04.02.2024

Врачебная этика происхождение и функции. Исторические принципы и модели медицинской этики. III. Оснащение занятий


Врачебная этика - сфера этического знания, предметом которого является исследование принципов взаимодействия врача и больного с целью возвращения человеку физического и психического здоровья. Субъекты отношение находятся при этом в неравном положении. Больной доверяет врачу свою жизнь в надежде на помощь. Врачебная этика требует задействовать профессиональные знания и моральное совести, чтобы максимально помочь больному восстановить здоровье. Гуманность является одной из исходных принципов профессиональной пригодности врача. От его компетентности, человечности отношение к другим и от гуманности медицины в целом зависит здоровье и жизнь человека.

Не случайно торжественное обещание врача соблюдать моральный кодекс своей профессии, всегда и всюду руководствоваться прежде всего интересами больного, приходить ему на помощь независимо от его национальной или религиозной принадлежности, социального положения, политических взглядов получила название "клятва Гиппократа". Медицинская этика требует от врача готовности приложить все усилия для того, чтобы вылечить больного или облегчить его страдания, не считаясь с трудностями, а если это необходимо, то и с собственными интересами.

Жестокость последней максимы объясняется чрезвычайной общественной значимости работы врача, от которой зависят судьба человека, его жизнь и здоровье. Врач обязан до последней секунды бороться за жизнь больного, делая все возможное и невозможное, даже если ситуация безнадежная. Одна из сложных, болезненных вопросов врачебной этики (разрабатываемой главным образом самими медиками и именуемой медицинской деонтологией) - это степень открытости врача и пациента: следует говорить больному правду о его состоянии, неизлечимости болезни, неизбежность трагического исхода и т. Д.

Поскольку медицинская этика в разных странах формируется под сильным влиянием местных национально-культурных традиций, ответы на эти вопросы также очень разные. Например, в нашем обществе принято считать, что врач не должен говорить больному о его страшной болезни, неизбежность смерти. Напротив, врач обязан всячески поддерживать веру в выздоровление, чтобы не добавлять к физическим страданиям человека еще и страданий душевных.

В некоторых западных странах врач обязан сообщить пациенту всю правду о состоянии его здоровья, в том числе и о возможности гибели и время, еще остается у больного для того, чтобы он мог завершить все свои земные дела: распорядиться наследством, оплатить долги, позаботиться о семье, приготовиться к неизбежному, выполнить религиозные обряды в том случае, если это верующий, и т. д.

В основе всей деятельности врача должно лежать знаменитый Гиппократовская принцип: "Не навреди!" Только опираясь на этот принцип, врач может выстраивать свои отношения с пациентом, которые должны быть доброжелательными, доверительными, уважительными, поскольку душевное состояние больного - это также очень важный фактор успешности и эффективности лечебного процесса.

Врач обязан свято чтить права, честь и достоинство своего пациента, оберегать его душевное спокойствие. Известно, что больной человек часто совсем беспомощна и беззащитна перед хамством, насилием (моральным), унижением, бесцеремонностью и равнодушием и оказывается в полной зависимости от врача, которому по сути дела вручает свою жизнь. Крайне недостойно порядочного человека и врача, целителя злоупотреблять этим доверием, своим особым положением в судьбе страждущего.

Особое значение в этом плане приобретает безусловное сохранение медиком врачебной тайны, раскрытие которой (умышленно или по небрежности) может нанести тяжелые моральные муки несчастном или даже убить его. Такая поистине огромная значимость сохранения врачебной тайны становится особенно понятной сегодня, когда человечеству грозит катастрофическая эпидемия СПИДа, жертвой которого, как показывает практика, может стать любой человек независимо от их моральных устоев.

Раскрытие факта заболевания СПИДом делает человека изгоем в обществе, даже если это абсолютно ни в чем не виновата ребенок. Человек фактически выбрасывается из общества, несет злобного и презрительного отношения со стороны окружающих. Нередко это сочетается с паническим страхом, а иногда и с агрессивностью. Известны случаи самоубийства людей, зараженных вирусом СПИДа, тайну которых было раскрыто из-за безответственности и аморальности некоторых медиков, пренебрегли большим гиппократовским "Не навреди!"

Серьезные нравственные проблемы возникают и в связи с все распространяемой практикой трансплантации человеческих органов, когда перед врачом стоит задача точного определения того, Есть донор мертвым, или он еще жив, и не будет спасение одного человека фактическим убийством другой, тем более, что медицинская этика требует бороться за жизнь больного до последней секунды, даже если ситуация абсолютно безнадежна. Сейчас признано, что в подобной ситуации приоритет должен принадлежать интересам донора, а не реципиента.

С рассматриваемыми вопросами тесно связана проблема "эвтаназии" ("легкой" смерти), когда неизлечимо больному для прекращения его страданий ускоряют смерть путем медикаментозного воздействия на его собственной просьбе. Данная проблема является одной из самых острых в современной медицинской этике. В самом деле, имеет врач право замахиваться на большой дар природы - жизнь даже по просьбе пациента? С другой стороны, может ли он быть равнодушным к невыносимых человеческих мук?

Не менее важно и вопрос о моральной допустимости экспериментальных опытов на людях. Такие эксперименты могут осуществляться исключительно добровольно, с соблюдением всех мер предосторожности, с максимальным чувством ответственности тех, кто их проводит. Поистине нравственным подвигом в интересах человечества следует признать те эксперименты, которые врач проводит на себе. Например, в 20-х годах нынешнего века медик из Германии Фореман решил ввести катетер через вену руки прямо в собственное сердце, чтобы узнать, что происходит в предсердий и желудочков. Фореман отказывали, и он настоял на своем. Врач смотрел на экран рентгеновского аппарата и наблюдал, как ползет от локтя до плеча и входит в сердце резиновая трубка катетера. Известны случаи, когда врачи, рискуя собственной жизнью, сознательно заражали себя вирусами очень опасных инфекционных заболеваний для того, чтобы вырвать у болезни ее тайны в интересах спасения миллионов больных людей.

В тоталитарном обществе медицина становится частью репрессивной машины, когда возможны варварские эксперименты на людях (изверг доктор Менгеле в нацистской Германии, эпидемиологический отряд генерала Исии в Японии, которые нажили пресловутой "славы" из-за надругательства над людьми, которых рассматривали исключительно как экспериментальный материал), массовое уничтожение больных и беспомощных, калек и стариков, как это имело место в "третьем рейхе". В обществе медицина пидпорядкоуеться, как и остальные институтов, только политической целесообразности, которая, в свою очередь, определяется властвующих верхушкой. Вследствие тоталитар доминирование политики медицина подчиняется внешним и часто чужим для нее системам регулирования, которые приводят к фактической ликвидации таких понятий, как "врачебная тайна", "клятва Гиппократа", "врачебный долг". Этические нормы подменяются политическими интересами.

Медицинская этика требует от врача постоянной работы над собой не только в сугубо профессиональном, но и в моральном плане. Врач должен уметь владеть собой, сдерживать негативные эмоции. Слово врача исцеляет не меньше, чем его скальпель. Великий медик В. М. Бехтерев утверждал: если больному после разговора с врачом не становится легче, то это не врач. Поэтому в общей системе медицинского образования особенно важна этическая, моральная подготовка и воспитание будущих медиков на принципах профессиональной чести, гуманизма, человеческой порядочности, ответственности.

Учитывая специфику самой профессии медика медицинская этика является необходимым и неотъемлемым стороной профессиональной способности. Отсутствие тех качеств, которых требует от врача медицинская этика, является свидетельством его профессиональной непригодности. Аморальным, порочным людям должен быть закрыт доступ к этой совсем особой сферы человеческого бытия, которой нужны люди честные, мудрые, самоотверженные, способные на великие подвиги самопожертвования и милосердия.

Следует заметить, что нужно разграничивать врачебную практику и медицину, хотя они отражают общую атмосферу отношений личности и общества, основанных на принципе коммерческих выгод. Научно-технический прогресс стимулирует развитие исследований в области биологии, физиологии, биохимии и т. А настрой на материальный успех стимулирует быстрое внедрение результатов исследований в медицинскую практику. Последнее обусловило объективную необходимость выработать механизмы защиты больного от некомпетентности или злонамеренных действий врача. Поэтому современная медицина развивается на стыке ряда наук, исследующих ее этические аспекты: медицинская этика, биоэтика, медицинское право, деонтология.

Итак, как медицинская, так и врачебная этика выполняют одну из высокогуманных целей - спасение жизни человека, утверждая тем самым его право на жизнь и самореализации собственной жизненности. Медицинская и врачебная этика часто отражают исторически конкретные представления о ценности человека, и поэтому гуманизм профессии иногда имеет относительное нравственное направление. Современная тенденция в развитии медицинской этики - поиск путей использования достижений медицины для сохранения жизни и улучшения здоровья и долголетия в планетарном масштабе.

Своеобразие медицинской этики заключается в том, что в ней, все нормы, принципы и оценки ориентированы на здоровье человека, его улучшение и сохранение. Свое выражение эти нормы первоначально были закреплены в Клятве Гиппократа, которая стала отправной точкой для создания других профессионально-моральных медицинских кодексов.

Например, возникшая в 1947 г. Всемирная медицинская ассоциация начала свою деятельность с принятия "Женевской декларации" - современного варианта Клятвы Гиппократа. "Женевская декларация" не просто подтвердила основополагающую роль гуманистического идеала в медицине, но и стала морально этической гарантией независимости медицинской профессии от политических режимов и идеологического диктата..

Разработка и принятие Ассоциацией медицинских сестер России Этического кодекса медицинской сестры подтверждает общую историческую закономерность, являясь важным этапом реформы сестринского дела в России..

А.Я. Иванюшкин, доцент, доктор философских наук, кандидат медицинских наук пишет: "Этический кодекс медицинской сестры России" приобретает особую значимость в контексте истории отечественной медицины в ХХ в. С одной стороны, огромное множество медицинских сестер и врачей были в это время верны своему профессиональному долгу (например, в годы Великой Отечественной войны). С другой же стороны, нельзя забывать о следующих фактах. Еще в 20-е годы официальные руководители советского здравоохранения (в частности, Н.А. Семашко) трактовали профессиональную медицинскую этику как "буржуазный пережиток", были убеждены, что понятие как "врачебная тайна" для советской медицины в будущем отомрет. Аналогичное отношение в эти годы было и к понятию "медицинская сестра", которое предлагалось заменить понятиями "помврача", "замврача", "медтехник" и др.: "Само слово "сестра", да и еще "сестра милосердия", как понятие, включающее в себя нечто религиозное, монашеское, не соответствует задачам советского здравоохранения и типу медработника, который нам нужен..." (Николаев Н.Д. Сестра или медицинский техник// За кадры медицинского персонала, 1932, N 1-2, с. 40).

В несколько сглаженном виде такое отношение к профессиональной этике в нашем здравоохранении сохранялось в течение всего советского периода. "Присяга врача Советского Союза" была создана в 1971 г., то есть на 23 года позднее "Женевской декларации". К тому же, в их содержании имеются значительные, принципиальные различия. Например, в советской врачебной Присяге совсем отсутствует морально-этическая оценка искусственного аборта. Хотя все наши врачи в 70-80г.г. давали клятвенное обещание не разглашать конфиденциальную информацию о пациенте, на практике запись в листке нетрудоспособности названия заболевания была обязательной вплоть до 1993 г. Иначе говоря, в течение долгих лет в профессиональной среде советских медиков официально насаждался этический нигилизм. Принятие "Этического кодекса медицинской сестры России" - это и покаяние, и надежда возвращения полного морально-этического здоровья нашим медикам.”

"Этический кодекс медицинской сестры России" составлен с учетом новых идей, определивших в течение последних двух трех десятилетий содержание медицинской этики вообще и профессиональной этики медицинской сестры в частности. Прежде всего, Кодекс отразил современные представления о правах пациента, которые являются содержанием конкретных обязанностей, долга медицинской сестры.

"Этический кодекс медицинской сестры России" составлен на основе

  • - Устава Всемирной организации здравоохранения (1946), международных документов по медицинской этике -
  • - "Лиссабонской декларации о правах пациента" Всемирной медицинской ассоциации (1981, 1995),
  • - "Европейского кодекса медицинской этики" (1987),
  • - "Декларации о политике в области прав пациентов в Европе"
  • - Всемирной организации здравоохранения (1994),
  • - "Этического кодекса медицинских сестер" Международного совета медицинских сестер (1973) и некоторых других.

Принимались также во внимание некоторые национальные этические кодексы медицинских сестер (в частности, США, Великобритании). Использовался опыт составления соответствующих этических документов в нашей стране - "Кодекса профессиональной этики психиатра" (принят Российским обществом психиатров в 1993 г.), "Этического кодекса Российского врача" (принят Ассоциацией врачей России в 1994 г.).

Основными постулатами Этического кодекса медицинской сестры являются следующие положения:

  • * Медицинская сестра обязана оказывать пациенту качественную медицинскую помощь, отвечающую принципам гуманности и профессиональным стандартам. Медицинская сестра несет моральную ответственность за свою деятельность перед пациентом, коллегами и обществом. Профессиональная и этическая обязанность медицинской сестры оказывать, в меру своей компетенции, неотложную медицинскую помощь любому человеку, нуждающемуся в ней.
  • * Медицинская сестра должна всегда соблюдать и поддерживать профессиональные стандарты деятельности, определяемые Министерством здравоохранения Российской Федерации. Непрерывное совершенствование специальных знаний и умений, повышение своего культурного уровня - первейший профессиональный долг медицинской сестры. Я думаю, что этот принцип является важнейшим не только в медицинской деятельности, но и в каждой другой трудовой сфере.
  • * Медицинская сестра должна быть компетентной в отношении моральных и юридических прав пациента. Медицинская сестра должна превыше всего ставить сострадание и уважение к жизни пациента. Медицинская сестра обязана уважать право пациента на облегчение страданий в той мере, в какой это позволяет существующий уровень медицинских знаний. Медицинская сестра не вправе участвовать в пытках, казнях и иных формах жестокого и бесчеловечного обращения с людьми. Медицинская сестра не вправе способствовать самоубийству больного.
  • * Что касается эвтаназии, то есть преднамеренных действий медицинской сестры с целью прекращения жизни умирающего пациента, то Этический кодекс медицинской сестры говорит, что это ни в коем случае не допустимо, и даже по его просьбе.
  • * Медицинская сестра не вправе нарушать древнюю этическую заповедь медицины "Прежде всего - не навредить!".
  • * Медицинская сестра должна уважать право пациента или его законного представителя (когда она имеет дело с ребенком или недееспособным душевнобольным) соглашаться на любое медицинское вмешательство или отказаться от него.
  • * Медицинская сестра должна стремиться участвовать в исследовательской деятельности, в преумножении знаний в своей профессии.
  • * Медицинская сестра должна сохранять в тайне от третьих лиц доверенную ей или ставшую ей известной в силу исполнения профессиональных обязанностей информацию о состоянии здоровья пациента, диагнозе, лечении, прогнозе его заболевания, а также о личной жизни пациента, даже после того, как пациент умрет.

Это далеко не все положения Этического кодекса медицинской сестры, но сразу становится ясно, какими качествами, и первую очередь моральными должен обладать медицинский работник. История медицинской практики России знает немало примеров нравственной самоотверженности врачей и ученых во имя спасения жизней других людей. Так, например, И.И. Мечников испытывал на себе препарат, содержащий бациллы холеры, а С.И. Боткин сделал себе первую прививку от чумы. Но наряду с множественностью таких примеров, мы встречаемся и с недобросовестным отношением к своим служебным обязанностям, что говорит о нравственной неполноценности этой категории врачей.

Я думаю, что в сфере медицины трудовая мораль, стоит на первом месте, поскольку эта профессия связана с самым ценным что есть на земле - жизнью человека.

ВРАЧЕБНАЯ ЭТИКА , вид профессиональной этики, касающийся деятельности и поведения представителей врачебной профессии. Проф. этика-приложение общих понятий о нравственности к той или другой отрасли проф. деятельности. Взгляды на сущность и происхождение этических воззрений у разных авторов различны. В то время как для Канта этика есть «категорический императив», представление о долге, к-рый висит над людьми, как нек-рая внутренняя принудительная сила,-в марксистском понимании этика-лишенные абсолютной категоричности правила поведения, диктуемые классовым интересом и классовым самосознанием и меняющиеся на протяжении веков у разных народов и соц. групп, в зависимости от экономических, классовых и политических условий. Конкретные этические вопросы, с к-рыми встречается врач, касаются трех сторон его деятельности; 1) взаимоотношений с б-ным, 2) взаимоотношений врачей между собой и 3) взаимоотношений с соц. коллективом. При этом эти три категории взаимоотношений могут вступать в конфликт и дать повод к трудно разрешимым этическим проблемам. Если ряд элементарных правил поведения врача (честность и добросовестность в исполнении своих обязанностей, высокая требовательность к своим знаниям, умению и работе, недопустимость затягивания лечения для извлечения материальных выгод или рекламирования из корыстных соображений негодных средств) является совершенно очевидным, то значительно сложнее обстоит дело с такими вопросами, как использование б-ного для нужд мед. преподавания или для научного экспериментирования. Здесь интересы б-ного и G85 коллектива могут друг другу противоречить, и для врача возникает необходимость наиболее безболезненного их согласования. В области взаимоотношений врачей между собой возникают вопросы о степени соблюдения интересов товарища по профессии и границ конкуренции и других столкновений на почве проф. мед. деятельности. В этой области гековой опыт общения врачей между собой на проф. поприще выработал известный неписанный кодекс этических правил, нарушение к-рых считается во врачебной среде предосудительным (напр., выска-ганный перед б-ным неодобрительный отзыв о способах и методе лечения больного предшествующим врачом, неосновательный отказ от участия в консультации у постели больного и т. д.). Но бывают случаи, когда и традиции толкают на неправильное поведение, как, напр., на сознательное замалчивание ошибок, а иногда и недобросовестности своего товарища из ложно понятого чувства коллегиальности (что особенно часто бывает на судебной экспертизе), злоупотребления врачебной рекламой и т. п. Возникают также вопросы, насколько этично пользоваться государственными и общественными леч. заведениями для лечения б-ных, обслуживаемых в порядке частной платной мед. практики, о даче удостоверений (сан. надзор) и свидетельств о бслезни (трудовая экспертиза, определение на военную службу) больным, пользуемым в порядке частной платной практики (опасность скрытой формы взятки) и т. д. Здесь плохо понимаемые правила врачебного поведения могут итти в разрез с интересами б-ного и коллектива. Если для капиталистической медицины с преобладанием в ней частной практики и с неприкосновенностью завесы, покрывающей врачебные дисциплины и деятельность для непосвященных, типичными являются конфликты в области первых двух категорий взаимоотношений, конфликты, совершенно неустранимые при системе частнокапиталистической медицины, то для общественной медицины характерны иные представления о В. э. и иные этические конфликты. Так, не этичным, с точки зрения общественной медицины и интересов коллектива, следует признать саботирование германскими врачами работы страховых касс, организованное недопущение ими молодых работников к участию в работе страховых касс, преобладание принципов корпоративных интересов «врачебного сословия» над интересами коллектива. Принципы советского здравоохранения коренным образом оздоравливают и тенденции этических начал в медицине. Гос. организация здравоохранения, общедоступность и бесплатность медицины, построение ее на соц. основах с изгнанием или ограничением частной практики, сан. просвещение, постепенно срывающее пелену таинственности со всех действий представителей врачебного сословия,- все это воспитывает врача как сознательного члена коллектива, устанавливает более чистую атмосферу во взаимоотношениях между врачом и б-ным и врачей между собой и радикально уничтожает меркантиль- ный дух, продолжающий господствовать в этой области в ряде буржуазных стран. Принципы советской медицины снимают основной камень преткновения в области В. э.-вопрос об оплате врачебной помощи и советов. С другой стороны, возникает ряд других требований к врачу, нарушение которых должно считаться в условиях общественной медицины не-этическим поступком. Сюда относится, напр., отказ безработных врачей в городах ехать на работу в деревню. Кроме таких отдельных частных вопросов, этика врача всецело покрывается общими требованиями, предъявляемыми коллективом к своему члену; В. э. не может рассматриваться как нечто обособленное от общих основ нравственности и морали в данной социальной группе. Лит.: Каутский К., Этика и материалистическое понимание истории, М., 1922; Мопль А., Врачебная этика, СПБ, 1903; Вересаев В., Записки врача, М., 1927.Т. Брон.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

В последнее время большую популярность среди врачей приобрел термин «деонтология». Слово происходит от греческого deon - долг. Причем одни переводят его как «учение о долге», другие - как «учение о должном» или «наука о должном». Так или иначе, несомненно одно: в профессиональном мышлении медиков любых специальностей, в том числе и стоматологов, понятие долга или должного является исключительно важным, а основным принципом деонтологии выступает сознательное подчинение личных интересов интересам общества.

Обилие литературы, посвященной вопросам морально-этического и правового регулирования деятельности медицинских работников, свидетельствует о том, что эти вопросы не утратили своей актуальности и в последние годы им уделяется все больше внимания, хотя медицинская этика - «душа медицины, мудрость врачевания» - зародилась на заре развития медицины и развивалась параллельно с ней и с совершенствованием здравоохранения. Так, в Индии уже более 3000 лет назад, в ведийскую эпоху, древнему врачу надлежало придерживаться следующего кодекса:

«Всегда будь терпелив, внимателен и учтив,

Будь скромен, подчини дела железной логике ума,

Старайся исцеленье дать больному,

Не требуя ни жертв, ни блага для себя».

Многолетняя история медицины указывает на то, что большое число коллег своим бескорыстным и самоотверженным трудом и служением долгу снискали заслуженные любовь и уважение своих пациентов. Это подтверждают и слова Гомера:

«Стоит многих бойцов один врачеватель искусный.

Вырежет он и стрелу, и рану присыплет лекарством».

(Г.В. Морозова, Г.И. Царегородцева, 1983).

И в наши дни большинство стоматологов в своей повседневной деятельности руководствуются гуманными целями оздоровления населения, избавления пациентов от страданий, бескорыстной лечебной помощи людям, нуждающимся в ней. Однако некоторые врачи видят пациента в качестве прямого или опосредованного источника своего заработка и существования. В этом случае в стоматологическом кабинете между врачом и пациентом могут возникать нестандартные морально-этические взаимоотношения, в основе которых лежит так называемый человеческий фактор.

Таким образом, медицинская деонтология - это совокупность этических норм и принципов поведения медицинских работников при выполнении своих профессиональных обязанностей [П.А. Леус, 1997].

С философских позиций врачебная этика включает:

Общие вопросы поведения врача;

Нравственные правила, регулирующие взаимоотношения в медицинском коллективе;

Взаимоотношения врача и пациента в конкретных условиях специальности.

У врачей всех специальностей, в том числе стоматологов, прямое отношение к исполнению профессионального долга имеют их общемедицинская подготовка, владение современными методами профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, психотерапевтическое искусство, строгое соблюдение правил внутренней (отношение к труду, дисциплина, дружелюбие и чувство коллегиальности) и внешней (приличие, хороший тон и соответствующий внешний вид, то есть внешняя опрятность) культуры поведения. Эти слагаемые составляют медицинский этикет и касаются всех членов медицинского коллектива.

Что касается правил внутренней культуры, то они формируются в семье и школе.

К правилам внешней культуры относятся также форма приветствия и умение держать себя среди коллег и пациентов, умение вести беседу соответственно обстановке и условиям, взаимная вежливость. Студент, приветствуя пожилого сотрудника клиники, преподавателя или беседуя с ними, должен встать, быть сдержанным и тактичным, владеть собой, слушать преподавателя и собеседника. Между преподавателем, студентом и средним медперсоналом должны быть отношения, основанные на взаимном уважении, соблюдении субординации и четком выполнении своих профессиональных обязанностей.

К студенту как будущему врачу и к другим сотрудникам в клинике предъявляются следующие требования:

Соблюдение формы (чистый, отутюженный халат, полухалат, брюки; сменная обувь на низком каблуке; аккуратная прическа);

Использование при приеме пациентов также очков, перчаток, маски.

Внешность врача должна отражать внутреннюю собранность, самодисциплину. Медицинская «униформа» не нуждается в украшении. Опрятность доктора всегда ассоциируется в представлении пациента с его хорошей профессиональной подготовкой. Больной уверен, что аккуратный врач может хорошо лечить [П.А. Леус, О.И. Абаимова, Л.А. Казеко и др., 1998].

Издано немало книг и брошюр по медицинской деонтологии в стоматологии. Бесценно значение таких руководств в деле врачебного искусства, как «Дневник старого врача» Н.И. Пирогова, «Записки врача» В.В. Вересаева. В каждом из них деонтология представлена как мир врача.

Для исхода лечения исключительно важным является характер отношений, который устанавливается при первом контакте пациента с врачом. Только тот специалист может рассчитывать на успех лечения, который учитывает индивидуальные и личностные особенности больного. Пациент чутко прислушивается к каждому слову врача. Он должен постоянно ощущать оптимизм врача, особенно в критические минуты, это помогает ему уверовать в положительный результат проводимого лечения и преодолевать трудности на пути к выздоровлению.

Перед врачом постоянно стоят вопросы: «Как это сделать?», «Каким образом вселить в пациента уверенность в собственных силах, заслужить его расположение и доверие?».

1 . Основы и принципы медицинской деонтологии

Этика (от греч. cthika - обычай, прав, характер) - философская наука, изучающая вопросы морали и нравственности.

Этика. В более узком смысле под медицинской этикой понимают совокупность нравственных норм профессиональной деятельности медицинских работников. В последнем значении медицинская этика тесно соприкасается с медицинской деонтологией.

Этика изучает взаимоотношения людей, их мысли, чувства и дела в свете категорий добра, справедливости, долга, чести, счастья, достоинства. Этика врача - это истинно человеческая мораль и поэтому врачом может быть только хороший человек.

Нравственные требования к людям, занимающимся врачеванием, были сформулированы еще в рабовладельческом обществе, когда произошло разделение труда и врачевание стало профессией. С глубокой древности врачебная деятельность высоко чтилась, ибо в основе её лежало стремление избавить человека от страданий, помочь ему при недугах и ранениях.

Наиболее древним источником, в котором сформулированы требования к врачу и его права, считают относящиеся к XVIII в. до н.э. «Законы Хаммурапи», принятые в Вавилоне. Неоценимую роль в истории медицины, в том числе в создании этических норм, принадлежит Гиппократу.

Ему принадлежат аксиомы: «Где любовь к людям, там и любовь к своему искусству», «Не вредить», «Врач-философ подобен Богу»; он создатель пережившей века «Клятвы», носящей его имя. Гиппократ впервые уделил внимание отношениям врача с родственниками больного, взаимоотношениям врачей. Этические принципы, сформулированные Гиппократом, получили дальнейшее развитие в работах античных врачей.

Огромное влияние на развитие медицинской этики оказали врачи Востока. Примечательно, что еще в древние времена проблема отношения врача к больному рассматривалась в плане их сотрудничества и взаимопонимания.

В России очень много для пропаганды гуманной направленности врачебной деятельности сделали передовые русские ученые: С.Г. Зыбелин, Д.С. Самойлович, М.Я. Мудров, И.Е. Дядьковский, С.П. Боткин, земские врачи. Особо следует отметить «Слово о благочестии и нравственных качествах Гиппократова врача», «Слово о способе учить и учиться медицине практической» М.Я. Мудрова и произведения Н.И. Пирогова, представляющие собой «сплав» любви к своему делу, высокого профессионализма и заботы о больном человеке. Всеобщую известность получил «святой доктор» Ф.П. Гааз, девизом которого было «Спешите делать добро!».

Гуманистическая направленность деятельности русских медиков разносторонне описана в произведениях писателей-врачей А.П. Чехова, В.В. Вересаева и др.

Мораль является одной из древнейших форм социальной регуляции поведения людей и человеческих взаимоотношений. Основные нормы морали человек усваивает в процессе воспитания и следование им воспринимает как свой долг. Гегель писал: «Когда человек совершает тот или другой нравственный поступок, то этим он еще не добродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера».

По этому поводу Марк Твен заметил, что «не очень удачно мы используем свою нравственность в будние дни. К воскресенью она всегда требует ремонта».

Нравственно развитый человек обладает совестью, т.е. способностью самостоятельно судить, соответствуют ли его поступки принятым в обществе моральным нормам, и руководствуется этим суждением при выборе своих действий. Нравственные начала особенно необходимы тем специалистам, объектом общения которого являются люди.

Некоторые авторы полагают, что никакой особой врачебной этики не существует, что есть этика вообще. Однако неверно отрицать существование профессиональной этики. Ведь в каждой конкретной сфере общественной деятельности отношения людей специфичны.

Каждый вид труда (врача, юриста, педагога, артиста) накладывает профессиональный отпечаток на психологию людей, на их нравственные взаимоотношения. Интересные мысли о связи нравственного воспитания с профессиональным разделением труда высказывал еще Гельвеций. Он говорил, что в процессе воспитания надо знать «какие таланты или добродетели свойственны человеку той или иной профессии».

Профессиональную этику надо рассматривать как специфическое проявление общей этики в особых условиях конкретной деятельности Профессиональная этика - это раздел науки о роли нравственных начал в деятельности соответствующего специалиста, включающих в себя вопросы гуманизма, проблемы долга, чести и совести. Предметом профессиональной этики является также изучение психоэмоциональных черт того или иного специалиста, проявляющихся в его взаимоотношениях с больными людьми и со своими коллегами на фоне определенных социальных условий.

Особенности профессиональной деятельности врача обусловливают то, что во врачебной этике всегда в сравнительно большей степени, во всяком случае, больше, чем в этических нормах, которые регламентируют деятельность людей других профессий, выражены общечеловеческие нормы нравственности и справедливости.

Нормы и принципы врачебной этики могут верно ориентировать медицинского работника в его профессиональной деятельности только в том случае, если они не произвольные, а научно обоснованы. Медицинская этика должна строиться на глубоком понимании закона природной и социальной жизни человека. Без связи с наукой нравственные нормы в медицине превращаются в беспочвенное сострадание к человеку. Истинное сострадание врача к больному должно основываться на научных знаниях. По отношению к больному врачи должны вести себя не как безутешные родственники. По высказыванию А.И. Герцена, доктора «могут в душе плакать, принимать участие, но для борьбы с болезнью надобно понимание, а не слезы». Быть гуманным по отношению к больным людям - это дело не только сердца, но и медицинской науки, врачебного разума.

Некоторые из несостоявшихся медиков настолько умело согласуют свое поведение с потребностями врачебной этики, что их почти невозможно попрекнуть в отсутствии призвания к медицине. Речь идет «о том холодно деловом бухгалтерском, безразличном отношении к острейшим людским трагедиям, - писал известный отечественный хирург С.С. Юдин, - когда за личиной так называемой профессиональной выдержки и сдержанного мужества фактически скрывают эгоистическую бесчувственность и нравственную апатию, моральное убожество».

2 . На иболее важные принципы врачебной этики

Гуманное отношение к больному, выражающееся в готовности всегда прийти на помощь каждому нуждающемуся, в необходимости соблюдать гиппократовское требование - не вредить, щадить психику больного, стараться не причинять ему боли.

Соответствие поступков врача общественной функции, целям и задачам медицины, согласно которым врач ни под каким предлогом не может участвовать в действиях, направленных против физического и психического здоровья и жизни.

Обязанность врача - бороться за физическое и психическое совершенство людей. Самопожертвование и героизм во имя здоровья и жизни человека должны быть правилом врачебного поведения.

Обязанность врача - помогать всем независимо от пола, национальной и расовой принадлежности, политических и религиозных убеждений.

Принцип солидарности и взаимопомощи между всеми врачами.

Принцип сохранения врачебной тайны.

Многие из перечисленных принципов универсальны, т.е. характерны для деятельности любых специалистов, общающихся с людьми.

Проблема отношений врача и больного была всегда важной проблемой медицины на всех этапах ее развития.

Уже в древних рукописях Египта, Индии имеются указания о том, каким должен быть врач по своим нравственным качествам, какими правилами он должен руководствоваться в своем отношении к больным и коллегам. Древнее индийское изречение гласит: «Для больных врач - отец, для здоровых - он друг. Когда болезнь миновала и здоровье восстановилось - он охранитель».

Сохранилась весьма любопытная молитва врача, относящаяся к XII в. В ней говорится: «Даруй мне любовь к людям, избавь меня от корыстолюбия, тщеславия, чтобы они не ввели меня в заблуждение и не мешали приносить пользу людям, сохрани мне силы моего тела и моей души, чтобы я мог помогать бедному и богатому, доброму и злому, врагу и другу, пусть в каждом страждущем я всегда буду видеть только человека».

Вопросы врачебной этики занимали видное место и в истории русской медицины. Впервые врачебная деятельность в России была регламентирована при Петре I. Уже в его первых указах обращается внимание на то, какими соображениями этического порядка должны руководствоваться врачи при исполнении своих обязанностей. В одном из Петровских указов сказано: «Чтобы доктор в докторстве доброе основание и практику имел, трезвым, умеренным и доброхотным себя держал и в нужных случаях чин свой как нощно, так и денно отправлять мог… У каждого врача есть первый долг быть человеколюбцем и во всяком случае быть готовым к подаванию помощи людям, болезнями одержимыми».

Лучшие представители отечественной медицины Зыбелин, Мудров, Боткин и др. в своих трудах немало внимания уделяли вопросам поведения врача, тем моральным качествам, которые необходимы для того, чтобы он пользовался авторитетом. Известный московский врач Гааз в начале XIX в. писал: «Самый верный путь к счастью не в желании быть счастливым, а в том, чтобы делать других счастливыми. Для этого нужно внимать нуждам людей, заботиться о них, не бояться труда, помогая им советом, словом, любить их, причем чем чаще проявлять эту любовь, тем сильнее она будет становиться».

Каждая профессия требует призвания. Особенно это необходимо для специалистов, работающих с людьми. Великий русский клиницист Мудров считал, что приобретение профессии врача должно быть не делом случая, а призванием. Он писал: «Посредственный врач приносит больше вреда, чем пользы: больные, оставшиеся без его медицинской помощи, могут выздороветь, а пользованные этим врачом умирают».

Известный отечественный писатель К. Паустовский так охарактеризовал понятие «призвание»: «Врачевание - не ремесло и не занятие, а выполнение долга. Врачевание - это призвание выполнить свой долг». Напомню, что слово «призвание» произошло от слова «зов».

Честность, правдивость, душевная чистота, чувство моральной ответственности перед своей совестью, коллективом, обществом - это главное, чем измеряются требования к любому специалисту, чем определяется мера их ценности, понимание ими своего долга.

Вопросы деонтологии надо рассматривать в плане выполнения принципов поведения тех или иных специалистов в своей профессиональной деятельности. В этой связи важное значение приобретает общеэтический долг. В. Гете принадлежат замечательные слова: «Долг - это любовь к тому, что сам приказываешь себе. Как можно познать себя? Не путем созерцания, но только путем деятельности. Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть».

Долг вообще и долг любого специалиста в частности состоит, прежде всего, в том, чтобы честно и хорошо выполнять свой долг. В толковом словаре указывается, что «честь - внутренне нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть».

В основе поведения любого специалиста должны находиться требования гуманизма. Отсюда высший моральный долг его должен найти свое проявление в бескорыстном служении людям. В моральном долге должна быть выражена необходимость любви к человеку. При этом в деятельности любого специалиста особенно важно, чтобы исполнение долга органически сочеталось с внутренней убежденностью, переходящей в привычное повседневное поведение. «О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни» (Паскаль).

Выполнение долга врачом - дело нелегкое. Исполнение долга требует определенных усилий, ибо долг и личные желания врача не всегда совпадают. «Человек живет на земле не для того, чтобы стать богатым, но для того, чтобы стать счастливым» (Стендаль). Высоконравственный характер - высшая цель человеческих стремлений.

Исполнение врачебного долга предполагает убеждение в необходимости подчинить свои личные желания требованиям долга. В жизни бывает и так, что врачу приходится поступаться личными интересами, если это нужно для спасения жизни других. Н.А. Добролюбов говорил: «Не того надо назвать человека истинно нравственным, кто только терпит над собой веление долга, как какое-то тяжелое иго, как нравственные вериги, а именно того, кто заботится слить требования долга с потребностями существа своего, кто старается переработать и свою плоть, и кровь внутренним процессом самосознания и самовоспитания так, чтобы они не только сделались истинно необходимыми, но и доставляли внутреннее наслаждение».

Некоторые мудрые изречения:

«Живет свободно только тот, кто находит радость в исполнении своего долга» (Цицерон);

«Долг! Ты возвышенное великое слово. Это именно то великое, что возвышает человека над самим собой» (Э. Кант);

«Нет другого величия, кроме величия исполненного долга, нет другой и радости» (Э. Ренан).

Современное развитие медицинской техники, лабораторных и инструментальных методов исследования ведет к замене непосредственных контактов «врач - больной» отношениями «врач - прибор больной». Возникает опасение, что врач, доверяясь технике, перестает совершенствовать свои знания, что технизация может повлиять на взаимоотношения врача и больного и привести к нарушению оптимального психологического контакта между ними. Поэтому высокая культура врача, сочетания развитого клинического мышления и современных научных знаний приобретают подчеркнутое де - онтологическое значение. Прибор не должен заслонять личность больного.

«Кризис человека…коренится не в самой человеческой природе; он не является каким-то неотъемлемым его свойством…; нет, это скорее кризис цивилизации или культуры, который является причиной глубокого несоответствия между мышлением и поведением человека, с одной стороны, и изменяющимся реальным миром - с другой. И кризис этот - при всей его глубине и опасности - все-таки можно преодолеть» (А. Печчеи).

Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, может быть счастлив Хочешь жить для себя, живи для других

Авторитет врача играет большую роль в установлении оптимального психологического контакта с больным, а следовательно, во многом определяет эффективность лечения. На всех этапах врачевания исключительно важное значение имеет хороший контакт, установленный между больным и врачом. Отсутствие такого контакта может быть одной из основных причин неверной диагностики и безуспешного лечения. Врачу надо верить безраздельно. Лечить сомневающегося пациента очень трудно. В.В. Вересаев указывал, что «врач может обладать замечательным распознавательным талантом, уметь улавливать самые тонкие детали своих назначений и все это останется бесплодным, если у него нет способности подчинить себе душу больного». Таким образом, несомненно, что психологическая совместимость врача и пациента играет ведущую роль в процессе врачевания.

В этой связи большое значение приобретает необходимость завоевать доверие больного. Предпосылки возникновения положительных психологических отношений между врачом и пациентом являются, несомненно, квалификация, опыт и искусство врача. Однако квалификация служит только инструментом, применение которого с большим или меньшим эффектом зависит от других сторон личности врача. Это вытекает из доверия к врачу. Ведь «врач - тот единственный человек, которому мы, не смущаясь, смеем говорить все о себе».

Доверие к врачу - это динамическое, положительное отношение больного к врачу, когда больной видит, что врач имеет не только способности, но и желание помочь ему наилучшим образом. В процессе лечения больной должен стать союзником врача. М.Я. Мудров в своей работе «Слово о способе учить и учиться медицине» писал: «Теперь ты испытал болезнь и знаешь больного, по ведай, что и больной испытал тебя и знает, каков ты. Из сего ты можешь заключить, какое нужно терпение, благоразумие и напряжение ума при постели больного, чтобы выиграть всю его доверенность и любовь к себе, а сие для врача всего важнее».

Разумеется, что любой специалист должен обладать хорошими знаниями и большим профессиональным опытом. Высокий профессионализм требует большого и систематического труда. Вся жизнь любого специалиста представляет собой постоянное совершенствование своих знаний. Однако развитие и образование ни одному человеку не могут быть дамы или сообщены. Поэтому всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Польский медик Ксланович пишет, что врача, который не заглядывает в книги, следует остерегаться больше болезни. Важная задача в процессе обучения - научить человека мыслить. A.M. Горький говорил: «Знания необходимы не только для того, чтобы знать, но осмысленно действовать».

Только в труде, в преодолении препятствий формируются профессиональные знания и навыки, настоящий характер, воспитывается на всю жизнь высокая нравственность. Человек должен заниматься самовоспитанием. Только тогда вырабатывается постоянная осмысленная психологическая готовность поступать так, как велит совесть, диктует чувство долга. Разумеется, что необходим прочный слой профессиональных знаний и опыта. «Ум заключается не только в знании, но и в уменье прилагать знание на деле» (Аристотель).

Медицинский работник приобретает доверие больных в том случае, если он как личность гармоничен, спокоен и уверен, но не надменен и если его манера поведения - настойчивая и решительная, сопровождающаяся человеческим участием и деликатностью. Особые требования к нему предъявляет необходимость быть терпеливым и владеть собой.

Уравновешенная личность врача является для больного комплексом гармонических внешних стимулов, влияние которых принимает участие в его выздоровлении. В целом можно сказать, что больной теряет доверие, а врач теряет свой авторитет в том случае, если у больного создается впечатление, что врач является тем, что называют «плохой человек». Не о таких ли врачах Вольтер говорил: «Врачи прописывают лекарства, о которых они мало что знают, от болезней, в которых они разбираются еще хуже, и пичкают ими людей, о которых им вообще ничего неизвестно».

Обстоятельства работы вынуждают врача быть своего рода актером. Что ни больной, то для врача не только новое, неповторимое в деталях заболевание, но и особая личность. Какая гамма темпераментов, характеров; у каждого свой склад ума. И врач должен иметь к каждому особый подход. В этом отношении весьма созвучны слова К.С. Станиславского: «…Играть при полном и сочувствующем вам зрительном зале то же, что петь в помещении с хорошей акустикой. Зритель создает, так сказать, душевную акустику. Он воспринимает от нас и, точно резонатор, возвращает нам свои живые человеческие чувствования».

Врачу очень важно знать те реакции личности больного, которые формируются во время болезни. Поэтому врачи должны быть хорошими психологами и психотерапевтами. Нет сомнения, что болезнь влияет в определенной степени на психику больных. Каждый больной имеет свою психологию, свое отношение к окружающим, себе и своей болезни. Не случайно академик Миротворцев как-то сказал, что «нет ведь больших эгоистов, чем больные…». Следовательно, если психические факторы имеют такое большое значение в лечебной деятельности, то необходимо заниматься и методами их познания. Как говорил Г.А. Захарьин: «…врач должен сиять психологический портрет больного».

Придавая большое значение состоянию нервной системы и психики в сопротивлении болезнетворным воздействиям, надо бережно относиться к больным. Рекомендуется не травмировать и не пугать больных, успокаивать возбужденную нервную систему и подчинять больного своему психотерапевтическому влиянию.

Больной человек ждет ласки и утешения, а порой и нежности. Вместе с тем быть гуманным к людям, к больному - это дело не только сердца, но и разума. Интересны рассуждения Цвейга о различных видах сострадания. Он пишет: «…есть 2 рода сострадания. Одно - малодушное и сентиментальное, оно, в сущности, не что иное, как нетерпение сердца, торопящегося избавиться от тягостного ощущения при виде чужого несчастья, это не сострадание, а лишь инстинктивное желание оградить свой покой от страданий больного. Но есть и другое сострадание - истинное, которое требует действий, а не сентиментальных переживаний, оно знает чего хочет и полон решимости, страдая и сострадая, сделать все, что в человеческих силах и даже свыше их».

Больной человек в значительно большей степени, чем здоровый, восприимчив к различного рода внушающим влияниям. Даже неосторожный жест врача может вызвать у больного искаженное представление о тяжести болезни, а ободряющее слово может вселить веру в выздоровление. «Если после разговора с врачом больному не стало легче, то это не врач» (Бехтерев).

К сожалению, есть еще врачи, которые недостойны гуманной врачебной профессии. А.П. Чехов много внимания уделял вопросам медицинской деонтологии. Однако, защищая медицину, врачей, означало ли это, что все доктора являли собой некое живое воплощение заповедей Гиппократа? Совсем не в чеховском духе была бы такая безмятежная благость. Всякий тотчас же вспомнит Ионыча, доктора Чебутылкина из «Трех сестер», целую галерею других персонажей его рассказов. Чехов далек от стремления во что бы то ни стало защищать честь своего мундира и не разделяет взглядов прозектора Петра Игнатьевича из «Скучной истории», по глубокому убеждению которого «самая лучшая паука - медицина, самые лучшие люди - врачи, самые лучшие традиции - медицинские». Предостаточно он видел среди врачей и невежд, и хамов, как и среди людей других профессий. Если врач не только знающий человек, но и человек решительный, душевный, близко принимающий к сердцу горе и страдание своего больного, то к его профессиональному искусству прибавляется обаяние личности. Авторитет такого врача, вера в него благотворно влияют па состояние здоровья больного, укрепляет его волю. Ю. Герман в своем произведении «Дело, которому ты служишь» писал: «Врач должен быть не отварной говядиной, а энергичным, сильным человеком, которому приятно подчиняться. Вы обязаны быть нравственно богатырем, легендой, сказкой, а не овсяным киселем… Вы еще и своей личностью обязаны действовать, а не только потом или микстурами».

4 . Че рты характера, способствующие авторитету врача

Благородство души. «Тс из людей восславлены в народе, что благородны по своей природе» (Ибн Сипа).

Умение не только поучать других, но и поощрять их. «Поощрение после порицания подобно солнцу после дождя» (В. Гете).

Прежде чем давать советы другим, познай самого себя. «Прежде всего, поучи себя сам, тогда ты научишься чему-либо и от других» (В. Гете).

Обязательность. «Когда человек совершает тот или другой нравственный поступок, то этим он еще не добродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера» (Гегель).

Внешний вид, поведение врача, его манера разговаривать с больным. Хорошая манера поведения, спокойный уверенный голос врача - важные условия его авторитета. Помните, что «поведение - это зеркало, в котором каждый показывает свой образ» (В. Гете). Не следует торопиться, спешить при общении с больным. «Будь мудр: тем, кто спешит, грозит паденье» (В. Шекспир).

Простота в общении. «Простота - это не только самое лучшее, но и самое благородное» (Фонтане).

Целеустремленность, убежденность. «Человека, меняющего свои воззрения из угождения первому встречному, мы признаем дрянным, подлым, не имеющим никаких убеждений» (Н. Добролюбов).

Принципиальность. «У кого не уяснены принципы во всей логической полноте и последовательности, у того не только в голове сумбур, но и в делах чепуха» (Н. Чернышевский).

Совесть, честь. Развитие чувства совести всегда помогает выполнять свой долг, предостерегает его от неправильных, безнравственных поступков, подсказывает честные, достойные и справедливые поступки. «Закон, живущий в нас, называется совестью; совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону» (Э. Кант).

Быть истинным, правдивым! * Мудрость лишь в истине» (В. Гете).

Сочувствие. «Сочувствие вызывает доверие, а доверие - это ключ к сердцу»

Твердость характера. «Величайшая твердость и есть величайшее милосердие» (В. Гете).

Стыдливость. «Стыд запрещает порой то, чего не запрещают законы» (Сенека).

Великодушие, самообладание, терпение. «Терпение - это искусство надеяться» (Шлейермахер).

Честность. «Честный человек, садясь в судейское кресло, забывает о личных симпатиях» (Цицерон).

Справедливость. «Существуют два первоначала справедливости: никому не вредить и приносить пользу обществу» (Цицерон).

Строгое выполнение принципов деонтологии и врачебной этики. «Делай больному только то, что сделал бы точно в таком случае себе или своему близкому человеку» (Н. Петров).

Ясная постановка задачи и контролирование ее выполнения. Помните, что «совет подобен касторке: его довольно легко давать, но чертовски неприятно принимать» (Б. Шоу).

Мудрость, которая есть дочь опыта. «Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать» (Лафатер).

Сострадание, милосердие, доброта. «Доброта - качество, излишек которого не вредит» (Д. Голсуорси).

Правдивость, человеколюбие, доброта. «Доброта - самая необходимая приправа ко всему. Самые лучшие качества без доброты ничего не стоят» (Л.Н. Толстой).

Скромность, бескорыстность. «Будь скромным - это тот вид гордости, который меньше всего раздражает окружающих» (Сервантес).

5 . Не которые черты характера, отрицательно влияющие на авторитет врача

Невежество, низкие профессиональные и нравственные качества.

Малодушие. «Малодушие - удел ничтожных. Тот, чье сердце твердо, чьи поступки совершаются в согласии с его совестью, будет отстаивать свои принципы до конца своей жизни» (Пейн).

Бессовестность, нечестность, обман. «Отец лжи бесспорно дьявол, по по небрежности он не запатентовал свою идею, и теперь его предприятие сильно страдает от конкуренции» (Б. Шоу).

Беспринципность, надменность, упрямство. «Только глупцы и покойники никогда не меняют своих мнений» (Лоуэлл).

Грубость, бестактность. «Гнев есть кратковременное безумие» (Гораций).

Невежливость. «Невежливость между равными некрасива, со стороны же начальства она есть тирания» (Лопе де Вега).

Честолюбие, тщеславие. «Честолюбие - это нескромность ума» (Дэ - венанат). «Гордость, обедающая тщеславием, получает на ужин презрение» (Франклин).

Цинизм. «Циник - это людская сова, бодрствующая в потемках и слепая на свету, охочая до падали и пренебрегающая благородной дичью» (Бичер).

Лицемерие. «Лесть - это фальшивая монета, имеющая хождение лишь благодаря нашему тщеславию» (Ларашефук).

Невнимательность, равнодушие.

Надменность, упрямство. «Надменный и упрямый делает все по-своему, не слушает ни чьих советов и скоро становится жертвой своих заблуждений» (Эзоп).

Несправедливость, нечестность, трусость, нескромность. «Недостаток скромности есть недостаток ума» (А. Пол).

Эгоизм. «Личный эгоизм - родной отец подлости» (М. Горький).

Бесчеловечность, нескромность, подлость, хвастовство. «Хотите, чтобы люди поверили в ваши добродетели? Не хвалитесь ими» (Б. Паскаль).

Многословие, болтливость. «Болтливы те, кто не умеет думать» (Р. Шеридан).

Невоздержанность, лживость, ленность, слабохарактерность, хвастливость.

Злобливость, пессимизм, зависть, спешка в умозаключениях, поспешность в суждениях и поступках, легкомыслие, малодушие, корыстолюбие, грубость, наглость.

Честолюбие. «Ненасытное честолюбие помрачает ум человека, и он не замечает грозящих ему опасностей» (Эзоп).

Самовлюбленность. «Человек самовлюбленный - это нечто среднее между глупцом и нахалом, в нем есть кое-что от того и от другого» (Ж. Лабрюйер).

Упрямство.

Отсутствие оптимального контакта между врачом и пациентом оказывает отрицательное воздействие на психологическое и соматическое состояние больного и может быть источником конфликтных ситуаций. Вспомним болезнь Кити Щербацкой, гениально описанной в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Визит известного профессора, нару­шившего все принципы деонтологии и врачебной этики, привел не только к отсутствию контакта с Кити, по и полной неприязни к нему. В результате после осмотра «Кити стояла посреди комнаты. Когда доктор вышел, она вспыхнула, и глаза ее наполнились слезами. Вся ее болезнь и лечение ее представлялись такой глупой, даже смешной вещью, лечение ее представлялось ей столь же смешным, как составление кусков разбитой вазы. Сердце ее было разбито. Что же они хотят лечить ее пилюлями и порошками».

Судьба каждого человека часто находится в его характере. Характер каждого человека оказывает влияние на счастье других людей, смотря потому, имеет ли он свойство приносить вред или пользу.

Известный отечественный терапевт Кассирский писал: «Человек, вступивший нв путь врача, должен быть носителем высоких морально - этических качеств. Молодому врачу приходится держать в жизни два экзамена: испытание успехом и испытание неудачей. Первый грозит самообольщением, второй - капитуляцией духа: стойкость перед лицом этих испытаний зависит от личности врача, его идейных принципов, убеждений и нравственных идеалов».

Авторитет любого специалиста во многом выигрывает, если он не боится ответственности. Тот, кто боится ответственности, не может решать судьбы людей. Наивысшего успеха человек достигает тогда, когда он подает хороший пример. Никто не должен давать другим тех советов, которым он сам не следует. Личный пример врача всегда воздействует сильнее, чем проповедь. «Следуйте моим делам, а не словам» (Тит Ливий). В этом отношении вполне справедливы слова о том, что учитель не тот, кто учит, а у кого учатся.

Большое значение приобретает умение устранять свои ошибки и недостатки. Авторитет во многом выигрывает, если своевременно признаются, исправляются и не повторяются ошибки. Следует помнить, что от мелких ошибок легко перейти к крупным порокам. Сознание своей ошибки - одно из главных средств самовоспитания и урок для других. Мыслящий человек черпает из своих ошибок не меньше познания, чем из своих успехов. Упрямство - это нежелание исправлять свои ошибки и прислушиваться к мнению других людей.

К числу этих условий относятся:

1. Авторитет специалиста, которому надо верить безраздельно. Специалист обязан не только рассеять сомнения и страх больного (инвалида), обнадежить, но и уметь скрыть свое огорчение и недовольство, проявить спокойствие и самообладание. В отношении каждого больного (инвалида) реакция специалиста должна быть быстрой, иногда почти моментальной, а решение вопроса - предельно точным. Авторитет специалиста - результат не только высоких профессиональных и нравственных качеств, но и большой культуры.

«Просвещенный разум облагораживает нравственные чувства: голова должна воспитать сердце» (Шиллер). Специалист, общаясь с больными (инвалидами), являющимися представителями различных слоев населения, должен быть всесторонне подготовлен, чтобы всегда найти общую тему для разговора, которая могла бы стать предпосылкой успешного контакта.

Случаи конфликтной ситуации во взаимоотношениях специалиста и больного (инвалида), к сожалению, еще встречаются. Конфликтный процесс обычно двусторонний. Иногда могут быть виновны и больные (инвалиды). Если специалист воспитанный и образованный человек, если он хороший психолог, то ему должно хватить благоразумия и такта в общении с так называемыми конфликтными больными (инвалидами). И наоборот, если он не находит с больным (инвалидом) общего языка, конфликтует, если на него жалуются, то это прямое свидетельство Того, что в его образовании или воспитании имеются серьезные проблемы.

Найти общий язык с больным (инвалидом) иногда бывает непросто: порой не помогает только доброта и сердечность, обходительность и внимание. В этих случаях специалист должен обратить внимание больного (инвалида) на какую-нибудь необычную сторону своих знаний, ненавязчиво показать больному (инвалиду) столь хорошую осведомленность в вопросах немедицинских, которую он, считая себя зі штоком их, не ожидал обнаружить их у специалиста.

Некоторые советы в виде высказываний мудрых людей в целях полноценной беседы с больными (инвалидами):

«Дай свободно высказаться, если хочешь услышать правду!»

«С простыми людьми поменьше говори о теориях, а побольше поступай согласно им» (Эпиктет);

«Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями» (Пифагор);

«Кто настолько глух, что даже от друга не хочет услышать правды, тот безнадежен» (Цицерон);

«Существует только один способ стать хорошим собеседником - уметь слушать» (К. Марли);

«Заставив человека замолчать, вы еще не убедили его» (К. Марли).

Доверие к специалисту - это динамическое, положительное отношение больного (инвалида) к нему, обусловленное ожиданием, что специалист имеет способности, средства и желание помочь больному (инвалиду) наилучшим образом. Как говорил Беденгитедт, «сочувствие вызывает доверие, а доверие - это ключ к сердцу».

Нестандартный, индивидуальный подход (беседа) к больным (инвалидам). Что ни больной (инвалид), то для специалиста не только новое, неповторимое в деталях заболевание (инвалидность), но и особая личность. У каждого свой склад ума. Люди разные по возрасту, образованию, воспитанию, профессии. И специалист должен иметь к каждому из них особый подход.

У человека всякого свой нрав, И лекарь-исцелитель будет прав, Коль, изучая свойства те и эти, Держать любое будет па примете.

Необходимость учитывать своеобразие психики больного (инвалида). Не случайно академик Миротворцев сказал: «Нет ведь больших эгоистов, чем больные». Нет сомнения, что болезнь (инвалидность) влияет в определенной степени па психику больного (инвалида). Отсюда различные психологические реакции на болезнь (инвалидность). Придавая большое значение состоянию нервной системы, надо бережно относиться к больным (инвалидам). Рекомендуется не травмировать и не пугать больных (инвалидов), успокаивать их возбужденную нервную систему и подчинять больного (инвалида) своему психотерапевтическому влиянию,

Есть люди, которые неплохо судят о медицине, - это писатели. А.П. Чехов мог смотреть на медицину с трех точек зрения - писателя, врача и больного. В своих произведениях он много внимания уделял психическим страданиям, «душевной» боли человека. Практическая врачебная деятельность помогла ему в ряде повестей и рассказов описать внутренний мир и психологию больного человека. А.П. Чехов описывает два аспекта: влияние телесной боли на психику больного (рассказы «Скучная история», «Расстройство компенсации», «Случай из практики» и др.) и влияние психики на развитие телесного заболевания (рассказы «Гусев», «Супруга» и др.).

Каждый больной (инвалид) имеет свою психологию, свое отношение к окружающему, к себе и своей болезни (инвалидности). Следовательно, каждый специалист, работающий с людьми, должен быть хорошим психологом. При несоблюдении этих принципов возникают врачебные ошибки и конфликтные ситуации. Примером может служить история болезни Наташи Ростовой, героини романа «Война и мир». Л.Н. Толстой гениально описал душевную болезнь Наташи, вызванную размолвкой с князем Болконским, которую врачи ошибочно расценили как заболевание телесное.

Больной человек значительно в большей степени, чем здоровый, восприимчив к внушающим влияниям различного рода как положительного, так и отрицательного характера. Неосторожный жест врача может вызвать у больного искаженное представление о тяжести заболевания, а одобряющее слово, напротив, может вселить веру в исцеление.

Слово врача действует как средство материальное. «Слово для человека - такой же реальный раздражитель, как и все остальные, и потому может вызывать все те реакции организма, как и на любой реальный раздражитель» (И.П. Павлов). Слово лечит и тем эффективнее, чем значительнее личность врача. Бернард Шоу говорил, что «есть 50 способов сказать слово «да» и 50 способов - слово «нет». Однако следует помнить и о том, что «слово ранит быстрее, чем лечит» (Гете). Нарушения принципа индивидуального подхода к больным (инвалидам) без учета их психологического портрета, особенно неосторожное слово, тон и тому подобное, могут быть источником так называемых ятрогенных заболеваний, т.е. заболеваний «рожденных врачом». Слова могут нанести травму человеку и вызвать болезнь, и слова могут вылечить заболевшего. Эта мысль особенно хорошо высказана в чеховском рассказе «Волк».

Панаев в своих литературных воспоминаниях приводит следующий исторический случай. Известный врач Спасский возвращался от умирающего Пушкина. Больной, к которому он затем приехал, был в очень тяжелом состоянии. Он спросил врача: «Скажите мне, есть ли какая-нибудь надежда, доктор? Могу ли я выздороветь?» «Никакой», - ответил Спасский. - «Да что же такое!» - «Все умирают, батюшка. Вот и Пушкин умирает. Слышите? Пушкин! Так уже нам с вами можно умирать», Больной со стоном опустил голову на подушку и скончался почти в один час с Пушкиным.

Другой пример. «Z идет к доктору, - описывает Чехов случай, взятый из медицинской практики, - тот выслушивает, находит порок сердца. Z резко меняет образ жизни, говорит только о болезни, весь город знает, что у него порок сердца… он не женится, отказывается от любительских спектаклей, не пьет, ходит тихо, чуть дыша. Через одиннадцать лет едет в Москву, отправляется к профессору. Этот находит совершенно здоровое сердце. Z рад, но вернуться к нормальной жизни уже не может, ибо ложиться с курами и тихо ходить он привык, и не говорить о болезни ему уже скучно. Только возненавидел врачей, и больше ничего».

Успех сознательного выполнения рекомендаций и советов обусловлен единством взглядов и поступков специалиста и больного (инвалида). Единство духа, взглядов, воли, действия - только это и есть подлинное единство, хотя единство не всегда означает полное единообразие. Где нет общности интересов, там не может быть действий. «Отдельный человек слаб, как и покинутый Робинзон, лишь в обществе с другими он может сделать многое» (Шопенгауэр).

Список литературы

2. Медицинская этика (биоэтика); Яровинский М.Я.; Медицина; 2006 г.

3. Биомедицинская этика; Шамов И.А.; Медицина; 2006 г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основные принципы и правила медицинской этики, деонтологическое отношение врача к больному и его родственникам, коллегам по профессии, обществу. Моральные и правовые аспекты деонтологии. Моральные нормы и принципы, вытекающие из врачебной деятельности.

    презентация , добавлен 21.03.2019

    Исследование морально-нравственных аспектов профессиональной деятельности медицинских работников. Медицинская деонтология. Ятрогенные заболевания. Кодекс врачебной этики. Коллегиальность врачей. Врачебная тайна. Помощь больным в терминальном состоянии.

    презентация , добавлен 16.04.2017

    Врач и общество, врачебная деонтология. Принципы врачевания, которые необходимы для повышения индивидуальной и общественной эффективности и полезности лечения. Принципы поведения, взаимоотношений и действий врача по отношению к больному и его окружению.

    курсовая работа , добавлен 17.10.2009

    Совокупность нравственных норм профессиональной деятельности медицинских работников. Исследование целей деонтологии, сохранения нравственности и борьбы со стрессовыми факторами в медицине. Содержание кодекса врачебной этики. Особенности морали врача.

    презентация , добавлен 11.02.2014

    Исследование основ медицинской этики. Принципы поведения медицинского персонала, направленные на максимальное повышение полезности лечения и устранение вредных последствий медицинской работы. Хирургическая этика и деонтология. Общие обязанности врача.

    презентация , добавлен 28.02.2016

    Основные принципы и история деонтологии в хирургии. Врачебная этика, отношение хирурга в отделении к пациентам и коллегам. Особенности субординации и подчинения врача. Формы проявления профессионального стресса у специалистов "помогающих профессий".

    презентация , добавлен 18.03.2015

    Определения, основные причины формирования деонтологии и медицинской этики. Главные различия медицинской деонтологии и медицинской этики. Исторические и современные модели моральной медицины. Процесс трансформации традиционной и биологической этики.

    презентация , добавлен 21.01.2015

    Научный и практический аспект медицинской этики. Нормы и принципы поведения медицинских работников при выполнении своих профессиональных обязанностей. "Канон врачебной науки". Нюрнбергский процесс 1947 года. Главные вопросы медицинской деонтологии.

    презентация , добавлен 27.10.2015

    Морально-этические проблемы медицины. Определение качества медицинской помощи и ее основных составляющих элементов. Суть и значение врачебной этики. Особенности и принципы взаимоотношений врача и больного, медика и пациента. Врачебная тайна и эвтаназия.

    презентация , добавлен 18.11.2014

    Учение о проблемах морали и нравственности. Правила и нормы взаимодействия врача с коллегами и пациентом. Современные правила этики и деонтологии. Соблюдение строгой дисциплины при работе в отделении или в стационаре. Сохранение врачебной тайны.

I. Цель занятия:

1. Освоить понятия: этика, медицинская этика, биоэтика.

2. Изучить историю развития этики и формирование основных принципов.

3. Ознакомиться с основными этическими документами: «Конвенция о правах человека и биомедицине», «Клятва Гиппократа», «Клятва российского врача».

II. Мотивационная характеристика:

Проблемы медицинской деонтологии и врачебной этики в последние годы привлекают все большее внимание ученых, практиков, широкой медицинской общественности. Это обусловлено многими причинами, среди которых, прежде всего, следует назвать возрастающую важность нравственных, моральных, этических факторов во взаимоотношениях людей. Усложнение лечебно-диагностического процесса, постоянное внедрение в него новшеств, порожденных современной наукой требует от врача знаний этических норм, регулирующих поведение медика и основных документов, содержащих эти нормы.

III. Оснащение занятий:

2. Задачи по теме занятий.

3. Тексты: «Конвенция о правах человека и биомедицине», «Клятва Гиппократа», «Клятва российского врача».

IV. Контрольные вопросы для проверки исходного уровня знаний студентов:

1. Первый известный источник концепции медицинской этики?

а) Библия

б) Книга « Аюрведа»

в) «Клятва Гиппократа»

г) «Канон врачебной науки»

2. Покровитель врачевания в древнегреческой мифологии?

а) Асклепий

в) Аполлон-целитель

г) Артемида

3. Год принятия «Конвенция о правах человека и биомедицине»?

4. Кому принадлежат слова: «Врач должен обладать глазом сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва»?

а) Авиценна

б) Платон

в) Парацельс

г) Аристотель

5. Как назывались частные лечебницы в Древней Греции?

а) Асклепионы

б) Ятрейи

в) Госпитали

г) Лечебницы

6. В честь какого российского врача был назван институт в Бомбее?

а) Заболотным

б) Савенко

в) Самойлович

г) Хавкин

7. Кто ввел в обиход термин «деонтология»?

б) Бентам

8. Классик советской деонтологии?

а) Иванов

б) Петров

в) Павлов

г) Мечников

9. Основная нравственная идея «Канона» Авиценны?

а) Прагматизм

б) Гуманизм

в) Скептизм

г) Стоицизм

10. В каком документе впервые в России было определено наказание врачей за пренебрежительное отношение к своим обязанностям?

а) Воинский устав

б) Морской устав

в) Земский устав

г) Городской устав

11. Кем был предложен термин биоэтика?

а) Поттером

б) Фрейдом

в) Персивалем

г) Кантом

Эталоны ответов: 1-б, 2-а, 3-г, 4-а, 5-б, 6-г, 7-б, 8-б, 9-б, 10-а, 11-а.

Профессия врача одна из самых древних и почитаемых профессий на земле. Она является выражением потребности человека оказывать помощь страждущему. Во все времена и у всех народов врачевание ценилось очень высоко. Это можно понять и по высказыванию Гомера: «Многих воителей стоит один врачеватель искусный». Медицина очень тесно связана с судьбой человека, с его здоровьем и жизнью. Отсюда вытекают и особые требования к нравственному облику врача. Наиболее полно они определяются понятием гуманизм. Без гуманизма медицина вообще теряет смысл, т.к. тогда ее научные принципы вступают в противоречие с основной целью медицины – служить человеку. Гуманизм составляет этическую основу медицины. Возникает вопрос, что такое этика. Этика – это философская наука объектом изучения, которой является мораль (Аристотель). Мораль это совокупность норм-запретов, идеалов, требований, предписаний – принятая и разделяемая в данном обществе. Эти нормы закреплены в его культуре и в достаточно стабильном виде передается из поколения к поколению. Особенностью этики является тот факт, что в отличие от права, она сформировалась и развивалась, как свод неписаных правил. А также этика понимается как раздел философии не столько изучающий природу человека, сколько научающий, как себя ему надлежит вести.

Что же такое этика врача? Это наука о нравственных ценностях поступков и поведении врача в сфере его деятельности. Г.И. Царегородцев так определил врачебную этику: «совокупность принципов регулирования и норм поведения медиков, обусловленных особенностями их практической деятельности ….». Таким образом, принципы врачебной этики рассматривают отношение врача не только к конкретному больному, но и к здоровью людей вообще. С развитием общества менялось и положение в нем врача, однако, вне зависимости от социально-общественных формаций обязательным условием успешного врачевания всегда было и остается соблюдение определенных морально-этических принципов, во взаимоотношениях врача и пациента.

Дата добавления: 2015-09-03 | Просмотры: 706 | Нарушение авторских прав


| | 3 | | | | | | | | |

© 2024
uguseina18.ru - Бизнес. Идеи. Заработок. Выбор ниши. Оборудование