26.01.2024

Методы гос регулирования внешнеэкономической деятельности. Методы регулирования внешнеэкономической деятельности. Нужна помощь по изучению какой-либы темы


Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД)- это хозяйственная предпринимательская деятельность юридических и физических лиц в области международного обмена товарами, услугами, перемещения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов.

Согласно законодательству Российской Федерации все хозяйствующие субъекты, функционирующие в сфере производства и обращения, могут самостоятельно осуществлять внешнеэкономические операции.

Особое место в ВЭД занимает Торгово-промышленная палата Российской Федерации (ТПП), объединяющая предпринимателей, различные ассоциации и фонды. ТПП содействует деловому сотрудничеству с зарубежными партнерами: представляет интересы своих членов в различных международных организациях, патентует изобретения, проводит экспертизы, организует выставки, защищает права предпринимателей в международных арбитражных судах, создает единую информационную систему, формирует негосударственный реестр предприятий и предпринимателей и выполняет другие функции.

Механизм регулирования ВЭД разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», в котором предусмотрены следующие методы регулирования:

§ таможенно-тарифные;

§ нетарифные.

Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование ВЭД определяется перечнем основных документов, необходимых для таможенного оформления:

· счет-фактура, в котором указываются наименование (перечень) экспортируемой или импортируемой продукции, цена за единицу, количество и общая стоимость;

· паспорт сделки экспортера (импортера) или бартерной сделки, оформляемой в уполномоченных банках;

· сертификат соответствия ГОСТу Российской Федерации (для товаров, требующих подтверждения безопасности);

· сертификат прохождения товара по требованию таможенных органов в необходимых случаях;

· лицензии для лицензируемых товаров.

Таможенно-тарифные методы направлены на регулирование операций по экспорту и импорту для защиты внутреннего рынка и стимулирования структурных изменений в экономике России. В отдельных документах - Таможенном кодексе Российской Федерации и Законе Российской Федерации «О таможенном тарифе» - таможенные механизмы уточняются.

Таможенный тариф - система ставок таможенных пошлин, которыми облагаются ввозимые в страну или вывозимые из нее товары. Он выполняет следующие функции:

§ фискальную - обеспечивает пополнение доходной части бюджета;

§ защитную - предохраняет национальную экономику от чрезмерной конкуренции;

§ регулирующую - оказывает влияние на формирование структуры производства, поощряя развитие одних отраслей и сдерживая развитие других.


Таможенный тариф дифференцирован в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), основу которой составляет Гармонизированная система описания и кодирования товаров (СТС) - международная товарно-статистическая номенклатура.

В России используются импортный и экспортный тарифы, хотя в отдельных странах мира последний не применяется. Экспортный тариф в России был введен 1 января 1992 г. как временная мера из-за значительного разрыва между внутренними и мировыми ценами на ряд товаров: газ, нефть, мазут, лесо- и пиломатериалы и др.

Импортный таможенный тариф Российской Федерации предусматривает три уровня ставок таможенных пошлин:

· базовый - для товаров, происходящих из стран или экономических группировок, с которыми заключены торговые договоры и соглашения, предусматривающие взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования нации (PHБ);

· максимальный - для товаров, происходящих из стран или экономических группировок, для которых не используется РНБ (например, из Эстонии), а также для товаров, страна происхождения которых не установлена; эти ставки больше базовых;

· минимальный - для товаров из развивающихся стран (Албании Бразилии, Вьетнама, Турции и др. - всего 130 стран); эти ставки меньше базовых.

Кроме того, в соответствии с тарифными преференциями, которые Россия может предоставлять иностранным государствам, осуществляется беспошлинный ввоз товаров из наименее развитых стран (Афганистана, Бенина, Мали, Эфиопии и др. - всего 47 стран) и из стран СНГ - участниц Таможенного союза (России, Белоруссии, Казахстана).

Сумма таможенной пошлины (ТП ) при ввозе-вывозе товара определяется в процентах от таможенной стоимости товара (ТС ):

ТП = ТС × П / 100,

где П - ставка таможенной пошлины, %.

Наиболее распространенным методом определения таможенной стоимости является метод оценки по цене сделки с ввозимым товаром. На практике таможенной стоимостью признается стоимость, указанная в счете-фактуре.

Помимо тарифных используются нетарифные методы регулирования - различные технические, административные меры, а также мероприятия по защите здоровья людей, охране окружающей природы, защите национальной безопасности и др.

К нетарифным методам регулирования относятся:

§ лицензирование , т.е. выдача специальных разрешений на ввоз и вывоз ряда товаров - лицензий. Лицензии бывают разовыми и генеральными (сроком на один год). Лицензированию подлежат квотируемые товары, специфические товары, товары двойного назначения, монополия на торговлю которыми установлена государством;

§ квотирование (определение квоты) - запрет и ограничение экспорта и (или) импорта. Применяется как защитные меры, когда резко возросший импорт угрожает национальному производству определенных товаров, и соответствует правилам мировой торговли, установленным ГАТТ/ВТО. В России процедура принятия таких мер предусмотрена Порядком проведения расследования, предшествующего введению защитных мер, утвержденным 21 декабря 1995 г.

Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России

Т.Б. Саутиева

Кандидат географических наук, доцент (Пятигорский филиал РГТЭУ)

Внешнеэкономическая деятельность любой страны в той или иной степени и в разных формах регулируется государством, но цели и методы этого регулирования зависят от социально-экономического строя общества, состояния национальной экономики и его положения в мировом сообществе.

Государственное регулирование ВЭД должно способствовать восстановлению экономики страны и обеспечению ее дальнейшего социально-экономического развития. Механизм государственного регулирования ВЭД должен защищать общенациональные интересы РФ, вместе с тем он должен учитывать интересы мирового сообщества, единые правила, процедуры, нормативы и стандарты, рекомендуемые им для всех стран мира.

Национальные интересы РФ требуют активизации участия РФ в системе международного разделения труда, наращивания ее экспортного потенциала, особенно наукоемкой продукции и ограничения экспорта сырья, энергоносителей. Импортная политика РФ должна быть направлена на стимулирование импорта высоких технологий и прогрессивных видов техники, а также тех товаров, потребности в которых РФ не может полностью удовлетворить за счет собственного производства из-за ограниченности ресурсов или по соображениям экономической нецелесообразности. Должен быть ограничен импорт тех товаров, которые РФ вполне способна производить в необходимых количествах при обоюдовыгодном уровне затрат.

Мировое сообщество через международные организации (ГАТТ/ВТО, МВФ и др.) способно оказывать эффективное воздействие на экономическую политику отдельных стран, добиваясь от них определенных уступок в области режима регулирования ВЭД в пользу стран мирового сообщества. Принимая часть требований международных организаций в обмен на уступки с их стороны, РФ ограничивает тем самым свои возможности защиты национальных интересов, отказывается от части своих суверенных прав в области регулирования ВЭД. Сложность достижения положительного для РФ баланса интересов усугубляется объективными факторами -природно-климатическими и историческими особенностями страны, которые негативно сказываются на эффективности производственной и инвестиционной деятельности и снижают конкурентоспособность российских товаров.

РФ расположена преимущественно в зоне холодного климата. Это определяет необходимость повышенных по сравнению со странами Европы и Америки расходов на отопление производственных помещений, жилья и сферы обслуживания. Значительные колебания светового дня по периодам года определяют повышение затраты на освещение. Относительно низкая концентрация населения, размещение производительных сил на огромную территории определили значительно большую чем в других странах протяженность коммуникаций и более высокие затраты на транспорт и связь. Значитель-

ная часть территории РФ, годной для ведения сельского хозяйства, относится к зонам рискованного земледелия. Они определяли необходимость осмотрительного, взвешенного подхода при проведении экономических реформ, в первую очередь к реформированию налоговой системы, либерализации цен, кредита и процентной политики. На первый взгляд может показаться, что решение этих вопросов является внутренним делом РФ, входит в компетенцию исключительно российских органов власти и не затрагивает ее отношений с другими странами. Однако, при более глубоком и тщательном рассмотрении этих проблем, оказывается, что их решение неизбежно отражается на отношении РФ с другими странами, выходит за рамки узко национальных интересов,создает определенные проблемы при формировании системы регулирования ВЭД РФ.

В настоящее время активно ведутся переговоры о присоединении РФ к ВТО. Тяжелое положение экономики РФ, низкая конкурентоспособность российских товаров, вызванная в значительной мере ошибками и просчетами при проведении реформ, существенно ослабляют позиции РФ в переговорном процессе. Россия не может и не должна соглашаться на те условия приема в ВТО, которые противоречат ее национальным интересам, подрывают ее безопасность. В то же время она не может ожидать существенных уступок со стороны западных партнеров. Необходимо тщательно изучить все возможности защиты национального рынка и помощи российским товаропроизводителям, которые допускаются условиями членства РФ в ВТО, и определить тот предел уступок западным партнерам, на которые РФ может согласиться без существенного ущерба для своей экономики и внешней безопасности.

В рыночной экономике государственное регулирование ВЭД осуществляется прежде всего экономическими методами. Они разнообразны и включают таможенный тариф, систему налогов и сборов, субсидирование производства и экспорта продукции, ее льготное кредитование и страхование, но цели их использования, формы и место в системе регулирования ВЭД определяются каждой стороной с учетом специфики национальных условий - уровня экономического

развития страны, ее геополитического положения, места в системе мирового сообщества, участия в международных и региональных союзах и соглашениях и т.п. РФ не имеет большого опыта государственного регулирования ВЭД. Для нее весьма полезно изучить и критически использовать опыт других стран с учетом российской специфики, особенно опыта развитых стран.

Целью государственного регулирования ВЭД в этих странах является обеспечение свободного доступа к сырью и прочим естественным ресурсам других стран, к их рынкам для сбыта. Они заинтересованы также в защите национального рынка, в поддержке национальных товаропроизводителей, в создании благоприятных условий для инвестирования капиталов в другие страны, в том числе в развивающиеся. Учитываются также интересы национальной безопасности своих стран. В этих странах отлажена эффективность стимулирования экспорта товаров.

Высокая конкурентоспособность товаров развитых стран упрощает им задачу защиты национального рынка и национальных товаропроизводителей. Они, как правило, защищают только те сегменты рынка, которые особенно чувствительны к иностранной конкуренции. В подобных случаях они умело используют различные способы регулирования импорта товаров и помощи отечественным производителям. Высокая эффективность и конкурентоспособность производства позволяет им отстаивать идеи либерализации ВЭД перед странами мирового сообщества. Но их экономика отнюдь не является полностью открытой, как это представляют некоторые российские экономисты.

Примерами того, насколько плотно и надежно защищают эти страны национальный рынок и национальное производство от иностранной конкуренции, служат массовые случаи дискриминации странами ЕС и США российских товаров - текстиля, цветных и черных металлов, поскольку российский экспорт этих товаров очень чувствителен для производителей аналогичных товаров в указанных странах. Страны Запада не стесняются применять в отношении российских товаров административные методы защиты (квотирования), за отмену которых они весьма активно выступают. Но они проводят

эту политику достаточно квалифицированно, гибко и эффективно, что позволяет им одновременно выступать в роли поборников открытой экономики и полной либерализации ВЭД.

Основу государственного регулирования ВЭД составляет тарифное регулирование. Оно направлено преимущественно на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Правовая основа тарифного (а частично и нетарифного) регулирования определяется Законом РФ «О таможенном тарифе» введенным в действе с 19 июля 1993 г., и Таможенным кодексом, который вводился в действие поэтапно в 1994 г.1 В системе тарифного регулирования решающую роль играют ввозные пошлины. Экспортные пошлины применяются в исключительных случаях в отдельных странах, главным образом в развивающихся, а импортные пошлины в определенных условиях могут быть использованы в целях стимулирования экспорта. Например, для производства продукции на экспорт могут применяться узлы и детали, получаемые по импорту. Для повышения конку-

рентоспособности изделий эти узлы и детали могут импортироваться беспошлинно.

Таможенная пошлина - вид платежа, взимаемый государственным органом - таможней. Таможенные пошлины могут классифицироваться различными способами. В зависимости от направленности различаются экспортные, импортные и транзитные пошлины.2

Экспортные пошлины устанавливаются для товаров, изготовленных на территории РФ и вывозимых для потребления за границей (нефть и нефтепродукты, металлы и полуфабрикаты из них и др.).

Их задача:

Пополнение доходной части федерального бюджета;

Защита экономической безопасности страны;

Предотвращение вывоза из страны остродефицитных товаров и ресурсов.

С 1 февраля 2002 года в РФ были установлены следующие ставки экспортных пошлин на сырую нефть (Таблица).

Ставки экспортных пошлин на сырую нефть

Цена на Urals, долл. за баррель Старая шкала, долл. за тонну Новая шкала, долл. за тонну

ниже 12,5 0 0

12,5 - 15,0 1,78 0

15,0 - 17,5 4,45 0 - 6,39

17,5 - 20,0 8,0 6,39 - 12,78

20,0 - 22,5 12,45 12,78 - 19,16

22,5 - 25,0 17,78 19,16 - 25,55

25,0 - 27,5 24,00 25,55 - 32,85

27,5 - 30,0 30,23 32,85 - 40,15

30,0 - 32,5 36,45 40,15 - 47,45

Источник: «Финансовая Россия», №1, 2GG2. С.5.

Импортные таможенные пошлины обеспечивают:

Пополнение доходной части бюджета и регулирование состояния платежного баланса;

Насыщение внутреннего рынка товарами, не производимыми в стране (особенно оборудованием и лекарствами);

Рационализацию структуры импорта путем затруднения ввоза товаров, нежелательных на национальном рынке;

Защиту отечественных производителей от неблагоприятного воздействия международной конкуренции;

Прогрессивную перестройку отраслевой структуры национальной экономики.

Если экспортные пошлины не приветствуются ВТО, то импортные пошлины получили широкое распространение. В странах ЕС импортные тарифы на говядину составляют 213%, пшеницу - 168%; в США на сахар -244%, сталь - 30%, молоко - 83%.3

В России с 1 октября 2001 года введены временные ставки ввозных таможенных пошлин. Минимальная ставка - 5%, максимальная - 10% вместо 20%. Все измененные ставки делятся на две группы. Ставки на ввоз одежды, электрооборудования, некоторых продуктов питания и др. могут меняться без предварительного согласования с Таможенным комитетом. Ставки на лекарства, летательные аппараты, промышленное оборудование и др. в одностороннем порядке изменены быть не могут. На радиодетали и компьютеры введена единая ставка - 10% вместо прежних, колебавшихся от 5% до 20%. На основные виды сырьевых товаров ставка определена в 5% вместо 5-15%. Это должно противодействовать «серому» импорту. В целях содействия обновлению производственного аппарата отечественной промышленности ставки на импортное технологическое оборудование определены в 5-10% вместо прежних 10-15%.4

Транзитные пошлины взимаются за провоз товаров через территорию суверенного государства. При этом используются соответствующие национальная транспортная и логистическая системы. Размер пошлины может достигать 5-10% заявленной стоимости груза.

В зависимости от торгово-политического статуса и правовой базы применения различаются следующие таможенные пошлины:

Автономные или генеральные - устанавливаются государством в одностороннем порядке, самостоятельно; применяются при импорте из стран, с которыми нет межгосударственных торговых соглашений;

Конвенционные или договорные -применяются для импорта из стран, с которыми подписаны соглашения о взаимном предоставлении различных режимов осуществления внешнеторговых операций (например, режима наибольшего благоприятствования);

Преференциальные - используются для создания наиболее благоприятных условий для импорта из стран, пользующихся торговыми преимуществами.5

По методу взимания таможенные пошлины делятся на:

Адвалорные, исчисляемые как процент от таможенной стоимости товара (при торговле машинотехнической, наукоемкой сложной продукцией);

Специальные - устанавливаются в денежной форме за единицу измерения качества товара (штуки, баррели, тонны и др.). Применяются для одновременных массовых товаров, прежде всего сельскохозяйственной продукции, в также в тех случаях, когда установить цену товара сложно или есть подозрение в массовых злоупотреблениях при установлении таможенной стоимости товара;

Комбинированные, основанные на сочетании адвалорного и специального методов. Они фиксируются в процентах от таможенной стоимости товара с указанием «не менее указанной суммы за единицу товара» (груз от 50 кг до 200 кг, не превышающий по стоимости 10 тыс. долл., облагается по единой ставке в размере 30% таможенной стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг).6

При формировании таможенных пошлин необходимо определить их экономическую природу и выполняемые ими функции. Они определяют принципы и методы обоснования пошлин.

В экономической литературе нет единого представления о природе таможенных пошлин и выполняемых ими функциях.

До последнего времени преобладало мнение, согласно которому таможенные пошлины - это разновидность налога. Оно сложилось еще в годы советской власти, когда таможенные пошлины не играли роли в регулировании внешнеэкономической деятельности.

В условиях рыночной экономики и либерализации ВЭД таможенные пошлины стали важнейшим экономическим регулятором ВЭД. С помощью таможенных пошлин государство может поощрять ввоз или вывоз соответствующих товаров или ограничивать их, ставить в равные экономические конкурентные условия отечественных товаропроизводителей и их иностранных конкурентов, проводить определенную экономическую, научно-техническую, экологическую, валютнофинансовую политику области ВЭД, направлять деятельность субъектов ВЭД в русло общегосударственных интересов.

Это требует индивидуального подхода к обоснованию пошлины по каждому конкретному товару, их координации с национальными и мировыми издержками и ценами, учета параметров потребительских свойств и качества товаров и т.п. Отнесение таможенных пошлин к одной из разновидностей налога делает ненужными такие обоснования пошлин и исключает их практическую возможность.

Различия между национальными и мировыми издержками и ценами, определяемые относительно устойчивыми различиями в национальных условиях производства продукции в разных странах, и являются объективной основой формирования таможенных пошлин.

Таможенные пошлины как экономический инструмент регулирования ВЭД стали применяться в РФ в 1992 году. Их введение было вызвано либерализацией ВЭД, которая осуществлялась «шоковым» способом. Для обоснования пошлин не было своевременно подготовлена научно-методическая информационная и правовая база.

Весь механизм экономического регулирования ВЭД в части внешнеторгового оборота ограничивается в настоящее время

импортными пошлинами. При отсутствии должного экономического обоснования, без увязки уровня импортных пошлин с национальными и интернациональными издержками и ценами эти пошлины не могут эффективно выполнять возложенные на них функции.

В отличие от других стран РФ практически не использует для защиты национального рынка и национального производства антидемпинговые, компенсационные и специальные пошлины, хотя имеются веские причины для применения таких пошлин по ряду товаров, импортируемых из стран Запада. Например, из стран ЕС РФ импортирует значительное количество продуктов питания. Производство этих продуктов, в отличие от РФ, субсидируется на государственном и межгосударственном уровне странами ЕС в весьма значительных масштабах. Это дает основание для РФ применить по этим товарам компенсационные пошлины, что поставило бы производителей сельскохозяйственной продукции в РФ и в странах ЕС в равные конкурентные условия. Но сельскохозяйственные продукты не являются в этом отношения исключением.

Наряду с таможенно-тарифными, экономическими методами регулирования ВЭД, в мировой практике широко используются также административные методы.

Административное регулирование ВЭД осуществляется государством с помощью системы методов. Они охватывают практически все сферы ВЭД. Особое место в системе административного регулирования ВЭД играют квотирование, контингентирование и лицензирование. Квота - наиболее часто применяемая форма количественного ограничения экспорта и импорта. Она может осуществляться на межгосударственном и национальном уровнях. Квотирование применяется на уровне в качестве гарантии удовлетворения внутренних потребностей и поддержания уровня цен (экспортные квоты) и для ограничения проникновения иностранных товаров на национальные рынки. Она может использоваться в качестве ответной меры, в отношении тех стран, которые устанавливают импортные квоты для товаров из других стран. Так, США и страны ЕС применяют квотирование импорта текстиля и не-

которых цветных металлов из РФ. В данном случае квотирование является открытой формой протекционизма, используемой для защиты национальных рынков и национальных производителей. Тем не менее США и страны ЕС считаются некоторыми российскими экономистами демократического толка образцами открытой экономики, которых РФ должна поддерживать. До подражания дело не доходит. Напротив, РФ не применяет в отношении этих стран ответных мер в виде квотирования импорта из этих стран, например, алкогольной продукции и табачных изделий, хотя исключительно высокий уровень потребления этих товаров, превышающий медицинские нормы и интересы охраны здоровья населения России не только позволяют, но и диктуют необходимость таких мер. Но кризисное состояние экономки РФ, крайняя заинтересованность страны в увеличении экспорта продукции любой ценой ради получения валюты, необходимой для оплаты импорта, обслуживания и погашения иностранных долгов, финансовая зависимость от стран Запада затрудняют применение ответных мер со стороны РФ в отношении стран Запада.

Квотирование может иметь временный характер. Например, в период сева и сбора урожая, при возникновении трудностей с обеспечением АПК горючим, могут быть установлены временные квоты на экспорт горючего на эти периоды.

При улучшении экономического положения страны и выхода ее экономики на траекторию устойчивого развития может резко увеличиться потребность в определенных видах сырья и энергоносителей. Для обеспечения устойчивого роста экономики, возможно, потребуется квотирование экспорта дефицита материальных ресурсов ради обеспечения внутренних потребностей.

Квотирование может применяться в качестве совместной с другими странами меры по регулированию экспорта для проведения совместной ценовой политики. Оно может вызываться также необходимостью выполнения РФ ее обязательств по отношению к другим странам международных обязательств по поставкам товаров.

В настоящее время для РФ наиболее важное значение имеет квотирование импор-

та следующих товаров: продовольствия, потребительских товаров широкого потребления, некоторых видов технологического оборудования, алкогольных напитков, табачных изделий.

Лицензирование - разрешительный порядок ввоза и вывоза товаров. Лицензии дают право на ввоз и вывоз квотируемых товаров, специфических товаров (по списку правительства), а также товаров двойного назначения - ядерных материалов,драгоценных металлов, психотропных средств и наркотических средств.

Лицензирование отдельных видов деятельности - контроль компетентных уполномоченных государственных органов за осуществлением отдельных видов деятельности. В целях упорядочения и контроля за отдельными видами деятельности согласно Постановлению Правительства РФ от 11 февраля 2001 года №135 определены следующие органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование. Важнейшие из них:

Министерство внутренних дел;

Министерство здравоохранения;

Министерство промышленности и

Министерство сельского хозяйства;

Министерство транспорта;

Министерство труда и социальных вопросов;

Министерство финансов;

Министерство экономического развития и торговли;

Министерство энергетики;

Государственный комитет по стандартизации.7

Методическое руководство деятельностью федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, возложено на Министерство экономического развития и торговли.

Лицензии выдаются на основании:

По квотируемым товарам - документов, подтверждающих поставку товара в пределах квоты или в случае экспорта организацией посредником - договора на поставку товаров;

Для товаров двойного назначения -заключение комиссии по экспортному контролю РФ;

По специфическим товарам - разрешение соответствующего министерства и ведомства.

Лицензии оформляются на один товар; если в договоре указаны многие товары, то лицензии оформляются на каждый товар в отдельности. Лицензии могут распределяться следующими способами:

На основе явных предпочтений;

По наличию соответствующих ресурсов у субъектов ВЭД для ведения внешнеторговых операций по соответствующим товарам;

Аукционным способом путем продажи лицензии, что обеспечивает государству получение определенного дохода.

Состояние российской экономики, жестокая конкуренция с которой сталкиваются российские товаропроизводители со стороны иностранных фирм на мировом и национальном рынках вызывают необходимость государственного регулирования ВЭД в РФ, в том числе с использованием административных методов. Это касается экспорта и импорта товаров, регулирования их объемов и структуры.

Продолжающееся вытеснение российских производителей с национального и мирового рынков, снижение российского экспорта продукции обрабатывающих отраслей,

особенно наукоемкой продукции, низкое качество импортируемых товаров, продолжающийся вывоз капиталов из России свидетельствуют о важности и неотложности мер по усилению государственного регулирования ВЭД.

Усиление государственного регулирования ВЭД, диктуемое состоянием экономики РФ и сферы ВЭД требует воссоздания эффективной системы государственного регулирования ВЭД с использованием всех методов, включая административные. Чем скорее и эффективнее будет решена эта задача, тем скорее можно ожидать, что сфера ВЭД РФ будет функционировать эффективно в общенациональных интересах, способствовать социально-экономическому возрождению России и укреплению ее безопасности.

Примечания:

1 Международные экономические отноше-ния./Под редакцией Б.П. Супруновича. - М.: 1 995. -С.62.

2 Михайлин А.Н. Краткий толковый словарь-справочник по внешнеэкономической деятельности. - М.: Книга сервис, 2003. - С.107.

5 Михайлин А.Н. Указ. соч., с.1 08.

6 Там же, с. 108-1 09.

7 Там же, с.52-53.

ОПЕЧАТКИ

По техническим причинам в журнале «Российский внешнеэкономический вестник», №7 за 2006 год допущены следующие опечатки:

1. На с. 3, колонка вторая, строка 16 сверху, после слова «управления» и до «4» следует читать: «таможенным делом; 3) общий рынок, когда снимаются барьеры для перемещения товаров, капиталов и рабочей силы;».

2. На с. 53, таблица 2, колонка последняя, строка первая сверху - вместо «10,2» следует читать

3. На с. 55, таблица 3, колонка последняя, строка третья сверху - снимается.

Редакция просит читателей извинить за допущенные опечатки.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется посредством применения экономического и административного, тарифного и нетарифного методов регулирования. В связи с тем, что в основу классификации методов регулирования внешнеэкономической деятельности положены разные основания, один и тот же метод можно классифицировать как экономический и тарифный или как административный и нетарифный. Следует отметить, что интеграция РФ в систему мирового сообщества предполагает использование в качестве приоритетного метода государственного регулирования внешнеэкономической деятельности экономический метод воздействия. К экономическим методам регулирования относятся таможенно-тарифное регулирование, налоговое регулирование. Примером административного метода может служить квотирование и лицензирование.

Общепринятой является классификация методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности на тарифные и нетарифные.

Тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется путем установления таможенных пошлин и относится к экономическим методам регулирования.

Нетарифное регулирование представляет собой воздействие государства на предпринимательскую деятельность во внешнеэкономической сфере, не связанное с применением таможенного тарифа и использующее экономические и административные меры. Нетарифное регулирование может использовать как стимулирующие меры, так и защитные - ограничительные. К нетарифным методам регулирования относятся: установление количественных ограничений путем квотирования и лицензирования, установление разрешительного (лицензионного) порядка экспортно-импортных операций, введение прямых запретов и ограничений экспорта и (или) импорта, установление государственной монополии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, установление ограничений на осуществление внешнеторговой деятельности путем предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт некоторых товаров, применение защитных мер в отношении импорта товаров, налоговое регулирование внешнеэкономической деятельности, установление экспортного контроля, валютного контроля, контроля за качеством импортных товаров, а также применение мер, направленных на стимулирование экспорта. Законодательством установлены новые способы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Это предусмотренные в Законе "Об основах государственного регулирования..." наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров и предотгрузочная инспекция. Некоторые из предусмотренных Законом способов регулирования внешнеэкономической деятельности будут рассмотрены далее отдельно.

Воздействие на деятельность субъектов, ведущих внешнеэкономическую деятельность, может быть прямым и косвенным. Например, установление таможенных ставок относится к виду косвенного воздействия государства на внешнеэкономическую деятельность хозяйствующих субъектов. Установив высокие таможенные пошлины на импорт какого-либо товара, государство тем самым не поощряет его ввоз, хотя и не ограничивает и не запрещает его. Прямым способом государственного воздействия является, например, запрет экспорта или импорта какого-либо товара или установление количественных ограничений экспорта или импорта определенного товара.

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) – это предпринимательская деятельность юридических и физических лиц в области международного обмена товарами, услугами, перемещения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов.

ВЭД представляет собой совокупность методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и кредитных отношений с зарубежными странами.

Выбор ВЭД зависит от конкретных направлений деятельности предприятия, его финансового положения, механизма государственного регулирования и органов управления ВЭД, условий хозяйствования предприятий различных форм собственности.

Предприятие – участник ВЭД представляет собой самостоятельное юридическое лицо, обладающее обособленным имуществом. Оно имеет четкие цели, которые определены учредительными документами. Цели и задачи ВЭД не должны противоречить учредительным документам. Государство регулирует важнейшие аспекты деятельности на мировом рынке. Основы государственного регулирования ВЭД определены Законом РФ «О государственном регулировании ВЭД».

Основными методами регулирования ВЭД являются:

Экспортно-импортные тарифы;

Квотирование;

Лицензирование.

В современных условиях выделяют два направления деятельности :

Совместное предпринимательство;

Заключение внешнеторговых контрактов с иностранными контрагентами.

Внешнеторговый контракт – это договор о купле-продаже, поставке, проведении каких-либо работ, оказании услуг, заключаемый двумя или более сторонами (контрагентами). Контракт включает в себя следующие разделы: общие положения, предмет контракта, цена и стоимость контракта, сроки поставки товара, условия платежа, упаковка и маркировка груза, порядок подачи претензий, санкции и штрафы, форс-мажор и разрешение споров.

Различают следующие формы ВЭД :

Экспортные сделки;

Импортные сделки;

Реэкспортные сделки;

Встречные сделки.

Экспортом называется вывоз товаров за границу без обязательств по обратному их ввозу и возможное представление иностранным лицам услуг и прав на результаты интеллектуальной собственности.

Импорт – ввоз товара на таможенную территорию покупателя.

Реэкспорт – покупка товара за границей, ввоз на территорию страны покупателя, перепродажа в изначальном виде за рубеж иностранному покупателю.

Встречная сделка – организационно увязанные экспортно-импортные операции, где экспортер обязуется принять в оплату стоимости своего товара всю или часть стоимости встречного импортного товара покупателя (бартер).

К внешнеэкономической деятельности относятся все виды коммерческой деятельности фирм, связанные с юридическими лицами-нерезидентами.


При осуществлении таких видов деятельности фирма обязана руководствоваться требованиями, определяемыми Министерством экономического развития и торговли РФ, строго соблюдать таможенное законодательство.

В составе ВЭД выделяют торговые и неторговые операции. Неторговые операции – операции, связанные с кредитно-финансовой деятельностью. Торговые операции – операции, связанные с экспортом и импортом товаров. В современных условиях выделяют: торговлю готовой продукцией; торговлю продукцией в разобранном виде; торговлю продукцией с предпродажной доработкой.

Во всех странах существуют эмбарго на свободную торговлю: наркотическими средствами; оружием; военной техникой; порнографической продукцией; если между партнерами не заключен внешнеторговый контракт купли-продажи.

Торговля продукцией в разобранном виде используется предприятием, если: экспорт и импорт данного вида товара запрещен правительством либо транспортировка в целом виде невозможна по техническим причинам.

Торговля в разобранном виде накладывает дополнительные обязательства на продавца:

Он должен соблюдать четкий ритм поставки узлов, механизмов, комплектующих;

Узлы, механизмы, комплектующие должны быть унифицированы, следовательно, исключать подгоночные работы при сборке;

Необходимо иметь дополнительные складские помещения.

Торговля продукцией с предпродажной доработкой (сервисом) включает в себя: комплекс работ, связанных с реконструкцией изделия; временное хранение; работы по улучшению комфортности, дизайна. Затраты на предпродажную доработку входят в цену товара по контракту.

При осуществлении экспортно-импортных операций следует помнить о том, что понятия «территория страны» и «таможенная территория» могут не совпадать. За пределами таможенной территории могут находиться оффшорные и свободные экономические зоны.

При наличии экономических союзов единая таможенная территория может включать несколько государств. Основанием для учета операций, связанных с внешнеэкономической деятельностью, является момент пересечения товаром государственной границы. Это имеет практическое значение, так как фирма, находящаяся на территории страны, оплачивает расходы по производству и транспортировке товара до государственной границы в валюте данной страны. После пересечения границы в зависимости от условий договора:

Дальнейшие расходы несет покупатель товара (морской транспорт покупатель оплачивает по ценам ФОБ - «свободно на борту»);

Все затраты по доставке груза до места несет поставщик, вынужденный оплачивать пошлину на ввозимые товары, транспортные тарифы, страховые платежи в свободно конвертируемой валюте или валюте той страны, на территории которой расположен покупатель.

Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности . Государство не может напрямую вмешиваться во ВЭД. Ограничения свободы ВЭД осуществляются через требования, которые предъявляются экспортерам :

Они обязаны продавать на валютных биржах не менее 50% валютной выручки;

Они обязаны хранить валютные доходы от экспорта на территории России.

Помимо законодательных (прямых) методов регулирования ВЭД, выделяют экономические методы регулирования (через таможенную систему). В соответствии с Законом РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» предусмотрены таможенно-тарифные и нетарифные методы.

Таможенные тарифные методы направлены на регулирование операций по экспорту и импорту для защиты внутреннего рынка и стимулирования структурных изменений в экономике России. Они основаны на Таможенном кодексе РФ и Законе РФ «О таможенном тарифе».

Таможенный тариф – это систематизированный сбор ставок таможенных пошлин, которыми облагаются ввозимые в страну или вывозимые из нее товары. Этот один из старейших и важнейших инструментов внешнеэкономического регулирования выполняет следующие функции:

Фискальную, т. е. обеспечивает пополнение доходной части бюджета;

Защитную, т. е. предохраняет национальную экономику от чрезмерной конкуренции;

Регулирующую, т. е. оказывает влияние на формирование структуры производства, поощряя развитие одних отраслей и сдерживая другие.

В России используется импортный и экспортный тариф, в то время как в развитых странах мира последний не применяется. Экспортный тариф в России был введен с 1 января 1992 г. как временная мера из-за значительного разрыва между внутренними и мировыми ценами на рад товаров: газ, нефть, мазут, лесо- и пиломатериалы и др.

Таможенный тариф дифференцирован в соответствии с Товарной номенклатурой ВЭД (ТН ВЭД), основу которой составляет гармонизированное системоописание и кодирование товаров – международная товарно-статистическая номенклатура.».

Эффективным инструментом воздействия на финансовые результаты фирм, занимающихся ВЭД, является таможенная тарифная система . Механизм воздействия таможенной политики на деятельность фирм в области их операций по импорту и экспорту базируется на следующих моментах.

Если товар, реализуемый внутри страны, облагается НДС и акцизами, то освобождение экспортируемых партий этого товара от платежей стимулирует экспорт и приток валютных средств в страну. Однако страна-импортер может ввести импортные пошлины или специальный механизм антидемпингового законодательства. Выгодное для экспортеров условие может привести к превышению предложения над спросом на мировом рынке, а следовательно, к снижению общего уровня мировых цен.

Обложение импортных товаров пошлинами, НДС, акцизами на уровне, предусмотренном для аналогичных товаров отечественного производства, преследует цели защиты отечественных производителей; повышения их конкурентоспособности на внутреннем рынке. Однако эта мера может быть эффективна в том случае, если отечественный производитель не монополист. В противном случае повышение пошлин, цен, акцизов не стимулирует развитие внутреннего производства, а лишь способствует росту цен на внутреннем рынке.

Нетарифные методы регулирования . Нетарифные методы, т. е. различные технические, административные меры, а также мероприятия по защите национальной безопасности, здоровья людей, охране окружающей среды и др. используются в той или иной степени всеми странами мира, ВТО поставили задачу максимально упразднить такие меры и перейти к регулированию внешней торговли только тарифными методами.

Нетарифные методы регулирования предусматривают использование специальных разрешений на ввоз и вывоз ряда товаров – лицензий .

Лицензированию подлежат: квотируемые товары; специфические товары; товары двойного назначения, монополия на торговлю которых установлена государством.

Количественный контроль – это контроль ввоза или вывоза товара в установленных максимальном объеме или стоимости (квоты).

Квотирование (определение квоты) применяется широко и соответствует правилам мировой торговли, установленным ГАТТ/ВТО. Например, торговля текстилем и одеждой подлежит количественному регулированию на многосторонней основе. В России в связи с дефицитом внутреннего рынка и различием между мировыми и внутренними ценами были введены квоты на экспорт отдельных товаров – нефти и нефтепродуктов, углеводородного сырья, цветных металлов, ракообразных, икры, деловой древесины и др. Распределение квот осуществляется путем проведения конкурсов и аукционов, позволяющих обеспечить конкуренцию между участниками ВЭД.

К специфическим товарам относятся дикие животные, растения, кости ископаемых, рога, копыта, кораллы, коллекционные материалы по минералогии и палеонтологии, информация о недрах и др.

Государственная монополия установлена на торговлю продукцией, для использования которой требуется специальное разрешение: вооружение, боеприпасы, товары двойного назначения (ракетное топливо, уран, рентгеновское оборудование, яды, наркотические средства и др.), драгоценные металлы и камни, результаты научных исследований в области вооружений.

Одной из форм внешнеэкономической деятельности является движение технологий между странами. Движение технологий выступает в форме продажи за границу лицензий (право на производство определенных товаров и технологий их производства), патентов (исключительных авторских прав распоряжаться изобретением в течение установленного законом срока), консультирования по технологическим вопросам и подготовки инженерно-технических кадров. Лизинг и инжиниринг выступают одной из форм кредитования экспорта на мировом рынке и движения технологии.

Лизинг (аренда, имущественный наем) – форма кредитования экспорта без передачи права собственности на товар арендатору. Арендодатель получает прибыль не ниже средней, а арендатору лизинг обеспечивает:

Использование новейших машин и оборудования с минимальными капитальными затратами;

Осуществление строительства предприятий, жилых домов, объектов социальной сферы;

Осуществление последующего выкупа машин и оборудования.

В международной практике различают две формы лизинга: финансовый лизинг и оперативный лизинг.

Финансовый лизинг характеризуется длительным сроком аренды, в течение которого происходит амортизация всей или большей части стоимости оборудования. В случае финансового лизинга арендодатель за счет арендной платы полностью или частично возмещает затраты на сданное в аренду имущество, а также получает прибыль.

Оперативным лизингом называется передача в аренду имущества на срок, который короче периода его экономического функционирования. В оперативный лизинг обычно сдается строительная техника (краны, экскаваторы), транспорт, компьютерная техника. По объектам сделок лизинг подразделяется на лизинг движимого имущества и недвижимого имущества. Благодаря тому, что лизинговые компании могут быстро и комплексно удовлетворить нестандартные потребности в уникальных видах техники, приборов, сырья, материалов, международный лизинг получает развитие в сфере, находящейся на стыке научно-технической, инвестиционной и внедренческой деятельности. Лизинговые отношения оформляются в виде контракта. Лизинговый контракт – соглашение между арендодателем и арендатором,где содержатся условия предоставления во временное пользование движимого и недвижимого имущества. Лизинговые фирмы берут на себя доставку, монтаж и сервисное обслуживание.

Инжиниринговые услуги – это услуги, связанные с продвижением НТП. К инжиниринговым услугам относятся: проектно-изыскательские работы, монтажные; наладочные; обучение работников; консультации.

Знание структуры органов и механизмов управления ВЭД позволяет предприятию оценить свои возможности при выходе на внешний рынок. Однако для реальных шагов необходимо провести огромную работу по маркетингу, определить свои конкурентные преимущества, оценить возможность привлечения иностранных инвесторов, размещения производства в свободной экономической или офшорной зоне, сделать технико-экономическое обоснование проекта.

по дисциплине «Российское предпринимательское право»

Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

Введение

Понятие и роль государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

1 Классификации методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

2 Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

3 Особенности и задачи нетарифного и тарифного регулирования в РФ

Заключение

Библиографический список

Введение

Актуальность темы исследования . Исследование основных методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации является актуальной, практически значимой темой. Цель современной внешнеэкономической политики России - эффективная интеграция в мировую экономику. Главная задача заключается в том, чтобы на основе повышения конкурентоспособности отечественной промышленности уйти от структуры неэффективного экспорта и обеспечить прорыв российской готовой продукции, в том числе высокотехнологичной, на мировой рынок.

За прошедшие годы накоплен определенный опыт регулирования внешнеэкономической деятельности России. Однако негативные тенденции во внешней торговле обязывают государство сочетать политику либерализации с разработкой комплекса мероприятий по созданию более эффективной системы регулирования внешнеэкономической деятельности.

Изучение методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности актуально и с точки зрения приведения его - в соответствие с принятыми в мировой практике нормами, а также анализа процесса сближения России с Европейским союзом и вхождения в ВТО.

Целью работы является изучение методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи :

) раскрыть понятие и роль государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

) охарактеризовать основные методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности: классификации, сущность, особенности;

) дать характеристику методам нетарифного и тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Объектом исследования является действующая система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.

Нормативную основу исследования составили: Таможенный Кодекс Таможенного Союза, Федеральный Закон РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный Закон РФ «Об экспортном контроле» и др.

В работе использованы работы Нестеровой А.Д., Чувилина Е.Д., Артёмова, Н.М., Гончаровой О.А. и других.

1. Понятие и роль государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

Внешнеэкономическая политика неразрывно связана с внутренней экономической политикой государства. Поэтому ее содержание обусловлено, с одной стороны, социально-экономической политикой, проводимой государством, с другой - задачами экономического роста. Отсюда, целями внешнеэкономической политики являются:

обеспечение взаимовыгодного сотрудничества с другими странами;

поддержание конкурентоспособности отечественных производителей на мировом рынке;

обеспечение экономической безопасности страны;

обеспечение сбалансированности торгового и платежного балансов страны.

Активизация внешнеэкономической политики обусловлена интернационализацией хозяйственных связей и научно-техническим процессом. В этом же направлении действуют и такие факторы, как-то:

обострение конкурентной борьбы на мировом рынке;

дестабилизация валютных курсов, возросшее неравновесие платежных балансов;

внешние долги, особенно развивающихся стран.

Действие указанных выше процессов порождает постоянное взаимодействие в современной внешнеэкономической политике двух тенденций: либерализации и протекционизма. Развитие интеграционных процессов привело к появлению коллективного протекционизма, проводимого интеграционными группировками по отношению к третьим странам. В первую очередь он характерен для ЕС. Основные торговые партнеры его опасаются появления «Европейской крепости».

В конечном счете, протекционизм может привести к чрезмерному ограждению национального хозяйства от конкурентной борьбы на мировом рынке. Поэтому извечной проблемой внешнеэкономической политики являлась проблема выбора между протекционизмом и либерализмом.

Государственное регулирование внешнеэкономических связей осуществляется с помощью широкого круга мер, число которых постоянно растет. Объясняется это тем, что расширение международных экономических связей той или иной страны требует новых инструментов оптимизации ее участия в международном разделении труда, ограждении национальной экономики от влияния негативных явлений в мировой экономике (циклических спадов, чрезмерных колебаний валютных курсов, недобросовестной конкуренции и т.п.), содействия укреплению позиций национальных производителей на мировом рынке.

В процессе экономического реформирования в Российской Федерации существенную роль выполняет внешнеэкономическая политика государства, направленная на эффективное включение национальной экономики в систему мирохозяйственных связей и реализацию связанных с этим экономических выгод и преимуществ.

Важнейшим инструментом достижения этой цели выступает развитие и дальнейшее совершенствование системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в направлении оптимального сочетания открытости российской экономики с требованиями экономической безопасности государства.

Современная политика ВЭД исходит из государственного курса на дальнейшую либерализацию внешней торговли, интеграцию российской экономики в мировое хозяйство, переход к преимущественному использованию экономических методов регулирования, что и дает возможность в настоящей работе развить тезис о том, что происходит именно «совершенствование» системы государственного регулирования ВЭД в России.

Внешнеэкономические связи (ВЭС) - это составная часть хозяйственного механизма и внутренней политики страны в целом.

Современные процессы в международной жизни порождают постоянное взаимодействие двух тенденций во внешнеэкономической политике: протекционизм и либерализм.

Протекционизм представляет собой политику государства, направленную на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции, а зачастую и на захват внешнего рынка.

В противоположность ему политика либерализации связана со снижением таможенных пошлин и других барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей (свободная торговля).

И политика свободной торговли, и политика протекционизма почти никогда не существовали в чистом виде. Обычно государства проводят ту или иную политику выборочно с учетом проблем, решаемых внутри страны. В общем государственное регулирование ВЭС направлено на решение экономических, социальных и политических проблем. Причины государственного вмешательства:

несмотря на потенциальные выгоды свободной торговли, ни одна из стран не допускает неконтролируемого потока товаров и услуг;

безработица. Проблема занятости населения - рабочие места;

защита «молодых» отраслей;

прямое воздействие на торговлю используется как средство преодоления нарушений в платежном балансе страны;

регулирование ВЭС применяется для контроля над ценами товаров, участвующих в международном товарообмене;

в целях обеспечения правопорядка, обороноспособности страны, охраны здоровья и жизни населения, экологии;

межправительственные соглашения, международные организации.

Руководство внешнеэкономическими связями осуществляют высшие государственные законодательные органы: парламенты, национальные собрания, конгрессы. Они определяют внешнеэкономическую политику страны, издают законы, регулирующие внешнеэкономические связи, ратифицируют международные договоры.

Регулированием внешнеэкономических связей занимаются правительственные органы - различные министерства и ведомства. Так, например, в ФРГ регулированием внешнеэкономических связей занимается федеральное правительство, министерства иностранных дел, экономики и финансов. Главную роль в управлении внешней торговлей Японии выполняет министерство внешней торговли и промышленности. В США в регулировании внешнеторговых связей участвуют государственный департамент, министерства торговли, финансов и земледелия. Большими полномочиями наделен президент страны, которому дано право единолично устанавливать тарифы, предоставлять преференции, вводить эмбарго на определенные виды продукции и т.д..

2. Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

2.1 Классификации методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

государственный тарифный внешнеэкономический административный

Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (далее ВЭД) по своему характеру делятся на тарифные - те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные - все прочие методы. Нетарифные методы регулирования подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма. Отдельные инструменты государственного регулирования ВЭД чаще применяются при необходимости либо ограничить импорт, либо форсировать экспорт.

М.Н. Артёмов выделяет следующие методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности:

-таможенно-тарифное регулирование;

-нетарифное регулирование;

-запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;

-меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности.

А.Д. Нестерова считает, что регулирование внешнеторговых отношений осуществляется административными и экономическими методами. В числе административных мер наиболее эффективным является таможенное регулирование.

Ряд авторов выделяют такие методы, как административные методы, экономические методы, международные торговые договоры, таможенное обложение, контингентирование и лицензирование, антидемпинговые процедуры, торговые (ценовые) преференции, технические процедуры (барьеры).

2.2 Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

Административные методы

Под административным методом регулирования понимают систему организационно-правовых и специальных мер: количественные ограничения, распределение квот и лицензий, экспортный контроль в отношении определенных видов товаров, установление государственной монополии на экспорт и(или) импорт отдельных видов товаров. С целью регулирования ВЭД органы государственного управления издают акты правового регулирования взаимоотношений контрагентов, акционерные законодательства, таможенные кодексы, постановления, обязывающие импортеров и экспортеров на основе их исполнения соблюдать интересы государств, взаимодействующих на внешнем рынке.

Для регулирования ВЭД государственные органы издают законодательные акты, в число которых могут входить акты правового регулирования отношений торговых партнеров, акционерные законодательства, таможенные кодексы, постановления, обязывающие импортеров осуществлять закупки против встречных экспортных операций, и много других законодательных актов.

Международные торговые договоры определяют общие пути развития экономических отношений между государствами, устанавливают торгово-экономический, политический режим взаимодействия, предусматривают условия взаимных расчетов, сроки сотрудничества и т. д. В договорах могут быть зафиксированы долгосрочные соглашения 5-10 лет и более о торговле и других формах взаимодействия. А также практикуется заключение ежегодных протоколов о взаимных поставках товаров. Соглашения и протоколы, дополняя друг друга, способствуют развитию устойчивого взаимовыгодного сотрудничества.

Наилучшие условия для развития ВЭД обеспечиваются в тех случаях, когда страны предоставляют друг другу режим наиболее благоприятствуемой нации. При этом режиме хозяйствующие субъекты договорившихся сторон используются таможенными, налоговыми и другими привилегиями в стране партнера.

В развитии договоров страны подписывают долгосрочные (на 5-10 лет) соглашения о товарообороте и протоколы о торговле отдельными видами товаров. Соглашения и протоколы заключаются с целью содействия развитию стабильного взаимовыгодного товарооборота на сбалансированной основе.

Условия международных договоров, соглашений и протоколов делятся на обязательные и индикативные. Выполнение таких условий договоров, как обеспечение торгового режима, порядок налогообложения, взаимных расчетов и т.д., обеспечивается законодательными актами и действиями государственных органов, т.е. в основном административными методами.

Таможенное обложение

В основе лежит таможенный кодекс, утверждаемый законодательным органом. Таможенный кодекс создается в соответствии с таможенной политикой государства. Он определяет общие задачи и функции таможенных органов, порядок разработки, утверждения и использования тарифов, условия освобождения от уплаты пошлин, санкции за нарушение таможенных правил, порядок рассмотрения жалоб. Таможенные формальности являются одним из самых эффективных методов регулирования ВЭД.

Таможенное обложение является одним из самых эффективных административных методов регулирования ВЭС.

Таможенные кодексы определяют общие задачи и принципы таможенного обложения, структуру, статус и функции таможенных органов, порядок разработки, утверждения уплаты пошлин, санкции за нарушение таможенного режима, порядок рассмотрения жалоб.

Таможенные пошлины представляют собой денежные суммы, выплачиваемые при провозе товаров через государственные границы. Таможенные пошлины подсчитываются по действующим в стране таможенным тарифам, устанавливаются к каждому виду товаров или к товарным группам. Если тарифы устанавливаются как нормативы к стоимости товаров, то начисляемые по ним пошлины называются адвалорными. Если тарифы установлены к единицам количества, веса, объема и т.д., то такие пошлины называются специфическими.

По форме тарифы представляют перечни товаров с указанием против позиции товара или товарной группы размера взимаемой пошлины в виде процентов или денежных сумм к единице измерения товаров.

Перечни товаров в тарифных странах - членах Генерального соглашения о тарифах и торговле (Всемирная торговая организация ГАТТ ВТО) составляются в соответствии с введенной с 1 января 1988 г. гармонизированной системой описания и кодирования товаров.

Таможенный контроль осуществляется в три стадии. На первой - экспортеры, импортеры или их торговые и транспортные агенты заполняют таможенные декларации, в которых указываются сведения, характеризующие товары, существо торговых операций и участвующие стороны. На второй - производится таможенный досмотр-проверка соответствия фактического товара данным, указанным в декларации, принимается решение о возможности пропуска товара и определяется величина подлежащей уплате пошлины. Третья стадия включает получение товара из таможни и уплату пошлины.

С помощью пошлин государство стремится рационализировать структуру импорта. Изменения таможенного тарифа, которые проводятся довольно часто, вызывают неоднозначную реакцию общественности. В этой сфере сталкиваются интересы различных социальных групп. Видимо, главное здесь, чтобы государство своими внешнеторговыми ограничениями не создавало во внутренней экономике зоны монопольного господства местных производителей и в то же время не допускало разорения важных с народнохозяйственно точки зрения отраслей из-за импорта иностранной продукции. Найти оптимальное соотношение мер регулирования для решения этих задач, защитить стратегические интересы страны - одна из важных целей внешнеэкономической политики государства.

Контингентирование и лицензирование

Контингентирование экспорта и импорта - это количественные или стоимостные ограничения экспорта и импорта, вводимые на определенный срок по отдельным товарам и услугам, странам и группам стран.

Лицензирование - это система письменных разрешений выдаваемых государственными органами на экспорт и импорт товаров. Лицензирование применяется на определенные периоды времени по отдельным товарам, включенным в перечень продукции общегосударственного назначения. Генеральные лицензии сроком до одного года получают специализированные внешнеэкономические организации в соответствии с государственными экспортно-импортными заданиями. Разовые лицензии выдаются по каждой отдельной сделке на срок, необходимый для ее реализации, но не более, чем на один год.

Контингентирование осуществляется установлением режима выдачи индивидуальных лицензий, при этом общий объем экспорта (импорта) по этим лицензиям не должен превышать объема установленной квоты. Используются следующие виды экспортных (импортных) квот (контингентов): глобальные, групповые, индивидуальные. По каждому виду товара устанавливается лишь один вид квоты.

Антидемпинговые процедуры

Они представляют собой судебные и административные разбирательства претензий, которые предъявляют национальные предприниматели (национальные фирмы) против иностранных поставщиков, обвиняя их в продаже товаров по заниженным ценам, которые могут нанести ущерб местным производителям аналогичной продукции. Органы власти, суды обязаны приостановить движение товара, обвиненного в демпинге, и разобраться по существу претензий.

Торговые (ценовые) преференции

Их устанавливают в законодательном порядке некоторые страны путем определения минимальной разницы в ценах, по которым товары и услуги импортера должны быть ниже цен национальных производителей. Например, энергетические компании США имеют право размещать заказы на импортное оборудование только в том случае, если цены на него будут ниже цен американских производителей как минимум на 6%.

Торговые преференции - льготы в торгово-политическом режиме, предоставляемые одним государством другому на взаимной основе или в одностороннем порядке. Могут применяться во всех областях торгового и экономического регулирования, таких, как таможенный режим, количественные ограничения, валютные расчеты, кредитование, страхование, стандартизация и пр. Преференции предоставляются на основе двусторонних и многосторонних договоров, участия в таможенных и экономических союзах, международных организациях.

Технические процедуры (барьеры)

Они устанавливаются в законодательном порядке государственными организациями и представляют собой комплекс мероприятий по поверке соответствия импортируемой продукции требованиям международных и национальных стандартов, отраслевых норм и технических предписаний. Особое место в ряду нетарифных занимают стандарты. Страны обычно устанавливают стандарты по классификации, маркировке и проведению испытаний продукции таким способом, чтобы была возможность продажи отечественной продукции, но блокировался сбыт продукции иностранного производства. Эти стандарты иногда вводятся под предлогом защиты безопасности и здоровья местного населения.

Одним из видов технических барьеров является требование сертификации продукции, товаров, ввозимых в страну. Для чего их подвергают испытаниям в специализированных лабораториях на соответствие их свойств требованиям стандартов по техническим, санитарным, технологическим, традиционным показателям.

Данная процедура может серьезно осложнить сбыт ряда товаров, если заблаговременно не осуществить их сертификацию.

Технические барьеры - проверка соответствия импортируемой продукции требованиям международных и национальных стандартов, отраслевых норм и технических предписаний. Они устанавливаются в законодательном порядке государственными организациями, а также промышленными ассоциациями.

Одним из наиболее распространенных технических барьеров является требование сертификации импортируемых товаров, т.е. получение особых свидетельств и знаков, что эти товары прошли испытания в специализированных лабораториях на соответствие их характеристик определенным стандартам и другой нормативно-технической документации, действующей в импортирующей стране.

Экономические методы

Практически все страны в той или иной степени, в зависимости от своих экономических возможностей, осуществляют экономическое регулирование экспортных и импортных операций, создавая условия для развития внешнеторгового оборота и сбалансированности платежей.

Прямое финансирование экспортного производства осуществляется в виде выплачиваемых компаниями дотаций из бюджета на покрытие разницы между себестоимостью продукции и экспортными ценами для получения гарантированных прибылей.

Наиболее широко практикуется субсидирование государством расходов компаний на ведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в экспортном производстве.

Косвенное финансирование экспортного производства осуществляется через частные банки, которым правительства выделяют специальные дотации на снижение кредитных ставок экспортерам. Другими методами косвенного финансирования является возврат экспортерам пошлин, уплачиваемых при импорте сырья.

Снижение налогов с экспортеров осуществляется разными методами. Весьма распространено прямое снижение налогов с компаний в зависимости от доли экспорта в их производстве. Во многих странах предусмотрено право компаний производить отчисления в резервные фонды развития экспортного производства с необлагаемой налогом части прибыли. Разновидностью таких привилегий является налоговый кредит-отсрочка от уплаты налога с экспортной выручки.

Кредитование экспорта - одна из самых распространенных форм его стимулирования. Различают внутреннее и внешнее кредитование. При внутреннем кредитовании государственные банки предоставляют компаниям на развитие экспортного производства среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (до 25-30 лет) кредиты в национальной и свободно конвертируемой валюте.

К числу других наиболее распространенных инструментов поддержки экспорта следует отнести его страхование, которое осуществляется в форме государственного страхования экспортных кредитов.

Правительственные гарантии, являющиеся существенной поддержкой в конкурентной борьбе, дают возможность коммерческим банкам предоставлять поставщикам льготные кредиты, так как государство берет на себя риск неполучения платежа.

Государственное страхование экспорта осуществляется по низким ставкам, обычно не превышающим 1 % застрахованной части контракта, что дает возможность экспортерам получать в коммерческих банках льготные кредиты. В свою очередь, это позволяет значительно увеличить заинтересованность предприятий в продаже товаров на внешнем рынке.

Государственное страхование экспорта охватывает не только большую часть коммерческих рисков, но и многие виды политических рисков.

2.3 Особенности и задачи нетарифного и тарифного регулирования в РФ

Тарифное регулирование - форма государственного регулирования ВЭД, применяемая в целях регулирования импорта и экспорта, с помощью которой государство реализует свое исключительное право на установление таможенной пошлины на товары, перемещаемые через таможенную границу РФ. Главным инструментом в руках государства при регулировании внешней торговли является использование тарифного регулирования. Таможенный тариф - наиболее распространенный инструмент государственного регулирования внешней торговли, действующий через механизм ценообразования. Среди основных функций таможенного тарифа особо выделяются протекционистская, фискальная функции.

Протекционистская функция связана с защитой национальных производителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при их реализации на внутреннем рынке страны-импортера и тем самым повышается конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством.

Фискальная функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны.

Кроме вышеназванных функций таможенный тариф, влияя на внутренние цены, до определенной степени содействует развитию национального производства и экспорта. Вследствие удорожания импортных товаров на внутреннем рынке страны повышается общий уровень цен на такие товары и национальные производители получают дополнительный доход, который может быть использован для инвестиций в экономику страны или в целях компенсации потерь от снижения экспортных цен, а также для повышения конкурентоспособности своих товаров на внешних рынках.

Таможенный тариф в ряде случаев может быть использован для развития национального экспорта путем одностороннего установления низких, а в некоторых случаях и нулевых ставок в отношении отдельных товаров, необходимых для изготовления экспортной продукции.

Одним из основных элементов проводимой в стране экономической реформы, предусматривающей переход от административных методов управления к экономическим, является усиление роли таможенно-тарифного регулирования внешней торговли.

Таможенно-тарифные меры - совокупность организационных, экономических, правовых мероприятий, осуществляемых в установленном законодательством порядке государственными органами и направленных на регулирование внешнеэкономической деятельности. В основе реализации таможенно-тарифного регулирования лежит применение таможенного тарифа.

Под нетарифными барьерами к свободной торговле понимается система лицензирования, создание неоправданных стандартов качества продукции и его безопасности или просто бюрократические запреты в таможенных процедурах. Мировая практика рыночной экономики выработала достаточно эффективные принципиальные подходы и механизмы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, хотя в этой сфере до сих пор сталкиваются две противоречивые тенденции: протекционизма (защита собственного производства от иностранной конкуренции) и либерализма (предоставление возможно большей свободы доступа зарубежных товаров и услуг на внутренний рынок).

Государства стремятся к поиску компромисса между протекционистскими мерами и либерализацией внешнеэкономической деятельности резидентов и нерезидентов. За последние годы тенденция к либерализации внешней торговли несколько ослабла; число новых и более высоких устанавливаемых государствами барьеров в торговле между странами превысило количество отмененных и сниженных ограничений.

При использовании административных (нетарифных) средств нарушается рыночный механизм, сокращается ассортимент товаров, возможности доступа к ресурсам и фактически насильственным путем предрешается выбор продукции или ресурсов потребителем в пользу отечественных.

Нетарифные методы включает в себя широкий круг инструментов современной экономической и торговой политики государств, различные ограничительные правила и процедуры - до запрета торговли с определенными странами, вывоза и ввоза конкретных товаров и т.д.

По классификации ООН нетарифные методы регулирования разбиты на следующие группы:

-прямое ограничение импорта и экспорта посредством лицензирования и квот на импорт; введение системы минимального предельного уровня цен на импортируемые товары на внутреннем рынке;

-антидемпинговые меры; так называемые добровольные ограничения экспорта определенных товаров в конкретную страну и т.п.

Эта группа охватывает более половины всех нетарифных ограничений. К ней относятся и ограничительные меры Консультационного комитета по экспортному контролю (КОКОМ) по вывозу из развитых западных стран в государства бывшего Варшавского договора и некоторые другие «государства с тоталитарными режимами» (Ливия, Ирак) военной техники и техники двойного назначения. В последнее время КОКОМ сократил запретительные записки по отношению к странам Восточной Европы, включая СНГ, и обещает вообще снять ограничения на поставки новейшей технологии, когда эти страны обеспечат надлежащий контроль за реэкспортом такой технологии в другие страны. В ряде случаев государства могут вводить полный или частичный запрет (эмбарго на торговлю с данной страной как по собственной инициативе (США-Куба), так и главным образом по решению Совета Безопасности ООН (Ирак, Югославия).

Указанные выше группы являются самыми многочисленными и охватывают более половины всех:

-таможенные формальности;

-технические стандарты и нормы (по безопасности товаров для потребителей);

-санитарные и ветеринарные требования;

-стандарты упаковки и маркировки разливу напитков;

-сведения о стране происхождения ввозимых товаров и др.

Названные методы, непосредственно не направлены на ограничение внешней торговли и относятся больше к административным бюрократическим процедурам, действие которых, тем не менее, ограничивает торговлю:

-валютные ограничения, в частности, по переводу прибылей, дивидендов, налоговых и других платежей;

-регулирование притока капиталов (максимальный процент иностранного капитала и местного персонала в иностранных предприятиях; льготные условия для участвующих в международных торгах на сооружение объектов местных фирм и т.д.).

Последние две группы методов непосредственно не направлены на ограничение импорта или стимулирование экспорта, но их действие зачастую ведет именно к этому результату.

Нетарифные методы требуют больших затрат, дают больше возможностей для бюрократизма и волокиты, для злоупотреблений, чем более простые по механизму их осуществления экономические методы.

К числу наиболее распространенных инструментов прямого регулирования импорта (а иногда и экспорта) относятся лицензии и квоты. Практически все промышленно развитые страны применяют эти нетарифные методы.

Среди методов нетарифного регулирования следует упомянуть административно-бюрократические проволочки при въезде, увеличивающие неопределенность и расходы на содержание товарно-материальных запасов.

Специфическим методом регулирования внешней торговли являются импортные депозиты, представляющие собой форму залога, который импортер должен внести в банк на определенный срок, - беспроцентный вклад в сумме, равной всей или части стоимости ввозимого товара. Тем самым омертвляется его капитал и ограничивается платежеспособность.

Определяющим моментом в современном развитии мировой экономики и международных экономических отношений является международное движение капитала. Высокий динамизм движения капитала, превращение его в объект острой международной конкуренции сделали настоятельно важным выработку международных стандартов и правил в этой области.

«Добровольное ограничение» экспорта - это установление минимальных импортных цен. Специфика этих ограничений состоит в нетрадиционной технике их установления. Торговый барьер устанавливается на границе экспортной страны. Соглашение о добровольном ограничении экспорта представляет собой навязанную экспортеру под угрозой санкций, обязательство по ограничению экспорта определенных товаров в импортирующую страну.

В настоящее время мировая практика идет по пути устранения административных инструментов регулирования внешнеторговой деятельности. Нетарифное регулирование, как правило, применяется лишь в исключительных случаях, в основном в целях защиты национальной экономики, а также в целях выполнения международных обязательств.

На территории Российской Федерации действует единый режим квотирования и лицензирования, основой которого являются единые перечни лицензируемых товаров, система установления и распределения квот и лицензий. Общие квоты экспорта из России отдельных товаров устанавливаются Министерством экономики по согласованию с соответствующими министерствами. Постановлением правительства РФ «О продаже экспортных квот, устанавливаемых для государственных нужд» разрешено МВЭС ежеквартально осуществлять на конкурсной или аукционной основе продажу не использованных предприятиями-изготовителями экспортных квот в случаях заключения ими договоров поставки продукции на экспорт для государственных нужд либо невыполнения ими указанных поставок.

Продукция, получаемая регионами в счет платы за пользование недрами, акваторией и участками морского дна, может быть реализована на экспорт в пределах установленных региональных экспортных квот. Реализация квот по нефти и нефтепродуктам региональными органами государственного управления осуществляется через нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие предприятия-производители указанной продукции.

Заключение

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности представляет внешнеэкономическую политику. Под ней понимается деятельность, направленная на регулирование и развитие экономических отношений с другими странами.

Современные процессы в международной жизни порождают постоянное взаимодействие двух тенденций во внешнеэкономической политике: протекционизм и либерализм. Протекционизм представляет собой политику государства, направленную на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции, а зачастую и на захват внешнего рынка. В противоположность ему политика либерализации связана со снижением таможенных пошлин и других барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей (свободная торговля).

В литературе существует несколько классификаций методов ВЭД. Выделяют административные методы, экономические методы, международные торговые договоры, таможенное обложение, контингентирование и лицензирование, антидемпинговые процедуры, торговые (ценовые) преференции, технические процедуры (барьеры).

Методы также подразделяют на тарифные - те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные - все прочие методы. Протекционистская функция таможенного тарифа связана с защитой национальных производителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при их реализации на внутреннем рынке страны-импортера и рем самым повышается конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством. Его фискальная функция обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны.

Библиографический список

Нормативные акты

1.Федеральный закон Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ // Российская газета от 06.05.2011, №5473.

.Таможенный Кодекс Таможенного Союза. Приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года № 17.

.Федеральный Закон РФ от 18.07.1999 N 183-ФЗ (ред. от 30.12.2001) Об экспортном контроле (принят государственной думой 22 июня 1999 года) (одобрен советом федерации 2 июля 1999 года).

.Федеральный Закон РФ от 14.04.1998 N 63-ФЗ (ред. от 24.07.2002) О мерах по защите экономических интересов российской федерации при осуществлении внешней торговли товарами (принят государственной думой 20 марта 1998 года).

Специальная и научная литература

1.Нестерова, А.Д. Государственное регулирование экономики. Курс лекций. / А.Д. Нестерова. - Калининград: Изд-во Калининградского ун-та, 1997. - 63 с.

.Чувилин, Е.Д. Государственное регулирование и контроль цен в капиталистических странах. / Е.Д. Чувилин, В.Г. Дмитриева. // Финансы и статистика, - М., 1998. - № 5. - С. 49-60.

.Артёмов, Н.М. Финансово-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации. / Н.М. Артёмов, Г.Г. Ячменев. - М.: Полиграф ОПГ, 2004. - 256 с.

.Государственное регулирование экономики. Учебное пособие // Г.Н. Власов, А.М. Желтов. - Нижний Новгород: Изд-во ВВАГС, 1998. - 250 с.

.Гончарова, О.А. Торговые барьеры на пути к свободной международной торговле / О.А. Гончарова // Российский Экономический Журнал № 8, 2000 г. - С. 49-59.

.Козырин, А.К. Комментарии Таможенного Кодекса РФ / А.К. Козырин // Хозяйство и право. - 2001. - № 1. - с. 34-54.

.Круглов, А.С. Основы таможенного дела. / А.С. Круглов- М.: РИО РТА, 2001. - 310 с.

.Шимелик, К.А. Международное правовое регулирование внешнеэкономической деятельности развивающихся стран. / К.А. Шимелик - Минск: БГУ, 1999. - 220с.

.Сергеев, П.В. Мировое хозяйство и международные экономические отношения на современном этапе. Учебное пособие по курсу «Мировая экономика». / П.В. Сергеев. - М.: Новый Юрист, 1998. - 236 с.

.Балабанов, И.Т. Валютные операции. / И.Т. Балабанов. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 322 с.

Похожие работы на - Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности


© 2024
uguseina18.ru - Бизнес. Идеи. Заработок. Выбор ниши. Оборудование