25.11.2023

Что такое понятие «Повествование» в русском языке? Типы речи: описание, повествование, рассуждение Что такое повествование примеры


Формирование связанной человеческой речи шло на протяжении многих тысячелетий. На более поздних стадиях получила развитие письменная форма речи. В современном языке отмечается наличие трех основных типов текстов: повествование, описание, рассуждение. Тексты отличаются своей функциональностью, несут разную смысловую нагрузку, имеют определенную структуру.

их использование

Любой текст произносится или записывается с какой-то целью. От этого во многом зависит его содержание. Для оформления речи существует определенный набор средств, их использование зависит от типа текста.

Повествование, описание, рассуждение - тексты, которыми наиболее часто приходится пользоваться в устной и письменной речи.

Текст-описание

Текста создается с той целью, чтобы указать на принадлежность предмета к определенной группе. Для этого, как правило, описываются его характерные признаки, функциональные возможности, область использования.

Чтобы дать представление о предмете, в одной из частей текста обязательно приводится его общее описание. Чаще всего это делают в начале или конце.
Полноценное описание предмета невозможно без детализации. Наиболее важные признаки описываются подробно с учетом того смысла, который необходимо донести посредством текста. К описанию без труда можно поставить вопросы "какой?", "каков?". Этот тип текста легко проиллюстрировать. При этом достаточно одной картинки, на которой будут изображены как общие признаки предмета или явления, так и все его важные детали. Действие происходит в определенном месте в конкретный временной промежуток. Из выразительных средств языка используется прием сравнения, противопоставления, аналогий. Простые и - это конструкции, входящие в текст-описание.

Повествование. Цели создания текста

Задачей этого текста является описание события, в котором просматривается взаимосвязь отдельных фактов. Читателю должен быть понятен ход развития одной или нескольких взаимосвязанных историй.

Для наиболее полного понимания цели, ради которой создается текст данного типа, будет полезно рассмотреть цепочку повествование - повесть - весть. Отсюда становится ясно, что повествовать - значит рассказывать.

Характерные особенности текста

Если читатель после ознакомления с содержанием текста сам для себя может ответить на некоторые вопросы: "что случилось", "что было с самого начала", "чем закончилась история", "какой момент был кульминационным в развитии событий". Это указывает на то, что он имеет дело с таким типом речи, как повествование.

Здесь огромную роль играют глаголы, которые могут быть включены в повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения.
Рассказ-повествование подчеркивает смену событий и их логическую последовательность. В текстах подобного типа прослеживается хронология. Простые и сложные основу текстов, относящихся к данному типу.

Повествование: пример

В качестве примера можно взять текст из сборника упражнений, предназначенных для работы с детьми младшего школьного возраста. Рассказ называется "На берегу моря".

"Ночью был сильный шторм. Свирепо дул ветер. Весь дом содрогался от бури. Грозно ухали морские волны. К утру шторм постепенно стих. Наташа и Сережа пошли прогуляться к морю. Девочка подняла с песка маленького беспомощного рачка. Ночью волны выбросили его на морской берег. Рачок слабо шевелил лапками. Наташа бросила беднягу в воду. Он закувыркался в зеленой воде и быстро уплыл. В прибрежной лужице на боку плавала рыбка. Мальчик поймал ее и поскорее выпустил в море. Потом Сережа нашел двух беспомощных улиток. Они почти высохли и тоже нуждались в помощи. В этот день Сережа и Наташа спасли много морских жителей."

Русские народные сказки тоже могут выступать в качестве примера текстов-повествований. В их структуре отчетливо просматривается завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка действия. Повествование встречается в художественной и научной литературе, а также во всех жанрах разговорного стиля.

Определение типов речи. Приемы работы

После того как дети прочитали текст-повествование, пример которого приведен выше, им можно предложить определить его тему и главную мысль. Коллективно обсудив предложенное задание, уместно ответить на вопрос "что сделали Сережа и Наташа?" Ученики перечисляют все поступки, совершенные героями рассказа. Полезным будет дать оценку действиям персонажей. Кроме того, нужно попросить детей рассказать о тех событиях, которые предшествовали действиям героев. Завязка очень важна в тексте-повествовании.

Одним из приемов, который помогает определить принадлежность текста тому или иному типу речи, является словесное рисование. Для этого нужно попросить детей определить, сколько кадров диафильма они смогут составить, чтобы передать содержание текста. Школьники обнаруживают, что одним кадром не передать всю последовательность событий, нужна серия картинок. После такой работы дети легко определяют, что приведенный рассказ - повествование. Пример подобного типа текста дети способны составить самостоятельно. При этом на определенном этапе обучения они могут указать все его существенные признаки.

Текст-рассуждение

Этот тип речи призван не только указать на признаки предмета, но и исследовать их. Кроме того, нужно доказать и обосновать существование взаимосвязей, чего совсем не требует повествование.

Пример текста-рассуждения обязательно будет содержать мысль, предназначенную для доказательства, а также умозаключения, пояснения, рассуждения, благодаря которым предположение окажется доказанным.

В тексте очень важна логика, поэтому следует четко выстраивать ход рассуждения. Все, что не относится к доказательству тезиса, из статьи исключается. В конструкции чаще всего используются простые и сложные с цели, причины, следствия.

Из вопросов к тексту-рассуждению больше всего подходят такие, как "отчего?", "зачем?", "почему?"

Наблюдение за типами речи

Общеобразовательная программа по русскому языку должна давать знание школьникам того, что такое текст, его тип. Повествования, рассуждения, описания приводятся в качестве примеров. Но главное, чему необходимо научить детей,- это умению доказывать принадлежность текста тому или иному типу и самостоятельно составлять их на заданную учителем тему.

Для овладения этими навыками ученики должны:

  • отличать текст от набора предложений;
  • знать структуру текста, его основные части;
  • уметь поставить к содержанию произведения один из вопросов, по которому легко определить его принадлежность к типу речи;
  • уметь оценивать жизненную ситуацию, при которой должен употребляться определенный тип речи.

При работе над текстом нетрудно заметить, что существует такое явление, как сочетание различных его типов в одном произведении. Фрагменты включаются в изложение не изолированно друг от друга, а в тесном соединении. Поэтому очень важно не только научиться различать типы речи, но и умело соединять их друг с другом.

Выпускник начальной школы при условии того, что работа по развитию речи велась систематически, без особого труда определяет тип текста: повествование, описание, рассуждение. Работа над умением составлять и сочетать их между собой продолжается на последующих ступенях обучения.

И ) – это набор речевых элементов (особенных для каждого стиля речи слов и способов построения предложений) .

А тип речиэто способ изложения, построение слов и предложений в логическом порядке.

В зависимости от содержания текста выделяются следующие типы речи – повествование, описание, рассуждение .

Задали реферат или курсовую по литературе или другим предметам? Теперь можно не мучиться самому, а просто заказать работу. Рекомендуем обращаться >>сюда , тут делают быстро и дешево. Более того, тут можно даже торговаться
P.S.
Домашки, кстати, там тоже делают 😉

Рассмотрим особенности каждого типа речи.

Повествование – это рассказ о событии, которое происходит в определенный промежуток времени. Отраженные в событии действия последовательны, логически связаны друг с другом. Повествование может идти как от третьего лица, так и от первого, и для него характерны такие элементы как завязка (начало события), развитие действия и развязка (итог описываемого события).

Так как повествование – текст событийный, то его речевая особенность — большое количество глаголов и цепочечное развитие действия. Текст отвечает на вопросы «что? где? когда?» — что случилось? где и с кем произошло? когда случилось?

Повествование бывает изобразительным (акцент – на сменяющиеся образы, которые «показывают» событие) и информативным (текст не только рассказывает о событии, но и объяснят его, включает интересные факты).

Пример текста повествования:

«Ночью поднялся сильный ветер и пошел дождь. Он тихо барабанил по крыше и стекал по стеклу, превращая мир за окном в размытое пятно. Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскаленный от летней жары город. И те, кто не спал, открывали окна, вдыхали влажную прохладу и подставляли лица ледяным каплям. Дождя в городе ждали два месяца, и теперь, когда он пришел, люди молча улыбались, благословляя плачущее небо…»

Примерный текст – изобразительное описание — отвечает на следующие вопросы:

  1. что случилось? – в городе пошел дождь;
  2. где и с кем произошло? – городские жители дождались дождя;
  3. когда случилось? — летом пошел дождь.

Описание – это словесное изображение предмета, явления, события. В описании перечисляются и раскрываются основные признаки выбранного предмета. Цель – представить читателю текста образ, который легко вообразить в красках. Важны единство времени и места проявления признаков .

Текст описания состоит из следующих частей:

  1. общая характеристика предмета, общее впечатление;
  2. признаки, детали;
  3. общая оценка предмета.

Например, описание может быть портретным, пейзажным; объектом писания может быть все что угодно – и человек, и его эмоциональное состояние, и животное, и растение, и место (город, отельный дом, парк, деревня), и погода. Речевая особенность — преобладание существительных, прилагательных, наречий, минимум действия и статичность текста.

Описательный текст отвечает на вопросы «какой? какие?» (какой предмет описывается? как выглядит? каковы его качества и свойства?).

Пример текста описания:

«Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший.»

Примерный текст отвечает на описательные вопросы:

  1. какой предмет описывается? – дождь;
  2. каков предмет? – серный, мелкий, вредный, непредсказуемый, бесконечный и др.

Рассуждение – это развитие и подтверждение мысли, объяснение явления (свойств предмета) и выражение собственного мнения. Рассуждение отвечает на вопросы «почему? зачем?».

Рассуждение состоит из следующих частей:

  1. тезис – мысль, которую нужно доказать;
  2. обоснование тезиса, подтверждающая аргументация с примерами, доказательства;
  3. резюме – итоги, выводы.

Текст рассуждения нацелен на то, чтобы убедить, объяснить, доказать. Для рассуждения характерно активное использование риторических вопросов и вводных слов – связок: во-первых… во-вторых… в-третьих… следовательно (таким образом соответственно); между тем, потому что, итак.

Рассуждения бывают следующими:

  1. рассуждение-доказательство (почему так, а не иначе? Что из этого следует?);
  2. рассуждение-объяснение (что это такое? откуда оно взялось? Почему предмет именно такой?);
  3. рассуждение-размышление (как быть? Быть или не быть? Что делать?).

Пример текста рассуждения:

«Итак, пройдет ночь, и отшумит дождь, отгремит гром. И что дальше? Опять – изнуряющий зной душного лета? Опять – раскаленный асфальт? Опять – задыхающийся в пыли город? Или погода смилуется над уставшими городскими жителями и подарит хотя бы неделю прохлады? Поскольку предсказания синоптиков размыты и туманны, нам остается только ждать и наблюдать.»

Примерный текст – рассуждение-размышление – отвечает на следующие вопросы:

  1. почему? – потому что закончится дождь и вернется надоевшая всем жара;
  2. зачем? – чтобы представить, чего ждать от капризной природы.

Типы речи – это способы изложения, которые решают следующие авторские задачи:

  • повествование – динамично отражает действительность, рассказывает о ее событиях ; повествование – это клип, кино, смена кадров;
  • описание – изображает статичную действительность, изучает со всех сторон интересующий объект ; описание – это фотография, застывший кадр;
  • рассуждение – ищет причинно-следственные связи между событиями и явлениями, выражает мнение автора, «потому что…» ; это схема с блоками тезисов и доказательств и стрелочками – логичными вопросами.

И напоследок – напоминание: не путайте функциональные стили речи и типы речи. 😉 Ведь, например, газетная статья публицистического стиля речи может быть и повествовательной (репортаж с места событий), и описательной (заметка о пропавшем человеке; реклама новостройки), и рассуждением (аналитическая статья).

Повествование - это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временно й последователь-ности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим является начало...

Повествование – рассказ о происшед­ших событиях, который ведется «со стороны».

Аристотель : эпический поэт рассказывает «о со­бытии как о чем-то отдельном от себя». Между временем действия и временем повествования существует определен­ное расстояние. В отношении к повествованию изображае­мое выступает как прошедшее. Для повествователя (рас­сказчика) характерна позиция человека, вспоминающего о случившемся. Повествование - это раз­вернутое обозначение с помощью слов того, что произошло однажды.

Повествование может вестись как от первого лица, так и от третьего. Помимо этого, есть несобственно-прямая речь - речь героя, не заключенная в кавычки; речь, формально являющаяся повествовательной, но по содержанию похожая на речь персонажа.

Повествования от 1 лица - личное повествование, повествование от 3 лица - безличное.

Повествователь – косвенная форма присутствия автора, осуществляет посредническую функцию между вымышленным миром и рецепиентом. По Тамарченко –его особенности в следующем: 1) всеобъемлющий кругозор (рассказчик знает финал и потому расставляет акценты, может забегать вперед, советовать, на чем акцентировать внимание). 2) речь адресована читателю, он всегда учитывает то, что его будут воспринимать. «Бедная Лиза» - обращенность к читателям звучит: «почтенный читатель». «Евгений Онегин» - возникают разные типы читателя – проницательный читатель, цензор, дама.

Н.Д.Тамарченко : Повествователь - тот, кто сообщает читателю о событиях и по­ступках персонажей, фиксирует ход времени, изображает облик дей­ствующих лиц и обстановку действия, анализирует внутреннее состояние героя и мотивы его поведения, характеризует его человече­ский тип (душевный склад, темперамент, отношение к нравственным нормам и т. п.), не будучи при этом ни участником событий, ни - что еще важнее - объектом изображения для кого-либо из персонажей. Специфика повествователя одновременно - во всеобъемлющем кру­гозоре (его границы совпадают с границами изображенного мира). (Гомера напр. приравнивали к Олимпийским богам )

Повествовательные жанры: Эпос, роман, повесть, новелла, рассказ

Наряду с повествованием в эпопеях и романах, по­вестях и рассказах немалую роль играют описания. Это изображение предметного мира в его статике (пейзажи, бытовая обстановка, наружность персонажей (Песнь о Нибелунгах ).

К повествованию нередко «подключаются» и авторские рассуждения. Они играют немалую роль в романах и повестях Ф.М.Достоевского и Л. Толстого.

Повествование о действиях и событиях сопровождает­ся высказываниями персонажей: их монологами и диалогами, либо произносимыми, либо внутренними.

Основу повествования составляют характеристи­ки действий героев. В русской сказке «Лисич­ка-сестричка и волк»: «Наловил дед рыбы и везет домой целый воз. Вот едет он и ви­дит: лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге. Дед слез с воза, подошел к лисичке, а она не ворохнется, лежит себе, как мертвая. «Вот будет подарок жене», - сказал дед, взял лисичку и положил на воз, а сам пошел впереди. А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыб­ке да по рыбке. Выбросила всю рыбу и сама уш­ла».

Здесь ничего не говорится ни об обстановке действия, ни о чертах характера персонажей, ни об их переживани­ях. Мысли и намерения обозначаются скупо и бегло. Поступки лишь называются: присутствуют только те под­робности поведения героев, которые важны для понима­ния хода событий.

П овествователь может выступить в произведении и как некое «я». Таких повествователей, высказы­вающихся от своего собственного, «первого» лица, естест­венно назвать рассказчиками.

Рассказчик часто является персонажем произведения: либо второстепенным (Максим Максимыч в повести «Бэла» из «Героя нашего времени»), либо одним из главных действующих лиц (Гринев в «Капитан­ской дочке»).

В русской литературе XIX в. получила распространение форма повествования «сказ» . Сказовое повествова­ние ведется в манере, резко отличающейся от авторской, и ориентируется на формы устной речи. Подобной формой повествования пользова­лись Гоголь и Лесков, Зощенко.

Типы повествования по стилевой окраске:

1. Нейтральное - выдержано в пределах норм литературного языка.

2. Не совсем нейтральное - с редкими вкраплениями экспрессивной лексики и синтаксиса.

3. Стилизованное повествование - имитация разговорной речи, или сказа (простонародной речи).

Один из видов функционально-смыслового типа речи - это текст-повествование. Что это такое, что для него характерно, особенности, отличительные признаки и многое другое вы сможете узнать, прочитав эту статью.

Определение

В повествовании речь идет о развивающихся событиях, процессах или состояниях. Очень часто этот вид речи используется как способ изложения последовательных, развивающихся действий, о которых говорится в хронологической последовательности.

Повествование можно изобразить схематически. В таком случае это будет цепочка, звенья которой представляют собой этапы действий и событий в определенной временной последовательности.

Как доказать, что это повествование

Как и у любого типа речи, у повествования существуют свои характерные черты. Среди них:

  • цепочка семантически связанных глаголов, которые представлены в тексте в действий;
  • разные временные формы глаголов;
  • использование глаголов, для которых характерно значение последовательности действий;
  • различные глагольные формы, обозначающие возникновение действий либо признаков;
  • даты, цифры, обстоятельственные и любые другие слова, которые демонстрируют временную последовательность действий;
  • союзы, обозначающие чередование, сопоставление или возникновение событий.

Композиционная структура

Текст-повествование состоит из таких элементов, как:

  • экспозиция - вступительная часть;
  • завязка - событие, ставшее началом действия;
  • развитие действия - непосредственно сами события;
  • кульминация - итог сюжета;
  • развязка - пояснение смысла произведения.

Это те структурные части, из которых обычно состоит повествование. Что это такое, можно понять, ознакомившись с примерами текстов. Довольно часто речи встречается в научной литературе. Здесь он представлен биографическими справками об истории открытий, изучением различных научных проблем и этапов, которые представлены в виде последовательности изменения исторических этапов, стадий и так далее.

Особенности повествования

Основная цель этого вида речи - это последовательно описать определенные события и показать все этапы его развития, начиная с завязки и заканчивая финалом. Развивающееся действие - это главный объект, на который ориентировано повествование. Что это именно так, можно убедиться, ознакомившись с признаками этого типа речи, среди которых:


Описание VS повествование

Что это два разных типа речи - известно, конечно, каждому, но далеко не все в курсе, в чем выражаются их основные различия. В основном, они отличаются в особенностях синтаксических построений и типах связи в предложениях. Главное отличие описания и повествования выражается в использовании различных видо-временных Так, в первом используются преимущественно а во втором - несовершенного. Кроме этого, для описания характерна параллельная связь, для повествования - цепная. Существуют и другие признаки, по которым можно различить эти типы речи. Так, в повествовании не используются безличные предложения, а в описательных текстах - наоборот.

Этот как и любой другой, имеет свои особенности и характерные черты, которые нужно брать во внимание, перед тем как решить или утверждать, что это описание или повествование. Что это - достаточно просто можно определить, ознакомившись со всеми представленными выше признаками.

На протяжении многих десятилетий формировались постепенно функционально-смысловые типы речи , то есть словесные структуры, способы и схемы, которые используются в зависимости от назначения речи и её смысла.

Наиболее общими функционально-смысловыми типами речи являются повествование, описание и рассуждение. Каждый из указанных типов выделяется в соответствии с целью и содержанием речи. Это определяет и некоторые наиболее типичные грамматические средства оформления текста.

Тип текста: Описание.

Цель создания текста:
1) Указание на его принадлежность к классу предметов.
2) Перечисление свойств, признаков, элементов предмета речи.
3) Указание на назначение предмета, способы и области его функционирования.

Содержание и форма текста:
1) В начале или в конце даётся представление о предмете в целом.
2) Детализация главного проводится с учётом смысловой значимости деталей.
3) Структура отдельных частей текста (элементов описания) аналогична структуре текста в целом.
4) Используются приёмы аналогии, сравнения, противопоставления.
5) Текст легко свёртывается.

А) с прямым порядком слов;
б) составным именным сказуемым;
в) с глагольными формами одновременного действия;
г) с глаголами настоящего времени во вневременном значении;
д) с определительными характеристиками.

Тип текста: Повествование.

Цель создания текста:
Рассказ о событии с показом его хода в развитии, с выделением основных фактов и показом их взаимосвязи.


Простые и сложные предложения:
а) с глагольным сказуемым совершенного вида;
б) с видо-временными формами, подчёркивающими характер и смену событий;
в) с выражением причинно-следственной и временной обусловленности.

Тип текста: Рассуждение.

Цель создания текста:
Исследование сущностных свойств предметов и явлений, обоснование их взаимосвязи.

Содержание и форма текста:
1) Имеются аргументы (суждения, которые обосновывают правильность тезиса), тезис (положение, которое доказывается), и демонстрация (способ доказательства).
2) Используются размышления, умозаключения, пояснения.
3) Смысловые части высказывания приводятся в логической последовательности.
4) Всё, не относящееся к доказательству, опускается.

Типичные грамматические средства оформления:
Простые широко распространённые и сложные предложения:
а) с причастными и деепричастными оборотами;
б) с обстоятельствами или обстоятельственными придаточными причины, следствия, цели;
в) с глаголами разных видовых форм.

Приведем примеры.

1. Текст-описание:
Внешность её показалась мне великолепна: она была лет тридцати, росту среднего, худощавая и широкоплечая. В милой улыбке её казалась изюминка; живые большие глазки так и блестели. Лицо её имело выражение довольно приятное, но играющее. Волоса были пострижены под каре; на ней было великолепное платье и изящная шапочка.

2. Текст-повествование:
Она увидела на самом деле на горизонте серое облачко, которое приняла сначала за милый холмик. Проводник объяснил мне, что облачко предвещало дождь.
Мы слышали о здешних метелях, что целые деревни бывали ими занесены. Михалыч, согласно со мнением проводника, советовал возвращаться. Но ветер показался мне не очень силен; я понадеялся добраться до заката до следующей станции и велел ехать быстрее.
Проводник поскакал; но всё посматривал на запад. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Серое облачко обратилось в большую серую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошёл мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение тёмное небо смешалось со снежным морем. Всё исчезло. «Ну, барин, – закричал проводник, – беда: буран!»...
Я выглянул в окошко: всё было темнота и ветер. Вихорь выл с такой свирепой выразительностию, что казался одушевлённым; снег засыпал меня и Михалыча; лошади шли шагом – и скоро встали.

3. Текст-рассуждение:
В тот день размышления мои были не очень приятны. Проигрыш мой, по тогдашним ценам, был очень огромен. Я не мог не признаться себе, что поведение мое в кабардинской кафешке было глупо, и чувствовал себя виноватым перед Михалычем. Всё это меня терзало и мучило.

Повествование - это сообщение, рассказ об определенном событии в его временной последовательности. Теперь, когда мы знаем, что такое повествование, поговорим о его характеристике. Особенной чертой повествования является то, что в нем говорится о действиях, следующих друг за другом. Для повествовательных текстов характерно наличие завязки (начало события), развития события, развязки (конец события). Повествование может идти как от третьего лица (авторское повествование), так и от первого - рассказчик обозначается личным местоимением я.

Такое понятие, как «повествовательная техника» часто применяется в нарратологии (теории повествования) и используется для обозначения совокупности повествовательных приемов, употребляемых автором во время написания литературных произведений.

Функционально-смысловые типы речи

Всю нашу речь можно условно разделить на следующие типы: повествование, описание, рассуждение. Каждый из них обладает характерными признаками. Давайте же рассмотрим, что такое описание, повествование, рассуждение, и чем же они отличаются.

Описание - это изображение определенного явления, лица, предмета, путем перечисления и раскрытия его главных признаков. К примеру, описывая человека, мы указываем на такие признаки, как рост, цвет глаз и волос, осанка, походка, улыбка, возраст и т. п. Описание помещения будет состоять из таких признаков, как размер, особенности мебели, оформление стен, число окон и т. д.

Рассуждение - это словесное разъяснение, изложение, подтверждение определенной мысли. Композиция данного типа речи такова: тезис, то есть та мысль, которую необходимо обосновать либо опровергнуть; далее следует обоснование мысли, которое содержит аргументы, доказательства, которые подтверждаются примерами; заключение, вывод.

О повествовании поговорим более подробно.

Особенности повествования

В общем, любой повествовательный текст рассказывает какую-нибудь историю. При этом история может как последовательно излагаться от самого начала до самого конца, так в ней могут присутствовать перестановки событий. Чтобы понять, что такое текст повествования, нужно помнить, что в таком рассказе могут быть пропущены некоторые события, либо присутствовать воспоминания о прошлых событиях или намеки на будущие.

Время, которое требуется для повествования, по-разному соотносится со временем, которое необходимо для того чтобы совершилась история: превышать его, быть меньше его или быть ему равным. Разные комбинации соотношений двух времен образуют повествовательные движения: сцену, паузу, эллипсис и резюме. Каждому из таких движений свойственен некоторый темп повествования, а чередование (или соотношение) движений отвечает за повествовательный ритм.

Сегодня мы поговорим о тексте-повествовании. Рассмотрим первый пример. Прочитаем текст:

Однажды подложили утке куриное яйцо. Вылупились птенцы. Повела их утка на пруд. Пошёл с ними и цыплёнок. Утята - в воду, и он за ними. Хорошо, что на берегу были ребята. Еле спасли цыплёнка (рис. 1).

Рис. 1. Цыплёнок и утёнок ()

О чём рассказывается в тексте? В данном тексте рассказывается о том, как утке подложили куриное яйцо и что из этого вышло. Какой вопрос можно поставить к данному тексту? Можно задать вопрос что произошло? Перед нами текст-повествование.

Текст-повествование - это текст, в котором рассказывается о действиях кого-либо или чего-либо. К нему можно поставить общий вопрос что произошло?

Текст-повествование можно сравнить с кадрами фильма, которые следуют один за другим. Давайте рассмотрим, из каких частей состоит текст-повествование. В тексте-повествовании выделяют три части :

2. Основная часть

3. Заключение

Рассмотрим особенности построения каждой части. Текст можно начать одним-двумя предложениями, где мы указываем, где, с кем, когда произошли события. Например:

Однажды летом мы с ребятами…

Это случилось ранней весной…

Основная часть включает в себя начало события, развитие события, окончание события. Для основной части характерны такие слова: внезапно, вдруг, затем, потом, наконец .

В заключительной части необходимо указать, чем закончилась история. Заключительная часть может состоять из одного предложения. Каждая часть текста-повествования пишется с красной строки.

Вы, наверное, думаете, что текст-повествование используется только для рассказов. Однако текст-повествование также может использоваться как:

1. инструкция;

2. письмо;

3. заметка;

Это текст-повествование, потому что в нём рассказывается о яблоньке и к тексту можно поставить вопрос что произошло?

Тема текста: яблонька .

Главная мысль: яблонька была спасена .

Озаглавить текст можно так: Спасение яблоньки.

Разделим текст на смысловые законченные части. Определим начало, основную часть и заключение.

Проверим.

Начало: Около дома росла маленькая яблонька.

Основная часть: Налетел сильный ветер. Он стал крутить и ломать деревце. Дима принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку.

Заключение: Яблонька была спасена.

Каждую часть нужно писать с красной строки.

Прочитаем текст, расположим его части в нужном порядке. Определим тип текста, его тему и главную мысль.

Хорошие у мальчика друзья! Саша заболел. Ему скучно. Но вот к нему пришли Таня и Серёжа. Они весело рассказывали о школьных делах. Саша был рад приходу ребят (рис. 3).

Рис. 3. Мальчик болеет ()

Проверим.

Саша заболел. Ему скучно.

Но вот к нему пришли Таня и Серёжа. Они весело рассказывали о школьных делах. Саша был рад приходу ребят.

Хорошие у мальчика друзья!

Тип текста: текст-повествование, потому что к тексту можно поставить вопрос что произошло?

Тема: Мальчик заболел .

Главная мысль выражена в последнем предложении:

Хорошие у мальчика друзья!

Варианты заголовков:

Сашины друзья. Хорошие друзья.

Прочитаем предложения. Расставим предложения по порядку, назовём части текста.

Встреча с рысью (рис. 4)

Мы вернулись домой. Однажды в воскресенье мы с друзьями отправились в лес на лыжную прогулку. Это были отпечатки лап крупной кошки. Она лежала на толстом суку. Вдруг мой товарищ заметил следы. А вот и сама рысь. Дальше идти было опасно.

Проверим.

Встреча с рысью

Части текста:

Начало: Однажды в воскресенье мы с друзьями отправились в лес на лыжную прогулку.

Основная часть: Вдруг мой товарищ заметил следы. Это были отпечатки лап крупной кошки. А вот и сама рысь. Она лежала на толстом суку.

Как вы думаете, слова какой части речи чаще всего встречаются в тексте-повествовании? Это глаголы. Без глаголов мы бы не смогли рассказать о том, что произошло. Глаголы являются опорными словами для текста-повествования.

Рассмотрим картинки, составим текст-повествование, используя данные глаголы, озаглавим текст.

пошли, побежал

увидел, фыркнул, растопырил

испугался, убежал

Верный вариант ответа:

Раз ребята пошли в лес. За ними побежал щенок.

Вдруг щенок увидел ежа и залаял. Ёж фыркнул и растопырил иголки.

Щенок испугался и убежал (рис. 5).

Рис. 5. Ежик и щенок ()

Текст можно озаглавить: Щенок и ёж. Встреча.

Для написания текста-повествования необходимо уметь составлять план. Узнаем, как это сделать.

Прочитаем текст, разделим его на смысловые части.

На берегу моря

Ночью был шторм. Дул сильный ветер. К утру шторм стих. Наташа и Серёжа пошли к морю. Наташа подняла с песка маленького рачка. Волны его выбросили на берег. Он слабо шевелил лапками. Девочка бросила рачка в воду. Он закувыркался в зелёной воде и уплыл. В луже на боку плавала рыбка. Серёжа поймал её и выпустил в море. В этот день дети спасли много морских зверьков (рис. 6).

(По Г. Снегирёву)

Рис. 6. Берег моря ()

Проверим.

Начало. Что произошло ночью?

Ночью был шторм. Дул сильный ветер.

Первую часть мы можем озаглавить «шторм ночью».

Чтобы озаглавить основную часть, нужно ответить на вопросы: когда шторм стих? Утром . Куда отправились Наташа и Серёжа? К морю . Кого спасла Наташа? Рачка . Кого спас Серёжа? Рыбку . Озаглавим данную часть «Спасение морских зверьков».

Заключение. Чем закончилась история?

В этот день дети спасли много морских зверьков.

Эту часть можно озаглавить «Спасители». Итак, у нас получился такой план текста:

1. Шторм ночью.

2. Спасение морских зверьков.

3. Наташа и Серёжа - молодцы.

Используя данный план, перескажите текст.

Мы узнали, что в тексте-повествовании рассказывается о каком-то событии. К данному типу текста можно поставить вопрос что произошло?

Список литературы

1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс, 2012

3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа, 2013

3. Интернет-сайт rataiko.school139.edusite.ru ()

Домашнее задание

1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012. Ч2. Выполни упр. 184, 185 С. 135.

2. Прочти текст. Подбери к данному тексту заголовок, составь план текста.

Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи.

Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как привольно!»

Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак. (К.Ушинский)

3. *Используя полученные на уроке знания, составь текст-повествование по картинке. Озаглавь его, составь план.

В зависимости от содержания высказывания нашу речь можно разделить на описание, повествование, рассуждение. Каждый тип речи обладает отличительными признаками.

Описание - это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Например, описывая портрет, мы укажем на такие признаки, как рост, осанку, походку, цвет волос, глаз, возраст, улыбку и т. д.; описание помещения будет содержать такие его признаки, как размер, оформление стен, особенности мебели, количество окон и т. п.; при описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо или озеро и т. д. Общим для всех видов описания является одновременность проявления признаков. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.

Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается только на самых ярких деталях. Поэтому и языковые средства в научном и художественном стиле разнообразнее, чем в научном: встречаются не только прилагательные и существительные, но и глаголы, наречия, очень распространены сравнения, различные переносные употребления слов.

Примеры описания в научном и художественном стиле.

1. Яблоня - ранет пурпуровый - морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5-3 см. Вес плода 17-23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.

2. Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки.

(По В. Солоухину)

Повествование - это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим является начало события (завязка), развитие события, конец события (развязка). Повествование может вестись от третьего лица. Это авторское повествование. Может оно идти и от первого лица: рассказчик назван или обозначен личным местоимением я.

В таких текстах часто употребляются глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида. Но, чтобы придать тексту выразительность, одновременно с ними употребляются и другие: глагол в форме прошедшего времени несовершенного вида дает возможность выделить одно из действий, обозначая его длительность; глаголы настоящего времени позволяют представить действия как бы происходящими на глазах читателя или слушателя; формы будущего времени с частицей как (как прыгнет), а также формы типа хлоп, прыг помогают передать стремительность, неожиданность того или иного действия.

Повествование как тип речи очень распространен в таких жанрах, как воспоминания, письма.

Пример повествования:

Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку - и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится.

(Б. Житков)

Рассуждение - это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

Композиция рассуждения такова: первая часть - тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть; вторая часть - обоснование высказанной мысли, доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами; третья часть - вывод, заключение.

Тезис должен быть четко доказуемым, четко сформулированным, аргументы убедительными и в достаточном количестве, чтобы подтвердить выдвинутый тезис. Между тезисом и аргументами (а также между отдельными аргументами) должна быть логическая и грамматическая связь. Для грамматической связи между тезисом и аргументами нередко используются вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом. В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя, несмотря на то что, так как. Пример рассуждения:

Развитие значений слова идет обычно от частного (конкретного) к общему (абстрактному). Вдумаемся в буквальное значение таких, например, слов, как воспитание, отвращение, предыдущий. Воспитание буквально означает вскармливание, отвращение - отворачивание (от неприятного лица или предмета), предыдущий - идущий впереди.

Слова-термины, обозначающие отвлеченные математические понятия: «отрезок», «касательная», «точка», произошли от совершенно конкретных глаголов действия: резать, касаться, воткнуть (ткнуть).

Во всех этих случаях исходное конкретное значение приобретает в языке более абстрактный смысл.


© 2024
uguseina18.ru - Бизнес. Идеи. Заработок. Выбор ниши. Оборудование