97 % акций. Остальными акциями владел первый председатель компании, Лорд Страткона. Д’Арси занимал в компании пост директора, но существенно не влиял на дальнейшее развитие Anglo-Persian Oil Company. Приобретение British Petroleum и расширение рынка сбыта В 1917 году Гринвэй приобрёл у британского правительства одну из крупнейших в Соединенном Королевстве сетей сбыта топлива - компанию British Petroleum. Вопреки названию, она принадлежала германскому Deutsche Bank, который в Англии продавал через нее свою нефть из Румынии. Когда началась война, британское правительство взяло на себя управление этой германской собственностью. С приобретением «Бритиш Петролеум» Англо-персидская компания получила не только передовую систему сбыта, но и торговое наименование. Компания развивала и свой танкерный флот. «Зелёный тренд» В 1987 году правительство Великобритании продало последний пакет акций BP. Став полностью частной компанией, ВР занялась оптимизацией бизнеса и избавилась от непрофильных активов, сконцентрировавшись на своем основном бизнесе - геологоразведке и добыче нефти и газа, нефтепереработке, транспортировке и продаже топлива. Так же в 1987 году компания приобрела BritOil и Standart Oil. В конце 1990-х годов в состав BP вошли компании Amoco, ARCO, Castrol и Aral. В 1989 году был изменён логотип BP, и началась кампания, направленная на утверждение тождества между British Petroleum и зеленым цветом, преобладающем на новом логотипе. Дальнейшая деятельность стала осуществляться под трендами здравоохранения, безопасности и заботы об окружающей среде. В начале XXI века компания BP стала уделять особое внимание альтернативной энергетике и вопросу снижения уровня выбросов в атмосферу. BP стала инициатором кампаний «За чистый город», проводимых по всей Европе, развернула программу продажи квот на выбросы парниковых газов и расширила производство солнечной энергии. Было создано специальное подразделение, занимающееся альтернативной энергетикой, задачей которого стало расширение возможностей компании в выработке энергии солнца, ветра, а также водородной и газовой энергии.

Собственники и руководство

Почти 100 % акций компании находится (по данным на май 2010 года) в свободном обращении. Председатель совета директоров - Дональд Александр Смит (Donald Alexander Smith). Главный управляющий - Тони Хейворд (Tony Hayward). Бывший главный управляющий компании - лорд Джон Браун - покинул свой пост вследствие гомосексуального скандала в начале мая 2007 года.

Происшествия

В 2000-х годах BP преследуют крупные техногенные катастрофы, приведшие к серьёзным человеческим жертвам, причинившие серьёзный экологический ущерб, а также принёсшие компании существенные экономические потери. Взрыв на нефтеперегонном заводе в Техасе 23 марта 2005 года на предприятии BP, расположенном в городе Техас (штат Техас) произошёл взрыв, перешедший в пожар. В итоге аварии погибло 15 человек и ещё 170 получили травмы. Компания объявила о выплате более $700 млн пострадавшим и семьям погибших в результате аварии. Ураган «Деннис» Произошедший в июле 2005 года ураган «Деннис» нанёс серьёзный ущерб операциям BP в Мексиканском заливе. Стихия нанесла серьёзный ущерб нефтедобывающей платформе Thunder Horse, одной из крупнейших в мире, построенной BP совместно с ExxonMobil. В результате воздействия урагана платформа накренилась на 30°, расходы на её восстановление составили около $100 млн. Взрыв нефтяной платформы «Deepwater Horizon» 20 апреля 2010 года на арендованной BP у компании Transocean полупогружной нефтяной платформе Deepwater Horizon, работавшей в центральной части Мексиканского залива южнее штата Луизиана (США), произошёл взрыв. В результате последовавшего пожара, борьба с которым была безуспешна, 11 человек погибло и ещё 17 ранено; 22 апреля платформа затонула. Свободное истекание нефти из скважины, на которой до катастрофы работала платформа, повлекло за собой крупнейшую экологическую катастрофу: в день из скважины, находящейся на глубине около 1,5 км, в воду выливается до 1000 т нефти. Нефтяное пятно, площадь которого приближается к 1000 км², угрожает побережью Луизианы и других штатов США. Ряд экспертов оценивают размер нанесённого ущерба в сумму до $37 млрд.

Ко 2 июня 2010 года попытки прекратить выброс нефти были безуспешными. К этому времени компания потеряла треть своей рыночной капитализации (с момента аварии она снизилась со $180 млрд до $115 млрд); расходы на операцию по очистке превысили $760 млн. К середине июня 2010 года безуспешные попытки справиться с последствиями аварии и все громче раздающиеся требования многомиллиардной компенсации нанесённого ущерба привели к резкому падению рейтингов BP: агентство Fitch понизило долгосрочный рейтинг компании на целых шесть ступеней - с АА (высокая надежность) до ВВВ (только на две позиции выше «бросового» уровня).

1908 год. Персия, провинция Машид. На сваленных мешках сидит человек. Его имя — Уильям Нокс Д`Арси. 7 лет он движется по Персии в поисках нефти. Истрачены все свои деньги, и на исходе средства инвесторов. Каждый новый день поисков даётся всё тяжелее. Нападки местных жителей, лень рабочих. Как тут не вспомнить Киплинга:

Твой жребий — Бремя Белых!
Но это не трон, а труд:
Промасленная одежда,
И ломота, и зуд.

Спустя несколько дней он отыщет нефть. И в качестве благодарности уже через год получит должность директора Англо-персидской нефтяной компании.

Burmah Oil (инвесторы Д`Арси) получили 97% акций Anglo-Persian Oil Company. Первый председатель компании, лорд Страткона — 3%. Д’Арси — 0.

Англо Иранская нефтяная компания

После решения основной проблемы, возникла другая: куда сбывать продукцию? Рынок топлива ещё не сформирован. Из нефтяных продуктов более всего востребовано масло, но здесь всё уже поделено. Англо-Персидская компания оказалась под угрозой поглощения со стороны Royal Dutch Shell . Ситуацию спас Уинстон Черчиль.

Назревает крупный конфликт в Европе. Черчиль предположил, что важную роль будет иметь доступ к нефти. Поэтому он убеждает Британское правительство в необходимости войти в соглашение с одной из компаний, имеющих права на добычу нефти.

Так Anglo-Persian Oil Company становится проводником Британских интересов на нефтянном рынке. Предоставляет Великобритании нефть по демпинговым ценам в нужных объёмах (в обмен правительство, став одним из крупнейших собственников, финансировало дальнейшие разработки месторождений и открыло британский рынок для продукции компании).

Черчиль, безусловно, оказался в этом вопросе провидцем, обеспечив своей стране мощную платформу для военно-промышленного комплекса, и для послевоенного роста.

Протекция правительства позволила компании не только пережить войну с минимальными потерями, но и быстро вырасти после конфликта, став к концу 20х годов одной из крупнейших в своём секторе.

Следовать за рынком

Важнейшим потребителем продукции был Британский флот, но в 26 году, компания начинает выпуск авиационного топлива. Не отстаёт и розничный потребитель: распространение автомобилей (спасибо Daimler и компании) многократно увеличило спрос на бензин. Судите сами: в 21 году у компании 69 бензоколонок, а спустя 4 года — более 6000. Рынок требует.

Логистика имеет значение

К этому моменту отстроена плеяда нефтеперерабатывающих заводов, налажена дистрибуция по морю через большую сеть морских станций. Стоимость активов росла, причём до 17 года более 80% капитала — это непосредственно месторождения и оборудование на них, после 17 года — более половины капитала — это система дистрибуции и флот танкеров.

Война и национализация

На горизонте замаячил призрак нового конфликта. Впрочем, многие предвидели его намного раньше, поскольку Первая Мировая оставила неразрешёнными ряд вопросов.

1939 год: Британия вступает в войну. Нефтепромышленность национализируется. Теперь почти вся продукция идёт на нужды армии.

После войны Англо-Иранская Компания осваивает нефтехимию. От части — вынужденная диверсификация. Заканчивается Иранская концессия на добычу нефти. Даже мощное влияние британского правительства не помогло убедить Иран продлить договор. В 1951 году волевым решением Иран национализирует местные активы Англо-Иранской Компании.

Это был значимый прецедент, шедший в разрез с Бреттон-Вудской системой . В конфликт втянулись и США (как главный бенефициар упомянутого режима).

Без участия зарубежных специалистов нефтянная промышленности Ирана быстро сворачивается. Спустя 3 года переговоров, правительство идёт на компромисс: создаётся консорциум который далее будет работать в отрасли. Анло-Иранская компания получает в объединении порядка 40% акций.

Новое имя, новые горизонты

В 1954 году Англо-Иранская компания меняет название на British Petroleum Company.

После войны компания скупила ряд активов на континенте. Сокращая зависимость от Ирана, British Petroleum Company увеличивает добычу в Кувейте и Ираке, компания снова активно занялась разведкой месторождений.

Обнаружены крупные месторождения нефти и газа в Северном море и Аляске, открыто месторождение Фортис (непосредственно в Великобритании).

В середине 70х British Petroleum много инвестируют в непрофильные активы: от угледобычи, до пищевой промышленности.

Конец 70-х, казалось, бросает компании новый вызов: активы в Нигерии были национализированы, сильно сократились поставки из Кувейта. Однако, British Petroleum уже сталкивались с похожими проблемами и пережили их значительно легче, чем прочие игроки отрасли. Помогает диверсификация.

Пертурбации с ценами на нефть в 80х пошатнули рынок и BP скупает BritOil, Standard Oil. А на исходе 90-х, были поглощены Amoco, ARCO, Castrol и Aral.

Стратегия BP — выйти за пределы нефти. Так дочерняя BP Solar, контролирует до 20% мирового рынка солнечной энергии.

Компания BP относительно поздно начала свою деятельность в нефтяной отрасли. В начале XX века в США в крупных масштабах действовал монополист Standard Oil, в Баку в Российской империи давно добывали нефть, а Британия все еще рассчитывала на свой уголь и в нефтяной индустрии почти не присутствовала.

Все изменил Черчилль. Незадолго до первой мировой войны, будучи первым лордом адмиралтейства (военно-морским министром), он приказал перевести весь военный флот Британской империи с угля на нефтяное топливо. А в 1913 году британское правительство приобрело контрольный пакет акций основанной нескольким годами ранее Англо-персидской нефтяной компании. Через несколько десятков лет эта компания будет переименована в British Petroleum.

Англо-персидская нефтяная компания начиналась как типичное полуавантюрное предприятие времен поздней Британской империи. В 1901 некий Уильям Нокс Дарси уговорил шаха Мозафереддина выдать ему концессию на разведку и добычу нефти на территории Персии сроком на 60 лет.

В то время Персия представляла собой полуколонию, де-факто разделенную на зоны влияния между русскими на севере и англичанами на юге. Это, а также относительно скромная сумма в 20 тысяч фунтов, выданная лично шаху, помогли Дарси получить концессию на чрезвычайно благоприятных для него условиях. Персы получали только 16% от чистой прибыли всего предприятия, да и то, как рассчитывалась эта прибыль, их не касалось.

Этот грабительский договор, с некоторыми изменениями, будет действовать в Персии до 1950-х годов. Шах Мозафереддин все-таки поплатился за эту концессию, как и за другие случаи предательства интересов народа - в 1906 году восставшие персы заставили его принять ограничивающую самодержавную власть конституцию, и через несколько недель он умер от горя.

Русские дипломаты пыталась интриговать против подписания этой концессии, но потерпели поражение - впрочем, концессия не распространялась на северные провинции Ирана, которые считались зоной влияния Российской империи.

Первоначально британское предприятие, довольно честно называвшееся «Первая компания эксплуатации», долгое время не могло найти коммерчески выгодных месторождений. Дарси потратил все свои сбережения, наделал долгов и, наконец, передал Бирманской нефтяной компании (разумеется, принадлежащей британцам) свои акции в этом персидском предприятии в обмен на деньги и должность директора. Он уже собирался окончательно сворачивать дела, как в один прекрасный день в 1908 году в местечке Майдан-э-Нафтан на юго-западе Персии его бурильщики наткнулись на богатое месторождение. Это ознаменовало начало нефтяной эпохи в Иране, да и на всем Ближнем Востоке.

Для разработки месторождения сразу же была основана Англо-персидская нефтяная компания (АПНК). Несмотря на то, что предприятие было частным, британское правительство плотно занималось его делами. Начались переговоры с персами и компании было выделено местечко Абадан на берегу Персидского залива для строительства гигантского нефтеперерабатывающего завода, самого крупного на то время. А, когда после запуска деятельности, компания через несколько лет чуть не обанкротилась - спроса на нефтепродукты большого тогда не было - правительство её выкупило.

Британцы не просчиталась. В течение всей первой мировой войны Англо-персидская нефтяная компания была источником 100% топлива для военно-морского флота. Уровень добычи и переработки неуклонно росли.

После окончания Первой мировой войны дела компании пошли в гору. Начал бурно развиваться автотранспорт, и, стало быть, спрос на нефтепродукты.

До первой мировой войны в Британии существовала разветвленная сеть автозаправок под названием British Petroleum - по иронии, принадлежавшая немцам. Во время войны эту компанию, разумеется, реквизировали, а потом передали Англо-персидской нефтяной компании. Эта розничная сеть стала быстро расширяться, её торговая экспансия распространялась и на другие страны Европы и мира.

АПНК начала добычу нефти, совместно с другими компаниями, в отобранной у турок Месопотамии - на территории нынешнего Ирака, причем его полумарионеточному королю досталась еще меньшая доля доходов, чем у шаха. Началась добыча в Кувейте, совместно с американской Gulf Oil, а также в некоторых других странах - Ливии, Нигерии. Нечего и говорить, что самим арабам и другим «местным» мало что перепадало от нефтяного бума.

Компания процветала, иранская и арабская нефть перерабатывалась на заводе в Абадане, нефтепродукты танкерами доставлялись через принадлежащий англичанам и французам Суэцкий канал в Европу и там распространялись через растущую сеть British Petroleum. В Британии строились новые нефтеперерабатывающие заводы.

У персов с ростом грамотности и национального самосознания стало появляться осознание того, что их беспардонно грабят. В 1932 году шах Реза потребовал пересмотра условия концессии. Персия получила единоразовую выплату в 1 миллион фунтов стерлингов, также изменился и размер периодических выплат - вместо 16% они стали получать 4 шиллинга за тонну нефти плюс 20% с прибыли, превышающей 671,250 фунтов, и, кроме того, некоторые другие выплаты и скидки. Концессия была продлена на 60 лет до 1993 года. В результате нового соглашения фактические выплаты персам увеличились в среднем с 12.3 до 21.5 американских центов за баррель.

В 1935 году шах переименовал Персию в Иран, и компания была переименована в Англо-иранскую нефтяную компанию (АИНК).

После второй мировой войны колониальная система мира стала разваливаться. Правительство Ирана потребовало от Англо-иранской нефтяной компании нового пересмотра концессионного соглашения и более выгодных условий раздела прибыли - хотя бы на уровне 50/50, как недавно до этого западные нефтяные компании договорились с властями Саудовской Аравии. Руководство АПНК отказалось на это пойти. В результате парламент Ирана принял закон о национализации компании, а место премьер-министра занял ярый противник Великобритании Мохаммед Моссадык.

Такой радикальный шаг, конечно, не мог остаться без ответа со стороны «мирового империализма». Ведущие западные державы объявили бойкот на закупку нефти у Ирана. Британские военные корабли курсировали у берегов страны и осуществляли блокаду, не допуская «штрейкбрехеров» к заводу компании в Абадане. Все британские специалисты были эвакуированы. Нефтяная индустрия Ирана практически остановилась. Несмотря на все предложения уступок правительство Моссадыка не шло на попятную. Тогда британцы обратились к США с просьбой окончательно «повлиять» на Иран.

Первоначально американцы не хотели вступаться за интересы британской компании, тем более, что националист Моссадык считался «бастионом против коммунизма» и хорошо относился к американцам. Но на администрацию давили американские нефтяные компании, которые не хотели, чтобы Иран создал такой прецедент. В конце концов, когда Моссадык отказался от последнего, довольно щедрого, предложения - Ирану бы передавалась вся компания, а в обмен они должны были заплатить британцам некоторую компенсацию и пустить их в новый консорциум по продаже нефти - американцы решились полностью занять сторону англичан и организовали в Иране военный переворот.

Операция «Аякс» была первой в таком роде, потом американцы вошли во вкус и устраивали насильственные перевороты по всему миру. Моссадыка сняли и посадили; шаху, первоначально испугавшемуся и сбежавшему из страны, возвратили широкие полномочия.

В 1954 году было подписано новое соглашение с Ираном. Понятно, о возвращении докризисных условий не могло быть и речи, тем более что американцы требовали вознаграждения за свою работу. Был создан новый консорциум по эксплуатации нефти Ирана - в котором у АИНК оставалось только 40% - все остальные доли отошли другим западным, в основном американским компаниям. Прибыль делилась пополам между консорциумом и иранцами. Договор был заключен на 25 лет, с возможностью продления еще на три срока по пять лет.

Таким образом, в результате всех этих событий доля АИНК в прибыли от иранской нефти упала до 20% - гораздо меньше, чем они бы продолжали получать, согласившись на первоначальные требования иранцев. Правда, компания получила определенную компенсацию от Ирана и других членов консорциума.

Условия были более благоприятными для иранцев, но шах в результате такого неприкрытого вмешательства потерял всякую популярность и авторитет. Это была последняя победа британского империализма, его лебединая песня.

Через несколько лет произошел так называемый Суэцкий кризис, когда президент Египта Насер отобрал у англичан и французов Суэцкий канал, по которому британцы перевозили нефть из Персии. Европейцы планировали вернуть свое достояние путем коварнейшей операции - Израиль должен был напасть на Египет и занять Синайский полуостров, а англичане и французы выступили бы как миротворцы и забрали бы себе обратно канал. Но такой наглейший обман даже американцам показался переходящим все границы, и операция не была проведена. Канал остался в руках у египтян.

Перерождение

Руководству компании становилось все более понятно, что квазиколониальная система стала разваливаться, и все эти сверхприбыльные соглашения с бывшими колониями продержатся недолго. Надо было кардинально менять стратегию и превращаться из имперского артефакта в нормальную эффективную международную корпорацию.

Символически переломным моментом можно назвать 1954 год, когда компания переименовала себя в British Petroleum, использовав наименование своей торговой сети. В том же десятилетии компания начала активно искать новые источники нефти, на этот раз в более «цивилизованных» местах.

Сначала BP зашла на канадский рынок, приобретя несколько канадских компаний. Потом пришла очередь США - в 1959 году было принято решение начать бурение на Аляске, около залива Прадхо-Бей (Prudhoe Bay) на самом севере полуострова (Prudhoe).

Повторилась персидская история в начале деятельности компании - бесплодное бурение на Аляске продолжалось около десяти лет. Компания уже собиралась забросить проект и начала демонтировать оборудование, как вдруг получила подозрительно щедрое предложение на продажу своих прав на бурение от других компаний, работающих по соседству - ARCO и Exxon. Подозрения оправдались - конкуренты натолкнулись на богатое месторождение и попытались это скрыть. Англичане опять установили буровое оборудование, продолжили работы и уже в 1969 году были вознаграждены - месторождение нефти и газа Прадхо-Бей оказалось крупнейшим из когда-либо открытых на то время в Северной Америке.

Это был поворотный момент в судьбе компании. Отныне ей уже не угрожала судьба других осколков колониального мира вроде Iraq Petroleum и Burmah Oil, она становилась самодостаточна и уже не полностью зависима от персидской нефти и договоров колониальной эпохи.

Прошло немного времени и компанию ожидал еще один приятный сюрприз. В 1970 году в Северном море было открыто месторождение нефти Фортиз (Forties) с потенциалом производства 400 тыс. баррелей нефти в день.

Это открытие произошло как нельзя вовремя. В 1970-х годах во всему миру пошла волна национализации и у British Petroleum отобрали все операции в Ливии, Кувейте, Нигерии, Ираке. В Иране в результате исламской революции в 1979 году был свергнут шах и Иран разорвал договор с западным нефтяным консорциумом. Практически все источники нефти на Ближнем Востоке для компании были потеряны. В 1975 году BP перевезла 140 миллион тонн нефти из Ближнего Востока - в 1983 эта цифра упала до 500 тысяч тонн.

Тем не менее, диверсификация источников нефти дала свои плоды. Национализация в Иране привела к тому, что мировая добыча BP снизилась «только» на 40% - катастрофично, но не фатально.

British Petroleum продолжала свою экспансию в Америке. Совместно с американскими нефтяными компаниями - теми же самими, которые так неуклюже хотели выкупить их проект - был построен Трансаляскинский трубопровод на 1200 км, пересекающий весь полуостров от Прадхо-бей до порта Валдес на юге полуострова. Нефтяной кризис 1970-х побуждал власти США как можно больше поощрять производство нефти на своей территории.

В 1968 году BP приобрела акции компании Standard Oil of Ohio (Sohio), обладающей крупной сетью автозаправок и затем постепенно довела свой контроль в компании до 100%. После этого компания продолжала скупать сети заправок на территории США и нефтеперерабатывающие мощности.

В конце 1970-х - 1980-х годах правительство Тэтчер в несколько этапов приватизировало компанию, и британское государство полностью вышло из её капитала. Это было тоже определенным символическим разрывом с прошлым. Кстати, значительную часть акций - до 21.6% - купил Кувейт, разбогатевший на нефтяном кризисе 1970х. Ирония судьбы - колонизуемые стали своего рода колонизаторами. Это, впрочем, не понравилось британцам, и они потребовали от арабов снизить свой пакет до 9,6%.

Компания продолжала американизироваться. В 1998 году ВР провела слияние с крупной американской нефтяной компанией Amoco. Это было крупнейшее в мире слияние такого рода в то время. Компания в результате этого слияния вошла в добычу нефти в Мексиканском заливе. В 2000 году была приобретена компания ARCO, с которой BP начинала добычу на Аляске.

Фактически BP перестала быть британской компанией. Большинство акционеров сейчас находятся в Америке, там же работает большая часть персонала.

В 2000 году была куплена Castrol - осколок Бирманской нефтяной компании, которая на заре деятельности так выручила основателя BP деньгами. В отличие от BP, Бирманская нефтяная компания так и не смогла отойти от шока после развала колониального мира и совсем перестала заниматься добычей нефти. Единственно, что она сделала правильно - приобрела успешного производителя масел Castrol, чье имя потом себе и взяла.

Дела у BP шли прекрасно, прибыли высокие, рост - сильный. Компания добывала и перерабатывала нефть по всему миру. Но внезапно произошло необычное, никем не ожидаемое событие, которое все перевернуло с ног на голову и на какое-то время поставило под вопрос само существование компании. Так человек ходит по земле, не подозревая, что судьба готовит ему на следующий день.

Этой компании всегда не везло со всяким происшествиями, связанными с окружающей средой и нарушением техники безопасности. Так, в 2006 году в Техасе произошел взрыв на принадлежащем BP нефтеперерабатывающем заводе, в результате которого погибло 15 человек. В том же году произошел значительный разлив нефти на Аляске.

Но в 2010 произошел инцидент, затмивший все предыдущие происшествия. В Мексиканском заливе произошел взрыв на нефтяной платформе глубоководного бурения Deep Horizon. Погибло 11 человек - их тела так и не смогли найти, еще 17 сотрудников получили ранения.

В море сразу начала изливаться в огромных количествах нефть, и эту утечку не могли ликвидировать в течение нескольких месяцев. Американцы оценивают, что всего в море попало около 5 млн. баррелей нефти. В результате утечки произошло массивное загрязнение не только моря, но и берега нескольких штатов.

BP дорого заплатила за эту оплошность. Больше 62 миллиардов долларов было уплачено в виде штрафов и компенсаций в фонд помощи жертвам аварии, причем количество этих «жертв» и их юристов умножалось с каждым днем расследования. Сильно пострадал имидж компании - в ВР даже всерьез раздумывали, не переименовать ли все американские подразделения в Amoco. Курс акций упал на 50%, с тех пор он несколько восстановился, но больше не достигал доаварийного уровня. Компания выжила, но последствия этой катастрофы еще долго будут её преследовать.

Российская деятельность компании тоже была украшена своеобразным колоритом, но в итоге все завершилось для нее неплохо.

В 1990х годах BP стала развивать в РФ с нуля сеть заправок под собственным именем. А в 1997 году компания вложила 571 млн. долларов в 10% нефтяной компании «Сиданко» - впоследствии это пакет был увеличен.

Правда, через непродолжительное время основной актив «Сиданко» - добывающая компания «Черногорнефть» - была у компании отобрана Альфа-группой Фридмана с помощью решений каких-то захолустных судов.

BP долго ходила по российским инстанциям, то пыталась судиться, то жаловалась тогдашнему президенту Ельцину, но добиться возвращения похищенного имущества не смогла. Впрочем, в 2003 году олигархи и англичане помирились - была создана совместная структура под названием ТНК-ВР, в которую стороны вложили все свои нефтяные активы, включая пресловутую «Черногорнефть», и определенные денежные средства. Доля BP в совместном предприятии составила 50%.

Дела на предприятии, несмотря на хорошее операционное управление и высокую прибыльность, не всегда шли гладко. Время от времени возникали какие-то скандалы и ссоры между олигархами и англичанами. «По совпадению», руководителя совместного предприятия Роберта Дадли стали преследовать правоохранительные органы, у него появились проблемы с продлением российской визы.

Впрочем, для BP все закончилось более чем удачно - в 2013 году их пакет в ТНК-ВР приобрела Роснефть, заплатив им за него около 12 млрд. долларов и пакет в 18,5% акций Роснефти, который даже по сегодняшнему, сильно снизившемуся с тех пор курсу, оценивается примерно в 7–8 миллиардов долларов. К тому же за время работы ТНК-ВР британцы еще получили дивидендов на сумму 19 миллиардов долларов, согласно информации на их сайте. Так что приватизация нефтяной отрасли России хорошо обогатила не только олигархов, но и честного британского инвестора.

Таким образом, российский бизнес для компании оказался весьма прибыльным. Для Дадли история завершилась тоже как нельзя лучше - он стал генеральным директором (CEO) всей компании BP.

История British Petroleum очень богата и противоречива, а также неразрывно связана с важнейшими событиями мировой политики XX века. Не имеет смысла, конечно, давать этому колоритному прошлому возможность каким-то образом влиять на наше отношение к этой компании в настоящее время. Сейчас это почтенная и прогрессивная международная корпорация, сотрудники которой не имеют ничего общего ни с периодом первоначального накопления капитала, ни с эпохой империализма.

Руслан Халиуллин

Все фото c официального сайта BP

История

Основатель компании British Petroleum - Вильям Нокс д’Арси (William Knox D’Arcy , 11 Октября, 1849 - 1 Мая, 1917). Этот успешный англичанин в мае 1901 года получил одобрение персидского правительства на поиск и добычу нефти. Главным инженером по поиску нефти Д’Арси нанял Джорджа Рейнольдса. В первые годы компания не добилась результатов. Столкнувшись с отсутствием квалифицированного персонала, отношением со стороны местных жителей, а также недостаточной поддержкой персидского правительства, финансовые ресурсы компании пошатнулись. В 1905 году компания Burmah Oil инвестировала в дальнейшие поиски нефти в Персии .

Появление Anglo-Persian Oil Company

Первым успешным месторождением стали нефтяные поля Машид и Сулейман, в юго-западной части Персии в мае 1908 года. Уже в 1909 году была сформирована Англо-Персидская нефтяная компания. Компании Burmah Oil принадлежало 97 % акций. Остальными акциями владел первый председатель компании, Лорд Страткона. Д’Арси занимал в компании пост директора, но существенно не влиял на дальнейшее развитие Anglo-Persian Oil Company.

Впоследствии процесс поиска был возложен на Чарльза Гринвэя. В 1910 году Гринвэй занял пост директора, а в 1914 стал председателем. В том же году компания оказалась на грани банкротства. Основные сложности возникли со сбытом. Рынок индустриальных масел был уже поделен между американскими и европейскими производителями, а рынок топлива был все ещё в зачаточном состоянии. Гринвэй избежал попадания Англо-Персидской компании под влияние Royal Dutch Shell путем подписания взаимовыгодного соглашения с Британским правительством.

Приобретение British Petroleum и расширение рынка сбыта

Дальнейшее расширение происходило в течение десятилетия после окончания Первой мировой войны . Были введены новые методы маркетинга, например расфасовка бензина в двухгалонные банки. Англо-Персидская компания реализовывала свои продукты также в Иране и Ираке ; создала международная цепь морских станций бункеровки и в 1926 начала продавать авиационное топливо. Запускались новые, значительно меньшие, чем завод в Абадане , нефтеперегонные заводы в Llandarcy в Южном Уэльсе в 1921 году, Шотландии в 1924 году. Кроме того, компания владела большей частью французского нефтеперегонного завода в Courchelettes.

Такие действия существенно повлияли на бизнес-структуру компании. Более 80 % активов компании приходились на месторождения в Персии, а после 1917 года половина основного капитала компании приходилась на систему дистрибьюции и танкерный флот.

Лавинообразное распространение автомобилей в Америке и Европе положительно повлияло на деятельность компании. К 1925 году число бензоколонок с логотипом BP достигло шести тысяч (в 1921 их было всего 69).

В 1935 году компания была переименована в Англо-Иранскую.

В послевоенные годы компания начинает внедряться в нефтехимическую отрасль. Соглашение с компанией Distillers в 1947 году привело к образованию совместной компании, ставшей позднее известной, как British Hydrocarbon Chemicals. Второй нефтехимический комплекс был построен в Баглан Бэй (Baglan Bay) в Южном Уэльсе в 1961 году.

Конфликт с Ираном и освоение западного полушария

В 1989 году был изменён логотип BP, и началась кампания, направленная на утверждение тождества между British Petroleum и зелёным цветом, преобладающем на новом логотипе. Дальнейшая деятельность стала осуществляться под трендами здравоохранения, безопасности и заботы об окружающей среде.

Собственники и руководство

95 % акций компании находится (по данным на январь 2011 года) в свободном обращении. 5 % находятся в собственности компании Роснефть .

Председатель совета директоров - Карл-Хенрик Сванберг (Carl-Henric Svanberg ). Главный управляющий - Роберт Дадли.

Бывший главный управляющий компании - лорд Джон Браун - покинул свой пост вследствие гомосексуального скандала в начале мая 2007 года .

Деятельность

У компании есть подразделение BPSolar, занимающееся производством и установкой фотоэлектрических элементов .

BP - один из основных игроков водородной энергетики . Компания строит водородные заправочные станции, поставляет для них водород. Участвует в различных водородных демонстрационных проектах по всему миру.

Показатели деятельности

Добыча в 2009 году составила 126,8 млн т жидких углеводородов. Выручка компании за 2009 год составила $239,3 млрд, чистая прибыль - $16,58 млрд.

BP в России

ТНК-BP

Российские совладельцы ТНК-BP (в ней 50 % принадлежит BP, а ещё 50 % - консорциуму ААР, включающему «Альфа-групп », Access Industries и «Ренову ») подвергли критике сделку BP с «Роснефтью», указав на то, что по условиям соглашения с BP, британская компания должна была не оставлять акции «Роснефти» у себя, а предложить их ТНК-BP. Глава BP объяснил данное отклонение от соглашения тем обстоятельством, что новый альянс нацелен на разработку подводных месторождений, тогда как ТНК-BP развивает преимущественно добычу нефти на суше . Позднее российские акционеры ТНК-BP обратились в Лондонский суд с иском о приостановлении сделки между BP и «Роснефтью» . 31 января 2011 года в знак протеста против сделки российский акционер ТНК-BP принял решение заблокировать выплату дивидендов в размере $1,8 млрд .

24 марта 2011 года стокгольмский арбитраж вынес решение о запрете сделки BP и «Роснефти» . В течение весны 2011 года BP, «Роснефть» и российские акционеры ТНК-BP пытались найти компромисс по видоизменению объявленного соглашения, но 17 мая 2011 года стало известно, что сделка окончательно сорвана .

Продажа «ТНК-BP»

22 октября 2012 года было объявлено о том, что «Роснефть» договорилась с акционерами «ТНК-BP» о её покупке. Предполагается, что BP за свою долю должна получить $17,1 млрд денежных средств и 12,84 % акций «Роснефти», находящихся на балансе российской компании, а другой акционер «ТНК-BP», консорциум AAR - $28 млрд (при этом обе сделки независимы друг от друга). Как предполагается, после завершения сделки британской BP будет принадлежать 19,75 % акций «Роснефти» .

Происшествия

Накренившаяся нефтяная платформа Thunder Horse после урагана «Деннис»

В 2000-х годах BP преследуют крупные техногенные катастрофы, приведшие к серьёзным человеческим жертвам, причинившие серьёзный экологический ущерб, а также принёсшие компании существенные экономические потери.

Взрыв на нефтеперегонном заводе в Техасе

23 марта 2005 года на предприятии BP, расположенном в городе Техас (штат Техас) произошёл взрыв, перешедший в пожар. В результате аварии погибло 15 человек и ещё 170 получили травмы. Компания объявила о выплате более $700 млн пострадавшим и семьям погибших в результате аварии.

Ураган «Деннис»

Произошедший в июле 2005 года ураган «Деннис» нанёс серьёзный ущерб операциям BP в Мексиканском заливе . Стихия нанесла серьёзный ущерб нефтедобывающей платформе Thunder Horse, одной из крупнейших в мире, построенной BP совместно с ExxonMobil . В результате воздействия урагана платформа накренилась на 30°, расходы на её восстановление составили около $100 млн.

Взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon

20 апреля 2010 года на арендованной BP у компании Transocean полупогружной нефтяной платформе Deepwater Horizon , работавшей в центральной части Мексиканского залива южнее штата Луизиана (США), произошёл взрыв. В результате последовавшего пожара, борьба с которым была безуспешна, 11 человек погибло и ещё 17 ранено; 22 апреля платформа затонула. Свободное истекание нефти из скважины, на которой до катастрофы работала платформа, повлекло за собой крупнейшую экологическую катастрофу : в день из скважины, находящейся на глубине около 1,5 км, в воду выливалось до 1000 т нефти. Нефтяное пятно, площадь которого приближалась к 1000 км², привело к серьёзному загрязнению побережья Луизианы и других штатов США. Ряд экспертов оценивали размер нанесённого ущерба в сумму до $37 млрд.

Ко 2 июня 2010 года попытки прекратить выброс нефти оставались безуспешными. К этому времени компания потеряла треть своей рыночной капитализации (с момента аварии она снизилась со $180 млрд до $115 млрд); расходы на операцию по очистке превысили $760 млн. К середине июня 2010 года безуспешные попытки справиться с последствиями аварии и все громче раздающиеся требования многомиллиардной компенсации нанесённого ущерба привели к резкому падению рейтингов BP: агентство Fitch понизило долгосрочный рейтинг компании на целых шесть ступеней - с АА (высокая надежность) до ВВВ (только на две позиции выше «бросового» уровня) . В июле было объявлено о том, что глава BP Тони Хейворд осенью уйдёт в отставку, что также связывалось с катастрофой на Deepwater Horizon.

В начале августа 2010 года стало известно о том, что утечку нефти удалось практически полностью остановить. Также было объявлено о том, что в силу естественных причин или благодаря усилиям по утилизации 75 % разлитой нефти исчезло с поверхности Мексиканского залива.

BP заранее стала готовиться к возможным многомиллиардным затратам на ликвидацию всех последствий катастрофы, в частности, начав распродажу своего имущества. В июле 2010 года компания объявила о продаже газовых активов и газоперерабатывающих заводов американской компании Apache за $7 млрд. Позднее компания создала фонд Gulf Coast Claims Facility (GCCF), из которого осуществляется компенсирование ущерба. Всего в данном фонде было зарезервировано $20 млрд.

5 января 2011 правительственная комиссия США, созданная по инициативе президента Обамы, назвала причиной катастрофы сокращение компанией BP и её партнерами средств на обеспечение безопасности добычи нефти. .

В апреле 2011 года BP подала судебные иски на сумму $40 млрд к трём компаниям, которые, по её мнению, стали виновниками аварии на платформе: Transocean (владельцу и оператору Deepwater Horizon), Halliburton (спроектировавшей цементную «пломбу» для скважины) и Cameron (изготовителя не сработавшего устройства для блокировки скважины в случае происшествий) . Месяцем спустя японская компания Mitsui & Co, которая являлась совладельцем проекта, в рамках которого работала платформа Deepwater Horizon, объявила о выплате компенсации в размере $1,1 млрд в пользу BP . В начале 2012 года федеральный суд США принял решение о том, что основным ответчиком по искам о взыскании материальной ответственности должна являться сама BP, а её партнёры-подрядчики не должны участвовать в возмещении убытков .

В апреле 2012 года BP достигла окончательного соглашения с лицами, которыми был нанесён ущерб в результате аварии. Компания обязалась выплатить 100 тысячам американских истцов (среди них владельцы отелей, ресторанов, рыбаки и т. п.) компенсацию в общей сумме $7,8 млрд .

Примечания

  1. Financial Statements for BP plc (ADR) - Google Finance
  2. BP Parent Company Name Change Following AGM Approval // bp.com
  3. BP/ Брендятина - истории брендов / Подкаст на PodFM.ru
  4. Beyond petroleum | BP
  5. Fortune Global 500
  6. Роснефть - «Роснефть» и BP создают стратегический альянс
  7. Rosneft and BP Form Global and Arctic Strategic Alliance | Press | BP
  8. Главу BP подставил любовник. Финансовые известия, 3 мая 2007
  9. Антон Осипов . «Он выглядит как херувим, но на самом деле безжалостен». Тони Хейворд, генеральный директор BP // Ведомости, № 93 (2611), 25 мая 2010
  10. А.Дворкович: Альянс «Роснефть»-BP - звездная сделка года // top.rbc.ru (Проверено 20 января 2011)
  11. Владимир Колиниченко . Альянс BP и «Роснефти»: в Арктике и по всему миру // vesti.ru (Проверено 20 января 2011)
  12. «Dancing with Mr Putin», The Economist , Jan 20th 2011
  13. BP и «Роснефть» подписали в Давосе соглашение о стратегическом партнерстве , Радио «Маяк» (26 января 2011). Проверено 26 января 2011.
  14. Би-Би-Си: «Суровый инвестиционный климат в России»
  15. Российские акционеры ТНК-BP просят Лондонский суд остановить сделку BP и «Роснефти» // gazeta.ru (Проверено 27 января 2011)
  16. Российские акционеры ТНК-BP против выплаты дивидендов BP
  17. Оксана Гавшина Сделка «Роснефти» не вынесла суда . // Ведомости, 25.03.2011, № 52 (2818). Архивировано из первоисточника 12 февраля 2012. Проверено 25 марта 2011.
  18. Алексей Топалов. Не Bolshoi Petroleum . // gazeta.ru. Архивировано из первоисточника 12 февраля 2012. Проверено 17 мая 2011.
  19. Ирина Мокроусова, Тимофей Дзядко. Чего хотят «Роснефть», «Альфа» и BP . // vedomosti.ru. Архивировано из первоисточника 5 ноября 2012. Проверено 23 октября 2012.
  20. Мария Макутина, Наталья Ромашкова. "Роснефть" договорилась о приобретении 100% ТНК-BP . // kommersant.ru. Архивировано из первоисточника 4 ноября 2012. Проверено 23 октября 2012.
  21. Георгий Панин. Нефтяники договорились по ТНК-BP . // rg.ru. Проверено 23 октября 2012.
  22. Gulf oil spill: BP has a long record of legal, ethical violations // mcclatchydc.com (Проверено 25 мая 2010)
  23. Спрос на нефть увеличил прибыли BP // news.bbc.co.uk (Проверено 25 мая 2010)
  24. Рассел Гоулд, Бушан Бахри . BP может потерять платформу) // Ведомости, 14 июля 2005
  25. От редакции: Нефтяной лебедь // Ведомости, № 80 (2598), 05 мая 2010
  26. В США недовольны тем, как идет уборка нефтяного пятна // bbc.co.uk (Проверено 5 мая 2010)
  27. Алексей Алексеев . BP теряет вес // Ведомости, № 100 (2618), 03 июня 2010
  28. Владислав Новый, Алексей Алексеев . BP пока терпит бедствие // Ведомости, № 108 (2626), 16 июня 2010
  29. Власти США заявляют, что удалось собрать 75 % нефти из скважины BP // РИА «Новости», 4 августа 2010
  30. Владислав Новый . Аварийная сделка // Ведомости, № 134 (2652), 22 июля 2010
  31. Владислав Новый . BP фиксирует убыток // Ведомости, 24.11.2010, № 222 (2740) (Проверено 24 ноября 2010)
  32. Причиной взрыва Deepwater Horizon стало сокращение расходов на безопасность компанией BP
  33. Александр Леонов, Михаил Оверченко. Иск на $40 млрд . // Ведомости, 22.04.2011, № 72 (2838). Архивировано из первоисточника 12 февраля 2012. Проверено 22 апреля 2011.
  34. Партнер BP выплатит компании $1,1 млрд компенсации за разлив нефти в Мексиканском заливе . // gazeta.ru. Архивировано из первоисточника 12 февраля 2012. Проверено 20 мая 2011.
  35. Даша Загвоздина. BP заплатит больше . // gazeta.ru. Архивировано из первоисточника 12 февраля 2012. Проверено 27 января 2012.
  36. ВР согласилась заплатить за разлив нефти в Мексиканском заливе $7,8 млрд . // vedomosti.ru. Архивировано из первоисточника 25 июня 2012. Проверено 19 апреля 2012.

Ссылки

  • История компании на сайте bp.com

© 2024
uguseina18.ru - Бизнес. Идеи. Заработок. Выбор ниши. Оборудование