1. Общие положения.
1.1. Библиотекарь назначается и освобождается от должности директором гимназии.
1.2. Библиотекарь подчиняется непосредственно заведующей библиотекой, директору гимназии.
1.3. В своей деятельности библиотекарь руководствуется Законами РФ "Об образовании" и "О библиотечном деле", постановлениями правительства РФ, руководящими документами вышестоящих органов по вопросам библиотечной работы, правилами организации библиотечного труда, учета, инвентаризации, правилами по охране труда и технике безопасности и противопожарной защите, а также Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка гимназии и настоящей инструкцией.
2. Функции.
Основными направлениями деятельности библиотекаря являются:
2.1. Об6еспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечного и информационно-библиографического обслуживания учащихся, педагогов и других категорий читателей.
2.2. Формирование у читателей навыков независимого пользователя, обучение пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации.
2.3. Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий.
3. Должностные обязанности
3.1. Обслуживает читателей на абонементе и в читательском зале.
3.2. Занимается расстановкой и обеспылеванием фонда (детская литература, русская литература, справочная литература).
3.3. Занимается регистрацией и подшивкой периодических изданий.
3.4. Ведет индивидуальную и массовую работу с читателями.
3.5. Ведет обработку книг.
3.6. Проводит работу с задолжниками.
4.Права
4.1. На свободный доступ к информации, связанной с решением поставленных перед библиотекой задач.
4.2. На самообразование.
4.3. На ежегодный отпуск в соответствии с законом.
4. 4. На представление к различным формам поощрения.
5. Ответственность.
5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительной причины Устава и Правил внутреннего трудового распорядка гимназии, законных распоряжений директора гимназии или иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, библиотекарь несет дисциплинарную ответственность в порядке определенном трудовым законодательством.
5.2. За причинение гимназии или участникам образовательного процесса ущерба в связи с неисполнением своих должностных обязанностей библиотекарь несет частичную материальную ответственность в порядке, установленном трудовым законодательством.
6. Взаимоотношения. Связи по должности.
6.1. Работает по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором гимназии.
6.2. Получает от директора гимназии, от зав. библиотекой информацию нормативно-правового и организационно- методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
6.3. Работает в тесном коллективе с учителями, родителями обучающихся в гимназии.
(Назад) (Cкачать работу)
Функция «чтения» служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!
В обязанности монастырского библиотекаря того времени входило не только сохранение фонда и выдача книг, но и воспитания у детей культуры чтения, помощи им в усвоении прочитанного, научении бережному отношению к книге, организации коллективного чтения вслух.
Позже из монастырских библиотек эти методы по руководству чтением подрастающего поколения перейдут в практику школ и школьных библиотек.
Во второй половине XV в. появляется первая печатная книга для детей «Азбука», составленная первопечатником Иваном Фёдоровым и изданная в 1574г. Азбука, латинская грамматика да Псалтырь, рукописные или отпечатанные с лубочных досок, составляют главный свод детских книг в древнерусский период.
К концу XVII в. круг детского чтения значительно расширяется, у учащихся появляется возможность пользоваться учебными библиотеками в стенах светских специальных школ, главных народных училищ, но их было ещё очень мало.
Признаки более активного развития педагогики детского чтения прослеживаются в XVIII веке. Реализуется попытка целенаправленного и систематического воздействия на воспитание и образование юного поколения с помощью создаваемой литературы для детей. Библиотеку стали рассматривать как неотъемлемую часть учебного заведения и как самостоятельное учреждение, предназначенное для распространения просвещения и организации чтения учащихся.
В XIX в. в связи с развитием образования увеличилось количество библиотек при учебных заведениях. К работе в библиотеках привлекают выдающихся деятелей отечественной науки и культуры, которые не только внесли огромный вклад в её развитие, но и проявили себя за годы работы как талантливые библиотекари. Это и И.И. Тауберт, К.М. Бэр, И.А. Крылов, А.А. Куник, И.И. Срезневский, А.Б. Бычков и др. действительные члены Академии наук; и П.И. Рычков, Ф.Ф. Рейс, Н.И. Гнедич и др. – члены-корреспонденты Академии наук; и П.З. Кондоиди, А.И. Лужков, А.Н. Оленин, М.Н. Загоскин, М.А. Корф и др. – почётные члены Академии наук. Деятельность названных библиотекарей в немалой степени содействовала росту популярности библиотек и библиотечной профессии.
Многие библиотекари способствовали поиску новых, более совершенных форм и методов библиотечной работы, чем значительно обогатили библиотечную теорию. Библиотекари строили новые здания, собирали ценнейшие коллекции, как правило, передавали в фонды свои личные библиотеки, создавали классификационные системы, разрабатывали такие технологии обслуживания читателей, которые сохранились до сих пор. Многим даже не известен такой факт – формуляр, которым мы пользуемся «всю жизнь», придумал И.А. Крылов. Были изданы классификации А.Н. Оленина и К.М. Бэра, правила, отчёты и каталоги научных и публичных библиотек, речи и доклады при их открытии.
Специальной подготовки библиотекарей ещё не велось. Главное внимание уделялось обоснованию значения библиотечной специальности и требований к библиотекарю.
Значительные возможности в реализации теоретических и методических основ руководства чтением подрастающих поколений появились с открытием специальных детских библиотек. В 1870г. была открыта детская библиотека для чтения в Петербурге и детская библиотека в Кронштадте. Они были платные, с ограниченным числом читателей. А книговед, библиограф А.Д. Торопов на средства, собранные по подписке, открыл в 1878г. первую библиотеку для детей в Москве. В 1900-е гг. по инициативе частных лиц открываются детские библиотеки-читальни в Кишинёве, Костроме, Одессе, Благовещенске, Перми, Нижнем Новгороде.
Первые детские библиотеки возглавляли педагоги-энтузиасты – М.В. Бередникова, А.К. Покровская (в Москве), Д.Ю. Добрая (в Киеве), Х.Д. Харжевская (в Кишинёве) и др. Они создавали комиссии или комитеты при библиотеках, которые определяли программу их деятельности. Деятельность первых детских библиотекарей была основана на прогрессивных идеях известных педагогов, методистов-словесников, библиографов.
Первые детские библиотеки, несмотря на свою малочисленность, к 1911г. их было всего 23, оказали большое влияние на становление библиотечной специальности. Здесь было использовано много интересных методов и форм работы. Такие формы, как рассказывания, чтение вслух, драматизации, книжные выставки, беседы о книгах, экскурсии, кружки читателей получили в дальнейшем широкое распространение в деятельности библиотек по работе с детьми. Особое значение библиотекари-педагоги предавали изучению читателей. В этих целях они использовали методы наблюдения, беседы о прочитанном, анализ устных и письменных отзывов о прочитанном, анкеты. Всё это позволяло выявить содержание и характер чтения молодого поколения, их отношения к литературе разных видов и жанров, к творчеству конкретных писателей.
К концу XIX в. не только сформировались основные направления деятельности библиотекарей, работающих с подрастающим поколением, но и были накоплены значительные данные, позволяющие сформулировать новые требования к профессиональной подготовке кадров. Конкретное научное обоснование получает идея использования литературы в развитии личности растущего человека. Эта идея охватывает различные направления деятельности библиотекарей: организацию фондов и справочно-библиографического аппарата библиотек, формирование круга чтения, изучение читателей, использование активных форм и методов работы с ними. Конкретное обоснование получила и идея совместной деятельности учителей, библиотекарей и семьи в воспитании детей как читателей. Библиотекари почувствовали явную необходимость в основательных педагогических, психологических, филологических, библиографических и библиотечных знаниях.
С появлением бесплатных народных библиотек и библиотек-читален, публичных библиотек в губерниях и уездах основными их читателями становились дети и подростки. В большинстве своём в этих библиотеках трудились: учителя – 84,2%, писари – 3,8%, лица духовного сана – 3,1%, совмещающие свою работу в библиотеках. Лишь 1,4% из них работали только библиотекарями, имея практическую и самообразовательную подготовку. Проблема в увеличении штата стала решаться также и за счёт «вольнотрудящихся» женщин. Это были образованные дворянки, часть которых жила на жалование, получаемое в библиотеке, но были и такие, которые отказывались от него.
Рост изданий книг для детей, периодики, появление первых детских библиотек, интенсивная деятельность энтузиастов-библиотекарей по организации чтения – всё это способствовало подъёму библиотечной работы с подрастающим поколением. Большую роль в профессиональном становлении библиотекарей имели разработки теоретических и практических проблем библиотечной работы с детьми Л.Б. Хавкиной, В.А. Зеленко, утвердившего понятие «руководство детским чтением». На развитие теории и практики библиотечно-библиографического образования большое влияние оказали идеи Н.А. Рубакина.
Возможные пути, методы, содержание профессиональной подготовки кадров библиотек обосновала Л.Б. Хавкина. По её инициативе в 1913г. в Москве открываются первые библиотечные курсы при народном университете им. А.Л. Шанявского. А в 1918г. было положено начало дифференцированной подготовке кадров для библиотечной работы с подрастающим поколением – открытием в Петербурге первого в стране высшего учебного заведения для подготовки культурно-просветительных и библиотечных кадров, Института внешкольного образования (ныне Санкт-Петербургский университет культуры и искусств). В 1930г. создаётся Московский библиотечный институт, где появилась самостоятельная специальность – «библиотековедение детских библиотек». С его созданием расширились возможности для дифференцированной подготовки кадров для детских и школьных библиотек.
В последующие годы в России складывается система профессионального образования библиотечных специалистов по работе с детьми, включающая подготовку специалистов средней квалификации – в училищах культуры и искусства, библиотечных техникумах и высшей – в вузах культуры. Определились квалификации, содержание образования, методика теоретической и практической подготовки.
С первых лет советской власти библиотеки попали в административно-командные тиски, их фонды опустошались «чистками», из
директор МБОУ « Актанышская средняя
общеобразовательная школа №1» (Р.Ф.Гиздатуллина)
Должностные обязанности
БИБЛИОТЕКАРЬ (ЗАВЕДУЮЩИЙ БИБЛИОТЕКОЙ)
Должностная инструкция школьного библиотекаря
МБОУ «АКТАНЫШСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 »
Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно- квалификационных характеристик заведующего библиотекой и библиотекаря согласованных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 1 февраля 1995 г. № 8 и направленных для руководства в работе Министерства образования Российской Федерации от 4 августа 1995г. №58-М
1.2 Библиотекарь (заведующий библиотекой) назначается и освобождается от должности директором школы.
1.3 Библиотекарь должен иметь высшее или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или общее среднее образование, курсовую подготовку и стаж работы в должности библиотекаря не менее трех лет.
1.4 Библиотекарь подчиняется непосредственно заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе.
1.5. В своей деятельности библиотекарь руководствуется законодательством Российской Федерации о культуре, образовании и библиотечном деле; постановлениями Правительства Российской Федерации, определяющими развитие культуры; руководящими документами вышестоящих органов по вопросам библиотечной работы; правилами организации библиотечного труда, учета, инвентаризации; правилами по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите, а также Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка школы и настоящей Инструкцией.
2. Функции
Основными направлениями деятельности библиотекаря являются:
2.1. Информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса в школе.
2.2.Пропаганда чтения как формы культурного досуга.
3. Должностные обязанности
Библиотекарь выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. Организует работу библиотеки школы, формирование, обработку и систематизированное хранение библиотечного фонда.
3.2. Составляет каталоги, картотеки, указатели, тематические списки и обзоры литературы.
3.3.Обслуживает обучающихся и работников школы на абонементе, организует и проводит связанную с этим информационную работу (выставки, витрины и другие мероприятия по пропаганде книги), осуществляет подбор литературы по заявкам читателей.
3.4. Ведет учет работы библиотеки и представляет установленную отчетность.
3.5. Принимает книжные фонды на ответственное хранение по акту и разовым документам и ведет соответствующий учет, участвует в инвентаризации книжных фондов, списании устаревшей и ветхой литературы по установленным правилам и нормам.
3.6.Принимает в установленном порядке меры к возмещению ущерба, причиненного книжному и иным фондам библиотеки по вине читателей (пользователей) и в связи с недостачей, утратой или порчей книг.
Устанавливает и поддерживает связи с другими библиотеками, организует межбиблиотечный обмен.
3.8. Оформляет подписку школы на периодические издания и контролирует их доставку.
3.9.Принимает меры к обеспечению библиотеки необходимым оборудованием.
3.10. Организует читательские конференции, литературные вечера и другие массовые мероприятия.
3.11.Соблюдает правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите; следит за надлежащим санитарным состоянием помещений и фондов библиотеки.
4. Права
Библиотекарь имеет право:
4.1.Давать обязательные для исполнения указания обучающимся и работникам школы по вопросам, касающимся соблюдения правил пользования библиотечными фондами.
4.2. Контролировать и направлять работу уборщика служебных помещений и рабочего по обслуживанию к текущему ремонту зданий, сооружений и оборудования в помещениях библиотеки.
5. Ответственность
5.1.За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за не использование предоставленных прав, библиотекарь несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.
5.2.За причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей библиотекарь несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.
Библиотекарь несет полную материальную ответственность в случае недостачи, утраты или порчи книг, принятых на хранение на основании письменного договора о полной материальной ответственности, если не докажет, что ущерб причинен не по его вине.
6. Взаимоотношения. Связи по должности
Библиотекарь:
6.1. Работает по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы.
6.2. Может привлекаться по распоряжению заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе к экстренной замене временно отсутствующих учителей и воспитателей в пределах нормальной продолжительности своего рабочего времени с дополнительной почасовой оплатой педагогической работы.
6.3.Получает от директора школы и его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
6.4.Работает в тесном контакте с учителями, родителями обучающихся (лицами, их заменяющими); систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы.
С инструкцией ознакомлена___________________Н.М.Хисамова
Утверждаю
Директор МОУ «Асановская СОШ»
_________________ Н.И.Чумаков 08.01.2007
ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ БИБЛИОТЕКАРЯ
МОУ «Асановская СОШ»
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Должностные обязанности этой категории работников определяются на основании «Тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым должностям служащих», утвержденных постановлениями Министерства труда РФ от 10.10.92 № 30 и от 20.01.94 № 7, и «Тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений образования РФ - приказ № 463/1268 МОРФ и Государственного комитета РФ по высшему образованию от 31.08.95.
1.2. Библиотекарь относится к категории специалистов, назначается и освобождается от должности по приказу директора школы на основании заявления.
1.3. Подчиняется непосредственно директору школы и заместителю директора по учебно-воспитательной работе.
1.4. На должность библиотекаря:
- 2-й категории назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование, без предъявления требований к стажу работы, или среднее профессиональное образование и стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) не менее 3 лет;
- 11-й разряд (ведущий библиотекарь) - высшее профессиональное образование и стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) 1-й категории не менее 3 лет.
1.5. В своей работе руководствуется:
- Конвенцией ООН о правах ребенка;
- нормативно-методическими документами Правительства РФ
- Уставом школы и Правилами внутреннего трудового распорядка;
- трудовым договором;
- приказами и распоряжениями директора школы;
- настоящей должностной инструкцией.
1.6. Библиотекарь должен знать:
- Конвенцию ООН о правах ребенка;
- инструкцию по охране жизни и здоровья детей;
- Правила внутреннего трудового распорядка;
- основы библиотечного дела, библиографии
- основные библиотечные технологические процессы;
- формы и методы индивидуальной и групповой работы с детьми;
- режим образовательного учреждения;
- Правила техники безопасности и противопожарной защиты.
2. ФУНКЦИИ
На библиотекаря возлагаются следующие функции:
2.1. Обеспечение библиотечных процессов библиотеки дошкольного учреждения (комплектование, обработка библиотечного фонда, организация и использование каталогов и других элементов справочно-библиографического аппарата, учет, организация и хранение фонда библиотеки).
Должностная инструкция библиотекаря
Обслуживание юных читателей библиотеки, педагогических работников и родителей, предоставление необходимой литературы.
2.3. Использование научных методов и передового опыта в области библиотечной деятельности.
3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
Для выполнения возложенных на него функций библиотекарь обязан:
3.1. Вести читательские формуляры и обслуживать педагогических и других работников школы, учащихся и их родителей.
3.2. Организовать и проводить:
- встречи-беседы с учащимися по вопросам бережного отношения к книгам;
- экскурсии с детьми в другие библиотеки;
- тематические выставки согласно плану работы библиотеки и школы с учетом задач опытно-экспериментальной деятельности;
- занятия с детьми по ремонту и реставрации старых книг;
- консультативную работу и беседы с учителями и родителями учащихся по вопросам:
- формирования читательских вкусов и предпочтений, на основе русской культуры и классической русской литературы
- навыков бережного отношения к книгам у учащихся
3.3. Планировать и осуществлять работу библиотеки школы в соответствии с программой эксперимента.
3.4. Принимать участие:
в Совете педагогов, районных методобъединениях по данному направлению деятельности;
- в разработке и реализации программы развития библиотеки, планов библиотечного обслуживания участников учебно-воспитательного процесса в школе;
- в общих мероприятиях, проводимых в школе;
3.5. Пополнять фонд библиотеки школы литературой и необходимыми учебно-методическими
пособиями.
3.6. Вести необходимую учетно-отчетную документацию.
4. ПРАВА
Библиотекарь имеет право:
4.1. Требовать от администрации создания условий для выполнения своих должностных обязанностей.
4.2. На социальные гарантии и льготы, установленные законодательством РФ.
4.3. На ежегодный оплачиваемый отпуск.
4.4. Повышать свою квалификацию.
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
5.1. Библиотекарь несет ответственность:
- за совершенные в процессе осуществления своей трудовой деятельности правонарушения в пределах, определяемых действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ;
- за причинение материального ущерба в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством РФ.
5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений руководителя школы, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за неиспользование предоставленных прав библиотекарь несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.
За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических требований к организации жизнедеятельности учащихся школы, библиотекарь привлекается к административной ответственности в порядке и случаях, предусмотренных административным законодательством.
6. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ И СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ
Библиотекарь:
6.1. Работает в режиме нормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы.
6.2. Самостоятельно планирует свою работу; план работы, утверждается директором школы работе.
6.3. Предоставляет заместителю директора по учебно-воспитательной работе письменный отчет о своей деятельности.
6.4. Получает информацию от заместителя директора по учебно-воспитательной работе информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
6.5. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы.
6.6. Подотчетен заместителю директора по учебно-воспитательной работе и Совету педагогов.
С должностной инструкцией ознакомлен(а):_______________________
Библиограф
———————————— (наименование организации) УТВЕРЖДАЮ ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ——————————— (наименование должности) 00.00.0000 N 000 ——— ——————— (подпись) (инициалы, фамилия) Библиографа 00.00.0000
1.1. Библиограф относится к категории специалистов.
1.2. На должность:
— библиографа принимается лицо, имеющее среднее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) без предъявления требований к стажу работы;
— библиографа II категории принимается (переводится) лицо, имеющее высшее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы в должности библиографа (библиотекаря) не менее 3 лет;
— библиографа I категории принимается (переводится) лицо, имеющее высшее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы в должности библиографа (библиотекаря) II категории не менее 3 лет;
— ведущего библиографа принимается (переводится) лицо, имеющее высшее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы в должности библиографа (библиотекаря) I категории не менее 3 лет.
1.3. Библиограф должен знать:
— законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие развитие в сферах библиотечного и архивного дела;
— структуру библиотеки;
— основы библиотечного дела, библиографии, информационной работы;
— методические документы в области библиографии и информатики;
— книжный фонд и справочно-библиографический аппарат библиотеки;
— достижения библиографической и информационной работы отечественных и зарубежных библиотек;
— основы трудового законодательства;
— Правила внутреннего трудового распорядка;
— правила и нормы охраны труда и техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;
— ______________________________________________________________________.
1.4. Библиограф в своей деятельности руководствуется:
— Положением о _______________________________________________________; (наименование структурного подразделения, в штат которого входит библиограф)
— настоящей должностной инструкцией;
— ____________________________________________________________________. (иные акты и документы, непосредственно связанные с трудовой функцией библиографа) 1.5. Библиограф подчиняется непосредственно __________________________. (наименование должности руководителя)
1.6. В период отсутствия библиографа (отпуска, болезни, пр.) его обязанности исполняет работник, назначенный в установленном порядке, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.
Реймер стал библиотекарем
Библиограф относится к профессиональной квалификационной группе «Должности работников культуры, искусства и кинематографии ведущего звена» (Приказ Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. N 570) <1>.
———————————
<1> Для должностной инструкции работника бюджетного учреждения.
1.8. ___________________________________________________________________.
2. Функции
2.1. Организация справочно-библиографического аппарата библиотеки.
2.2. Справочно-библиографическое и информационное обслуживание читателей.
3. Должностные обязанности
Библиограф исполняет следующие обязанности:
3.1. Осуществляет работы по организации справочно-библиографического аппарата библиотеки в традиционном и автоматизированном режиме.
3.2. Выполняет справочно-библиографическое и информационное обслуживание читателей.
3.3. Принимает участие в подготовке библиографических материалов и пособий, методических документов.
3.5. Ведет индивидуальное и групповое информирование абонентов о новой литературе.
3.6. _________________________________________________________________. (другие обязанности)
4. Права
Библиограф имеет право:
4.1. Участвовать в совещаниях по организационным вопросам.
4.3. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей.
4.4. Требовать от руководства учреждения (организации) оказания содействия в исполнении его должностных обязанностей и реализации прав.
4.5. _________________________________________________________________. (другие права)
5. Ответственность
5.1. Библиограф привлекается к ответственности:
— за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации;
— за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, — в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
— за причинение ущерба учреждению (организации) — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. ___________________________________________________________________.
6. Заключительные положения
6.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе Квалификационной характеристики должности «Библиограф» (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии», утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 30 марта 2011 г. N 251н), ___________________________________. (реквизиты иных актов и документов) 6.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора). Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается ____________________________________________________________ (росписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой ___________________________________________________________________________ частью настоящей инструкции (в журнале ознакомления с должностными ___________________________________________________________________________ инструкциями); в экземпляре должностной инструкции, хранящемся __________________________________________________________________________. у работодателя; иной способ)
6.3. ___________________________________________________________________.
Деятельность библиотек имеет неоценимое значение в жизни современного общества. Они функционируют много столетий, сохраняя книги и другие документы, являющиеся свидетельством выдающихся открытий, накопленных знаний и истинной веры людей. Библиотеки принято считать основой культуры человечества. Они оказывают содействие в реализации прав каждой отдельной личности на получение сведений и пользование достижениями цивилизации. В данной статье будет освещена должностная инструкция библиотекаря, его права и обязанности.
Статус профессии в настоящее время
В наши дни работать в библиотеке стало намного сложнее, чем в былые времена, но значительно увлекательнее. Иногда библиотеки должны доказывать свою незаменимость в современном мире.
Библиотекарь - одна из самых прекрасных профессий на Земле. Она находится в той сфере жизни человека, в которой постоянно соприкасаются мир книг и людей, разные временные отрезки, где одно плавно перетекает в другое, требуя от библиотекаря огромных усилий для поддержания баланса равновесия.
Пробуждение душевности, интеллигентности и честности в душах людей является основной задачей библиотек в нашей стране. Книга в некоторых случаях бывает способна залечить раны души, одолеть болезнь и помочь человеку воспрять духом.
Роль должностной инструкции
Общеизвестно, что координированность и эффективность работы каждого учреждения напрямую зависят от организации деятельности персонала. Правильно составленная должностная инструкция способна предоставить возможность разумного разграничения и распределения функциональных обязанностей между работниками библиотек, оказать помощь в обобщении накопленной базы методов и способов библиотечной работы.
Значительная роль должностной инструкции также заключается в следующих аспектах:
- четком разделении ответственности, прав и обязанностей каждого работника библиотеки;
- обоснованном подборе, расстановке и применении персонала с учетом уровня квалификации работников библиотек;
- усилении значимости и влияния кадров на протекание процессов библиотечной работы;
- материальном и моральном поощрении библиотекарей за качественную работу;
- введении обоснованных трудовых норм.
Должностная инструкция библиотекаря способствует поддержанию трудовой дисциплины. Она регламентирует применение руководством мер дисциплинарного взыскания к сотрудникам библиотек, халатно относящихся к своим трудовым обязанностям.
Разделы должностной инструкции
Типовая должностная инструкция библиотекаря содержит следующие разделы:
- Общие положения. В разделе освещены требования к стажу трудовой деятельности библиотекарей, а также необходимый уровень квалификации работников библиотек.
- Должностные обязанности. В данном разделе прописаны основные трудовые обязанности специалистов библиотечного дела, занимающих определенные должности в данном учреждении культуры. Они несколько варьируются в зависимости от специфики работы библиотекарей. Допустим, должностная инструкция библиотекаря сельской библиотеки может иметь определенные отличия от инструкции библиотекаря школы.
- Права. Третий раздел инструкции определяет права и статус библиотекарей.
- Ответственность. Раздел конкретизирует порядок и сроки предоставления отчетной документации и другие этапы работы библиотекарей.
Данная инструкция обычно утверждается директором учреждения.
Права библиотекарей
Работники библиотек имеют право:
- располагать сведениями о решениях руководства, которые касаются их работы;
- вносить на рассмотрение начальства рекомендации по усовершенствованию своего труда;
- получать от своих коллег сведения, необходимые для работы;
- привлекать специалистов библиотечного дела для решения вопросов, касающихся трудовой деятельности;
- требовать от руководителя поддержки в исполнении своих трудовых обязанностей и прав, освещенных в должностной инструкции.
Педагог-библиотекарь: должностная инструкция
Педагог-библиотекарь работает в общеобразовательных учреждениях. На этой должности чаще всего трудятся педагоги или библиотекари, имеющие высшее образование.
Педагог-библиотекарь находится в непосредственном подчинении руководителя учреждения. В своей работе он руководствуется уставом учебного учреждения, должностной инструкцией и другой документацией, связанной с его трудовой деятельностью.
Работа педагога-библиотекаря состоит из определенных задач:
- учебно-методического и процесса обучения;
- обеспечения сохранности фонда библиотеки;
- обеспечения охраны здоровья учеников в период учебного процесса.
Обязанности школьного библиотекаря
Должностная инструкция библиотекаря школы определяет основные обязанности данного специалиста. К ним относятся:
- организация работы школьной библиотеки;
- формирование, обработка и хранение библиотечного фонда;
- ведение каталогов и картотек;
- обслуживание учеников и преподавательского состава образовательного учреждения;
- списание непригодной для использования литературы, согласно установленным правилам и нормативам;
- оформление подписки на журналы и газеты;
- следование правилам по охране труда и пожарной безопасности.
Должностная инструкция библиотекаря сельской библиотеки-филиала ЦБС
В должностной инструкции библиотекаря, работающего в библиотеке, являющейся филиалом централизованной библиотечной системы, четко прописаны обязанности данного специалиста.
Библиотекарь должен:
- вести учет основных показателей библиотечной работы (книговыдачи, посещаемости и других);
- обеспечивать пользователей необходимой литературой;
- участвовать в процессе комплектования библиотеки книгами и периодическими изданиями;
- изучать опыт передовых библиотек и применять его на практике;
- взаимодействовать с другими библиотекарями системы.
Должностная инструкция библиотекаря также освещает требования к квалификации специалистов библиотечного дела, согласно установленным разрядам оплаты труда.
Функции отдела комплектования и обработки литературы
Большинство читателей не имеют представления о работе данного отдела библиотеки. Результатом кропотливой работы библиотекарей отдела комплектования и обработки являются скомплектованные с учетом всех запросов и интересов пользователей, обработанные и поставленные на учет библиотечные фонды.
Отдел занимается ответственной работой: производит отбор нужной и интересной литературы, которая будет пользоваться читательским спросом, в рамках финансового обеспечения; сотрудничает с различными издательствами и книготорговыми объединениями.
Должностная инструкция библиотекаря отдела комплектования и обработки литературы гласит, что одной из основных должностных обязанностей сотрудников данного отдела является комплектование фондов библиотек книгами, а также периодическими и электронными изданиями. Каждое издание перед тем, как занять свое место на книжной полке, проходит библиотечную обработку, которую осуществляют специалисты этого отдела.
Все каталоги централизованной библиотечной системы - учетный, алфавитный и систематический - также создаются в данном отделе. Они являются основными звеньями справочно-библиографического аппарата библиотеки, позволяющего отыскать в фонде все имеющиеся издания в книжном формате.
Работники этого важного отдела также ведут работу по обеспечению сохранности фондов библиотек.
Содержание работы данного структурного подразделения центральной библиотеки
Отделом комплектования и обработки руководит заведующий. Он непосредственно несет ответственность за его работу.
- Планирование комплектования фондов.
- Текущее комплектование единого фонда библиотек системы.
- Формирование и ведение каталогов и картотек.
- Библиотечная обработка новых поступлений.
- Осуществление проверок книжных фондов библиотек системы.
Должностная инструкция библиотекаря, несущего свою трудовую вахту в структурных подразделениях и библиотеках-филиалах централизованной библиотечной системы, а также в школьных и ведомственных библиотеках, является основным нормативным и правовым документом, регламентирующим его трудовую деятельность.
БИБЛИОТЕКАРЯ
СЕЛЬСКОЙ БИБЛИОТЕКИ – ФИЛИАЛА МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЁННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «МОКРОУСОВСКАЯ .
1.Общие положения.
Библиотекарь сельской библиотеки назначается на должность и работает под непосредственным руководством директора МКУ «МЦБС».
В своей деятельности работник руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «О библиотечном деле», Уставом Муниципального казённого учреждения «Мокроусовская централизованная библиотечная система», Положением о работе сельской библиотеки – филиала, настоящей инструкцией, Правилами внутреннего трудового распорядка библиотеки, действующими нормативами.
Работа в данной должности требует специального профессионального образования.
Постановления Правительства Российской Федерации, определяющие развитие культуры ;
Основы экономики, организации труда и управления;
Технологию библиотечных процессов ;
2. Должностные обязанности:
Обеспечивает работу по библиотечному, информационному, справочно-библиографическому обслуживанию пользователей, включающую в себя индивидуальные и массовые формы обслуживания.
Разрабатывает перспективные, текущие, тематические, месячные и годовые планы работы библиотеки и их выполнение. Составляет программы деятельности библиотеки по различным направлениям, отчеты о работе.
Ведет учет работы библиотеки и всю библиотечную документацию:
Читательские формуляры,
Акты на списание литературы,
Организует при библиотеке работу любительских клубов и объединений по интересам для различных категорий пользователей.
Проводит различные формы массовых мероприятий для всех групп читателей.
Организует предоставление населению дополнительных услуг, определенных Перечнем платных услуг библиотеки.
Организует рекламу библиотеки с целью оповещения реальных и потенциальных пользователей и стимулирования спроса на услуги, поднятия престижа библиотеки.
Участвует в комплектовании фонда библиотеки. Организует его сохранность, использование и изучение.
Обеспечивает надлежащий контроль за выносом выданных читателям документов; поддерживает предусмотренные меры по сохранности библиотечного фонда при открытом доступе: проводит профилактические беседы с читателями , принимает меры для своевременного возврата документов и т.д.
Работает с книжным фондом , каталогами и картотеками (изучение, пополнение, редактирование, списание, ремонт и т.д.).
Обеспечивает работу по обслуживанию читателей через межбиблиотечный и заочный абонемент.
Изучает передовой опыт работы отечественных и зарубежных библиотек, применяет этот опыт в практической работе. Осуществляет связь с другими библиотеками.
Организует работу места общественного доступа к электронным фондам с выходом в сеть интернет.
Права и ответственность работника:
Библиотекарь имеет право
Самостоятельно определять содержание и конкретные формы деятельности филиала в соответствии с целями и задачами, указанными в Положении о работе библиотеки;
Определять в соответствии с Правилами пользования библиотекой виды и размеры компенсации ущерба , нанесенного читателями библиотеке;
- представлять филиал в различных учреждениях , организациях: принимать непосредственное участие в работе конференций, совещаний и семинаров, сельских сходов;
- сотрудничать с другими библиотекам и учреждениями;
Вносить предложения по деятельности других подразделений МКУ «МЦБС»;
- требовать от должностных лиц соблюдения трудового законодательства;
Давать уборщице библиотеки указания, обязательные для исполнения.
2. Библиотекарь несет
Персональную ответственность за организацию и содержание всей работы сельской библиотеки;
Полную материальную ответственность за сохранность всего имущества и книжного фонда библиотеки.
3. Библиотекарь подлежит обязательной периодической аттестации, порядок которой установлен Правительством РФ, Правилами внутреннего трудового распорядка МКУ «МЦБС».
4. Библиотекарь соблюдает Правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите и требует соблюдения этих Правил от уборщицы и пользователей библиотеки.
Утверждаю:
учреждения «Мокроусовская
централизованная библиотечная система»
С.В. Усольцева
приказ № 5 §6
ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
БИБЛИОТЕКАРЯ АБОНЕМЕНТА ОТДЕЛА ОБСЛУЖИВАНИЯ
ЦЕНТРАЛЬНОЙ РАЙОННОЙ БИБЛИОТЕКИМУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЁННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «МОКРОУСОВСКАЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА»
1.Общие положения.
Библиотекарь абонемента назначается на должность директором МКУ «МЦБС» и работает под непосредственным руководством заведующего Центральной районной библиотекой, отделом обслуживания.
Работает в соответствии с планом работы библиотеки и в связи с производственной необходимостью.
В своей деятельности работник руководствуется Законом РФ «О библиотечном деле», Уставом МКУ «МЦБС», Положением о работе Центральной районной библиотеки, Положением о работе Отдела обслуживания Центральной районной библиотеки, настоящей инструкцией, Правилами внутреннего трудового распорядка библиотеки, действующими нормативами.
Работа в данной должности требует от работника следующей квалификации: профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 3-х лет.
Постановления Правительства Российской Федерации, определяющие развитие культуры;
Основы законодательства о культуре;
Руководящие документы вышестоящих органов по вопросам библиотечной работы;
Теорию и практику библиотечного дела;
Технологию библиотечных процессов;
Основы трудового законодательства;
Правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите.
2. Должностные обязанности:
Ведет библиотечное, информационное, справочно-библиографическое обслуживания пользователей библиотеки.
Принимает участие в разработке перспективных, текущих, месячных и годовых планов работы Отдела обслуживания библиотеки и их выполнении.
Ведет учет работы абонемента библиотеки и библиотечную документацию:
Читательские формуляры,
Тетрадь замены книг, утерянных читателями,
Акты на списание литературы.
Участвует в предоставлении населению дополнительных услуг, определенных Перечнем платных услуг библиотеки.
Участвует в рекламе библиотеки с целью оповещения реальных и потенциальных пользователей и стимулирования спроса на услуги, поднятия престижа библиотеки.
Принимает участие в маркетинговых, социологических и иных исследованиях в области библиотечного дела, изучения читательского спроса, и т.д.
Участвует в системе повышения квалификации библиотекарей через семинары, творческие лаборатории, школы передового опыта и т.п.
Участвует в комплектовании фонда библиотеки, его сохранности, использовании и изучении.
Обеспечивает надлежащий контроль за выносом выданных читателям документов; поддерживает предусмотренные меры по сохранности библиотечного фонда при открытом доступе: проводит профилактические беседы с читателями, принимает меры для своевременного возврата документов и т.д.
Работает с фондом, каталогами и картотеками (изучение, пополнение, редактирование, списание, ремонт и т.д.).
Организует массовое, коллективное и индивидуальное информирование пользователей библиотеки.
3. Права и ответственность работника.
Библиотекарь абонемента имеет право:
Вносить предложения по совершенствованию деятельности отдела и библиотеки в целом;
Входить в состав рабочих групп по подготовке и реализации проектов;
Участвовать в разработке коллегиальных проектов.
На периодическое повышение квалификации через систему семинаров, курсовую подготовку, обучение в ВУЗе и т.п.;
Самостоятельно определять содержание и конкретные формы своей деятельности в соответствии с целями и задачами, указанными в Положении о работе Центральной районной библиотеки;
Представлять библиотеку в различных учреждениях, организациях: принимать непосредственное участие в работе конференций, совещаний и семинаров;
Сотрудничать с другими библиотекам и учреждениями;
Вносить предложения по деятельности других подразделений МКУ «МЦБС»;
Требовать от должностных лиц соблюдения трудового законодательства;
Библиотекарь абонемента несет:
персональную ответственность за организацию и содержание всей работы абонемента ЦРБ.
полную материальную ответственность за сохранность всего имущества и книжного фонда абонемента ЦРБ.
Подлежит обязательной периодической аттестации, порядок которой установлен Правительством РФ, Правилами внутреннего трудового распорядка МКУ «МЦБС».
Соблюдает Правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите и требует соблюдения этих Правил от пользователей библиотеки.
С должностными обязанностями ознакомлен:
Утверждаю:
директор Муниципального казённого
учреждения «Мокроусовская
централизованная библиотечная система»
С.В. Усольцева
Должностная инструкция библиотекаря
1. Общие положения.
1.1. Библиотекарь назначается и освобождается от должности директором гимназии.
1.2. Библиотекарь подчиняется непосредственно заведующей библиотекой, директору гимназии.
1.3. В своей деятельности библиотекарь руководствуется Законами РФ «Об образовании» и «О библиотечном деле», постановлениями правительства РФ, руководящими документами вышестоящих органов по вопросам библиотечной работы, правилами организации библиотечного труда, учета, инвентаризации, правилами по охране труда и технике безопасности и противопожарной защите, а также Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка и настоящей инструкцией.
2. Функции.
Основными направлениями деятельности библиотекаря являются:
2.1. Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечного и информационно-библиографического обслуживания учащихся, педагогов и других категорий читателей.
2.2. Формирование у читателей навыков независимого пользователя, обучение пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации.
2.3. Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий.
3. Должностные обязанности
Библиотекарь:
3.1. Обслуживает читателей на абонементе и в читательском зале.
3.2. Занимается расстановкой и обеспылеванием фонда (детская литература, русская литература, справочная литература).
3.3. Занимается регистрацией и подшивкой периодических изданий.
3.4. Ведет индивидуальную и массовую работу с читателями.
3.5. Ведет обработку книг.3.6. Проводит работу с задолжниками.
4.Права
Библиотекарь имеет право:
4.1. На свободный доступ к информации, связанной с решением поставленных перед библиотекой задач.
4.2. На самообразование.
4.3. На ежегодный отпуск в соответствии с законом.
4.4. На представление к различным формам поощрения.
5. Ответственность.
Библиотекарь несет ответственность:
5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительной причины Устава и Правил внутреннего трудового распорядка гимназии, законных распоряжений директора гимназии или иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, библиотекарь несет дисциплинарную ответственность в порядке определенном трудовым законодательством.
5.2. За причинение гимназии или участникам образовательного процесса ущерба в связи с неисполнением своих должностных обязанностей библиотекарь несет частичную материальную ответственность в порядке, установленном трудовым законодательством.
6. Взаимоотношения. Связи по должности.
Библиотекарь:
6.1. Работает по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором гимназии.
6.2. Получает от директора, от зав. библиотекой информацию нормативно-правового и организационно- методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
С инструкцией ознакомлен ____________________________________
Рассказывает руководитель направления Solutions Architecture в AWS EMEA Emerging Markets Александр Ложечкин на своей странице в Facebook. Редакция vc.ru публикует текст с разрешения автора. Успешно пройти собеседование в Amazon очень сложно. Работать, правда, ещё...
Что в поведении специалиста может стать последней каплей? Может быть, невыполненные KPI или систематические опоздания? Лучше всего узнать об этом из первых уст – у руководителей, которые не раз расставались с сотрудниками. Мы спросили у предпринимателей и...
Дмитрий Волошин Лишь каждый десятый работодатель доволен уровнем подготовки, который дает высшее образование в России. Компаниям нужно самим заняться подготовкой персонала, перестав надеяться на государство и вузы Нельзя просто так стать востребованным на рынке...
Вера Витальева, Елизавета Муравьева Седьмое по счету глобальное исследование компании «Делойт» Global Human Capital Trends 2019, в котором приняли участие около десяти тысяч человек во всем мире, в очередной раз определило приоритетные направления работы с персоналом....
В KPI для Кремля включили снижение протестов и рост патриотичной молодежи. В критериях эффективности также доверие власти и правильный результат на выборах Для управлений внутриполитического блока Кремля установлены шесть ключевых показателей эффективности, выяснил...
Максим Белухин Раньше было распространено мнение, что развитие сотрудника прямого отношения к компании не имеет. Руководители этим не занимались, полагая, что у них нет на такие мелочи времени, ведь им платят за достижение больших целей. Но выяснилось, что развитие...