22.12.2023

Занятия по профессиональной подготовке офицеров органов. Излишние элементы профессиональной подготовки военнослужащих как бюрократизация военного управления (Глухов Е.А.) Профессионально должностная подготовка


Добавлен на сайт:

Должностная инструкция начальника отдела профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации [наименование образовательной организации]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями , Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", раздела "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 11 января 2011 г. N 1н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Начальник (заведующий) отдела профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации относится к категории руководителей и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность начальника (заведующего) отдела профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по специальности "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Управление персоналом" и стаж работы не менее 3 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, менеджмента и экономики и стаж работы не менее 3 лет.

1.3. На должность начальника (заведующего) отдела профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации в соответствии с требованиями ст. 351.1 ТК РФ назначается лицо, не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лица, уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.

1.4. Начальник (заведующий) отдела профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации должен знать:

Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся сферы высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, регламентирующие образовательную, научную, производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность образовательных организаций;

Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

Локальные нормативные акты образовательной организации;

Основы педагогики, педагогической психологии;

Основные сведения о развитии образования в зарубежных странах;

Теорию и методы управления образовательными системами;

Основы налогового, экономического и экологического законодательства;

Финансово-хозяйственную деятельность образовательной организации;

Основы гражданского, административного, трудового, бюджетного, хозяйственного законодательства;

Основы менеджмента, управления персоналом, проектами;

Порядок составления планов подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, учебных планов и программ и другой учебно-методической документации;

Организацию процесса непрерывного обучения работников;

Прогрессивные формы, методы и средства обучения;

Порядок заключения договоров с учебными заведениями и трудовых соглашений с преподавателями и наставниками;

Порядок финансирования затрат на обучение;

Методы анализа эффективности подготовки и повышения квалификации;

Организацию работы по профориентации и профотбору;

Порядок ведения учета и составления отчетности по подготовке и повышению квалификации кадров;

Основы социологии, психологии и организации труда;

Средства вычислительной техники, коммуникаций и связи и правила их эксплуатации;

Правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.5. Начальник (заведующий) отдела профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

2. Должностные обязанности

Начальник (заведующий) отдела профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации:

2.1. Руководит деятельностью отдела.

2.2. Организует текущее и перспективное планирование деятельности отдела с учетом его целей, задач и направлений, издает необходимые распоряжения, контролирует выполнение плановых заданий.

2.3. Осуществляет координацию деятельности работников отдела, создает условия для их работы.

2.4. Участвует в подборе и расстановке кадров, в решении вопросов повышения квалификации и профессионального мастерства работников, формирования структуры и штата образовательной организации.

2.5. Координирует подготовку, рецензирование и издание учебно-методических документов, выполнение научно-исследовательской, научно-методической работы.

2.6. Обеспечивает постоянное повышение уровня профессиональных знаний, умений и навыков работников организации.

2.7. Обеспечивает создание и эффективное функционирование системы непрерывного обучения всех категорий работников предприятия.

2.8. Обеспечивает заключение договоров с организациями профессионального образования, курсами повышения квалификации по обучению и стажировке персонала.

2.9. Организует направление работников на учебу в соответствии с заключенными договорами.

2.10. Организует подбор кадров преподавателей, мастеров производственного обучения, наставников молодежи и инструкторов из числа специалистов и высококвалифицированных рабочих, в соответствии с учебными программами устанавливает режим занятий для всех видов профессионального обучения кадров.

2.11. Обеспечивает заключение трудовых соглашений с преподавателями и инструкторами производственного обучения, составление документов на оплату труда за обучение и руководство производственной практикой.

2.12. Обеспечивает контроль за систематичностью и качеством проводимых занятий, успеваемостью учащихся, соблюдением сроков обучения, выполнением учебных планов и программ, правильностью ведения установленной документации.

2.13. Разрабатывает меры по повышению профессиональной подготовки и педагогической квалификации наставников, преподавателей и инструкторов производственного обучения.

2.14. Организует работу по анализу качественных результатов обучения и его эффективности, разработке предложений по совершенствованию форм и методов обучения и повышения квалификации, мер по устранению имеющихся недостатков с учетом пожеланий работников предприятия, проходящих обучение.

2.15. Контролирует соблюдение социальных гарантий работников в период прохождения обучения (сохранение стажа, предоставление сокращенного рабочего дня, оплачиваемых отпусков и т. д.).

2.16. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Начальник (заведующий) отдела профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

Право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск;

На предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];

Право на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.3. Вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности отделения дополнительного образования.

3.4. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

3.5. Осуществлять взаимодействие с руководителями структурных подразделений, получать информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.6. Вести переписку с организациями по вопросам, входящим в его компетенцию.

3.7. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

3.8. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.9. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством ].

4. Ответственность

Начальник (заведующий) отдела профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации несет ответственность:

4.1. За нарушение устава образовательной организации.

4.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

4.3. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

4.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

[должность]

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

2949575-51625500Министерство Российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

И сил гражданской обороны

И задачи по предупреждению и

2893695-52641500Министерство Российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Департамент пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны

И сил гражданской обороны

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра Российской Федерации

По делам гражданской обороны,

Чрезвычайным ситуациям и ликвидации

Последствий стихийных бедствий

А.П. Чуприян25.05.2013 № 18-7-9-1898

Программа профессиональной подготовки

Офицеров и гражданского персонала

Органов, специально уполномоченных

Решать задачи гражданской обороны

И задачи по предупреждению и

Ликвидации чрезвычайных ситуаций

Настоящая Программа предназначена для организации обучения в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций офицеров и гражданского персонала органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, укомплектованных военнослужащими (далее – органы управления).

Положения Программы могут уточняться решением начальника соответствующего органа управления с учетом специфики деятельности и выполняемых задач.

Организация профессиональной подготовки

Профессиональная подготовка организуется и проводится на основании приказов, директив и указаний МЧС России, Комплексного плана основных мероприятий МЧС России, организационно-методических указаний и других документов, регламентирующих жизнь и деятельность МЧС России. Программа разработана на учебный год продолжительностью 10 месяцев, с зимним и летним периодам обучения по 5 месяцев каждый, учебных дней - 20, в том числе в зимнем периоде – 10, в летнем периоде – 10.

Продолжительность учебного дня для офицеров и гражданского персонала, привлекаемого к решению оперативных задач - 6 часов, для остального гражданского персонала – 4 часа. Всего на профессиональную подготовку офицеров и гражданского персонала, привлекаемого к решению оперативных задач, отводиться 173 часов в год, в том числе – 30 часов на оперативные сборы, для остального гражданского персонала – 88 часов в год.

Оперативные сборы, как правило, проводятся в подготовительные периоды. В месяц проведения командно- штабных учений и тренировок под руководством старших начальников занятия по профессиональной подготовки не проводятся.При организации подготовки учитываются следующие требования: установление определенных дней недели для проведения самостоятельной работы еженедельно по 3 часа;тесное увязывание занятий по срокам и направленности с конкретными задачами оперативно-тактической (тактико-специальной) и мобилизационной подготовки:

Личное участие старших начальников в подготовке и проведении занятий; пользование в системе обучения средств АСУ, тренажеров, технических средств обучения, новых достижений подготовки.Комплектование учебных групп осуществляется по организационно-штатному предназначению, по занимаемым должностям и специальностям с соблюдением правила – каждый начальник учит своих подчиненных.Основными формами подготовки являются самостоятельная и совместная подготовка.Самостоятельная подготовка организуется в плановом порядке и проводится систематически в установленное распорядком дня время. Самостоятельная подготовка включает: самостоятельное изучение теории, выполнение индивидуальных заданий, тренировки в совершенствовании практических навыков в выполнении функциональных обязанностей. Направленность самостоятельной подготовки определяется задачами оперативно - тактической (тактико-специальной), специальной и мобилизационной подготовками с учетом уровня личной подготовленности и характера служебной деятельности.

Одной из важных форм самостоятельной подготовки является выполнение индивидуальных заданий. Индивидуальные задания определяются непосредственными начальниками в целях разработки проблемных вопросов профессиональной деятельности. Они могут выполняться в виде подготовки лекций, докладов, рефератов, разработки оперативно-тактических задач и других учебных материалов.В индивидуальном задании указывается тема, основные вопросы, срок исполнения и объем работы. Выполненные индивидуальные задания в установленные сроки рассматривается и оценивается соответствующими начальниками. Индивидуальные задания, как правило, должны носить прикладной характер, а выполненные работы – находить применения на практике. По результатам выполнения заданий старшим начальником проводиться собеседование с исполнителем, дается заключение и оценка его работы. Тренировки по совершенствованию практических навыков заключаются в самостоятельном изучении и практическом освоении современных автоматизированных средств управления и связи, а также в отработке документов в соответствии с функциональными обязанностями. Контроль за самостоятельной подготовкой офицеров и гражданского персонала возлагается на их непосредственных начальников.При совместной подготовке проводятся: лекции, доклады, семинары, собеседования и зачеты; оперативные летучки; групповые и практические занятия; тренировки в освоение функциональных обязанностей; методические и показные занятия, демонстрация учебных фильмов. Выбор того или иного занятия определяется уровнем подготовки обучаемых. При этом необходимо учитывать, что только комплексное сочетание всех форм в течение учебного года может обеспечить достижение поставленных целей.Для учета профессиональной подготовки назначается ответственный.

Темы занятий и индивидуальных заданий заносятся в журналы профессиональной подготовки. Учету подлежат все виды занятий: плановые, внештатные, индивидуальные.

Учебные материалы проведенных занятий вместе с планами и расписаниями занятий хранятся у ответственного в течении следующего учебного года.

Физическая подготовка офицеров планируется и проводится по 3 часа в неделю согласно распорядку дня, утвержденному соответствующим начальником.

Учет физической подготовки ведется в журнале профессиональной подготовки с выставлением ежеквартальной оценки.

Ежеквартально с офицерским составом проводятся строевые смотры.

Сроки и порядок проведения оперативных (оперативно-специальных) сборов определяют вышестоящие начальники. Расписания занятий оперативных (оперативно-специальных) сборов доводятся руководителям сборов не менее чем за две недели до начала их проведения.

В ходе отработки программы профессиональной подготовки офицеры изучают квалификационные требования, объявленные приказом МЧС России от 25.01.2013 г. № 46.

Общественно-государственная подготовка проводится по отдельным планам, утвержденным начальниками органов управления на каждый учебный год.

В программу включены только темы, обязательные для всех категорий обучаемых. В остальные часы начальники планируют занятия в соответствии с выполняемыми задачами и спецификой деятельности.

Расчет часов по предметам обучения

Предметы обучения Количество часов

Для офицеров и гражданского персонала, привлекаемого к решению оперативных задач для гражданского персонала, не привлекаемого к решению оперативных задач

Центрального аппарата МЧС России, региональных центров остальных органов управления по делам ГОЧС Общественно – государственная подготовка 8 8 20

Оперативно – тактическая (тактико – спасательная) подготовка 33 33 -

Специальная подготовка 60 30 40

Мобилизационная подготовка 30 30 20

Огневая подготовка 4 4 -

Основы обеспечения защиты государственных секретов 8 8 8

Оперативный (оперативно-специальный) сбор 30 30 -

ИТОГО 173 143 88

Оперативно-тактическая (тактико-специальная) подготовка

В результате обучаемые должны:

Знать требования законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации в области ГО, защиты населения и территорий, вопросы повышения устойчивости функционирование систем жизнеобеспечения, вопросы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;организационную структуру МЧС России, РСЧС и ГО страны;

Организационные основы и задачи сил РСЧС и ГО в мирное и военное время, их возможности, тактику действий, организацию обеспечения;

Организацию управления силами РСЧС в зонах ЧС и организацию управления силами ГО в военное время;

Состав, оборудование, документацию и порядок работы на пунктах управления ГО;

Порядок поддержания органов управления, сил и средств РСЧС и ГО в постоянной готовности к действиям по предназначению.

Уметь применять полученные знания в практической деятельности при решении задач по предупреждению и ликвидации ЧС мирного и военного времени;

Обеспечить выполнение требований действующего законодательства по вопросам деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС и системы ГО;

Выполнять функциональные обязанности в составе соответствующих комиссией по ЧС, оперативных групп органов управления по предупреждению и ликвидации ЧС и системе ГО;

Организовать и руководить работами по ликвидации ЧС, поддерживать в готовности силы и средства, необходимые для этой цели;

Организовать управление, обеспечение и взаимодействие при действиях в любых условиях обстановки.

Методические указания

Оперативно-тактическая (тактико-специальная) подготовка является основой профессиональной выучки и проводится в комплексе с разведывательной, инженерной, медицинской и мобилизационной подготовкой, занятий по радиационной, химической и биологической защите, связи и оповещению

Тематический расчет часов

Темы Наименование темы № занятия Количество часов

1 Основы организации и ведения ГО 1 - 3 4

2 Система управления. Действия органов управления и сил РСЧС и ГО в различных режимах функционирования и степенях готовности 1-5 7

3 Основы планирования действий РСЧС и мероприятий ГО 1 - 2 4

4 Подготовка руководящего состава и населения в области защиты при ЧС 1 - 3 4

5 Радиационная, химическая и бактериологическая защита в ЧС мирного и военного времени 1 - 2 4

6 Инженерная защита населения и территорий в ЧС мирного и военного времени 1 - 2 2

7 Организация медицинского обеспечения при ликвидации ЧС в мирное и военное время 1 - 2 2

8 Основы тылового и технического обеспечения действий сил РСЧС и ГО 1 - 2 2

9 Система связи и оповещения МЧС России 1 - 2 2

10 Основы применения сил РСЧС 1 2

Тема 1. Основы организации и ведения гражданской обороны

Занятие 1. Лекция – 1 час. Роль и задачи ГО в современных условиях.Руководство гражданской обороны и её организационная структура.Занятие 2. Лекция – 1 час. Порядок приведения ГО в высшие степени готовности. Основные мероприятия, проводимые по степеням готовности ГО.Занятие 3. Семинар – 2 час. Проводится по содержанию занятий №1 и 2.

Тема 2. Система управления. Действия органов управления и сил РСЧС и ГО в различных режимах функционирования и степенях готовности

Занятие 1. Лекция - 1час. Система управления. Задачи и организационно-штатная структура органов управления по делам ГОЧС. Пункты управления и требования предъявляемые к ним. Организация работы на пунктах управления.

Занятие 2. Лекция - 1 час. Состав и задачи координирующих органов РСЧС, особенности их работы на различных уровнях РСЧС.

Занятие 3. Практическое – 1 час. Отработка и изучение своих функциональных обязанностей при действиях в составе органа управления (оперативной группы) при организации и проведении АСДНР в регионе (области, на объекте).

Занятие 4. Лекция 2 часа. Управленческие функции, реализуемые АИУС РСЧС. Организационно- техническое построение АИУС РСЧС, особенности функционирования.

Тема 3. Основы планирования действий РСЧС и мероприятий ГО

Занятие 1. Лекция - 2 часа. Сущность и цели планирования действий РСЧС. Структура и содержание основных планирующих документов, порядок их разработки, согласования и доведения до исполнителей.

Занятие 2. Лекция - 2 часа. Сущность и цели планирования мероприятий ГО. Структура и содержание основных планирующих документов, порядок их разработки, согласования и доведения до исполнителей.

Тема 4. Подготовка руководящего состава и населения в области

Защиты при ЧС

Занятие 1. Лекция – 1 час. Работа органов управления при подготовке и проведении учений в системе РСЧС. Общие положения. Классификация учений. Руководство и посреднический аппарат. Разработка документов при подготовке и проведении учений.

Занятие 2. Лекция – 1 час. Подготовка населения в области защиты при ЧС. Общие положения, формы и методы подготовки. Подготовка по ГО на объектах экономики. Учебная, материально-техническая база ГО.

Занятие 3. Семинар – 2 часа. Проводится по содержанию занятий 1 и 2.

Тема 5. Радиационная, химическая и бактериологическая защита в ЧС мирного и военного времени

Занятие 1. Лекция - 2 часа. Комплекс мероприятий радиационной, химической и бактериологической защиты при ЧС, связанных с выбросом (выливом) АХОВ и при применении РВ, ОВ и бактериологических средств. Основы организации дозиметрического и химического контроля, обеспечение населения и сил РСЧС специальной техникой и средствами РХЗ.

Занятие 2. Групповое упражнение – 2 часа. Методика решения задач по выявлению и оценке радиационной и химической обстановки.

Тема 6. Инженерная защита населения и территорий в ЧС мирного и военного времени

Занятие 1. Лекция-1 час. Характеристика зон ЧС, очагов поражения (разрушения) и зон катастрофического затопления, возникающих в условиях мирного и военного времени. Последовательность работы органов управления при прогнозировании и оценке инженерной обстановки.

Занятие 2. Лекция – 1час. Требования норм проектирования ИТМ ГО. Требования по проектированию и эксплуатации защитных сооружений ГО. Классификация защитных сооружений ГО.

Тема: 7. Организация медицинского обеспечения при ликвидации ЧС

В мирное и в военное время

Занятие 1. Лекция - 1 час. Основы лечебно- эвакуационного обеспечения пострадавшего населения в ЧС в мирное и военное время. Структура и задачи Всероссийской службы медицины катастроф.

Занятие 2. Лекция – 1 час. Организация медицинской защиты населения в ЧС природного и техногенного характера. Организация противоэпидемических мероприятий в зонах ЧС.

Тема. 8. Основы тылового и технического обеспечения действий сил РСЧС и ГО

Занятие 1. Лекция – 1час. Основы тылового обеспечения действий сил РСЧС и ГО.

Занятие 2. Лекция - 1 час. Основы технического обеспечения действий сил РСЧС и ГО.

Тема: 9. Система связи и оповещения МЧС России

Занятие 1. Лекция - 1 час. Система связи МЧС России, ее элементы, принципы построения. Управление системой связи и ее элементами. Оперативно-техническая служба на узлах связи. Обеспечение безопасности связи и информации.

Занятие 2. Лекция – 1 час. Система централизованного оповещения МЧС России, ее назначение, задачи и структура.

Тема: 10. Основы применения сил РСЧС

Занятие 1. Лекция - 2 часа. Основы создания и деятельности ведомственных аварийно-спасательных служб, аварийно- спасательных формирований в Российской Федерации, их структура и задачи. ПСС МЧС России, ее задачи и организационная структура.

Специальная подготовка

Методические указания

Тематический расчет часов по специальной подготовке разрабатывается по категориям обучаемых начальником, отвечающим за профессиональную подготовку.

Мобилизационная подготовка

На мобилизационную подготовку офицеров (сотрудников), гражданского персонала и работников, допущенных к мобилизационной работе в органах управления и силах МЧС России выделить:

В центральном аппарате МЧС России, в региональных центрах и в главных управлениях МЧС России по субъектам РФ – 30 часов, из них 20 часов в ходе учений, сборов и тренировок;

Для офицеров (сотрудников), гражданского персонала и работников, занимающихся мобилизационной работой – 20 часов в год, в том числе 10 часов в ходе мобилизационных тренировок, практических занятий по выполнению мероприятий мобилизационной подготовки;

Для остальных офицеров (сотрудников), гражданского персонала и работников – 20 часов, в том числе 10 часов в ходе мобилизационных тренировок, практических занятий по выполнению мероприятий мобилизационной подготовки.

Тематика занятий по мобилизационной подготовке определяется Организационно-мобилизационным департаментом МЧС России и начальниками региональных центров исходя из особенностей региона.

Огневая подготовка

Задачи обучения:

Знать материальную часть штатного оружия, его боевые возможности, требования курса стрельб, требования безопасности при обращении с оружием.

Уметь выполнять упражнения учебных стрельб из штатного оружия.

Тематический расчет часов

1 Устройство штатного оружия, правила обращения, уход и сбережение. Групповое занятие. 1

2 Условия выполнения упражнений учебных стрельб. Требования безопасности. Групповое занятие. 1

3 Выполнение упражнений учебных стрельб. Практическое занятие. 2

Основы обеспечения защиты государственных секретов

В результате изучения обучаемые должны:

Знать требования Закона Российской Федерации «О государственной тайне» и «Инструкции по обеспечению режима секретности в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях»;

Требования МЧС России по совершенствованию системы сохранности государственной тайны, повышению бдительности в органах управления, учреждениях и спасательных воинских формированиях МЧС России;содержание основных нормативных документов и их положений по организации и обеспечению защиты государственных секретов и безопасности информации;

Организацию защиты государственной тайны.

Уметь организовать режим секретности, секретную работу и защиту информации при ее обработке с использованием технических средств;

Осуществлять контроль за точным выполнением требований руководящих документов по обеспечению сохранности государственной тайны.

Тематика занятий может уточняться соответствующими начальниками в зависимости от категорий обучаемых.

Тематический расчет часов

Темы Наименование темы Количество

1 Основные нормативные и руководящие документы, определяющие принципы организации и обеспечения режима секретности. Средства скрытной связи, используемые при управлении СВФ (органами управления). Лекция 1

2 Степень секретности сведений, содержащихся в работах и документах, порядок ее установления и изменения. Перечень сведений, подлежащих засекречиванию в МЧС России. Лекция. 1

3 Обязанности лиц, допущенных к секретным работам и документам. Обеспечение режима секретности при работе с секретными документами, шифртелеграммами. Порядок разработки, учета, хранения и обращения с ними. Групповое занятие. 1

4 Порядок допуска к сведениям, составляющим государственную тайну. Частичные временные ограничения прав граждан, допущенных к сведениям, составляющим государственную тайну. Лекция. 2

5 Возможные каналы утечки информации при ее отработке с использованием технических средств, способы ее защиты, контроль за эффективностью применяемых средств защиты информации. Лекция. 1

6 Права и обязанности режимно-секретных органов. Порядок осуществления контроля за состоянием режима секретности и ведением секретной работы. Групповое занятие. 1

7 Проверка знаний требований основных руководящих документов по обеспечению защиты государственных секретов.

Порядок определения оценки профессиональной подготовки

Итоги профессиональной подготовки офицеров и гражданского персонала проводятся в конце летнего периода обучения и учебного года.

Основной для оценки подготовки всех категорий обучаемых должно являться их умение выполнять функциональные обязанности в режиме чрезвычайной ситуации и в особый период.

В конце учебного года офицеры сдают экзамены направленные на присвоение (подтверждение) классной квалификации в соответствии с квалификационными требованиями приказа МЧС России от 25.01.2013 года № 46.

Профессиональная подготовка проверяется в ходе учений, тренировок, упражнений, семинаров и контрольных занятий в объеме программы профессиональной подготовки с учетом требований действующих руководящих документов.

Оценка за индивидуальную подготовку обучаемых и общая оценка за орган управления определяется в соответствии с «Инструкцией о порядке проведения инспектирования и итоговых проверок органов управления и войск ГО Российской Федерации», утвержденной приказом МЧС России от 2000 г. № 5с.

Требования руководящих документов по организации профессионально-должностной подготовки постоянного состава академии

Основные определения

Профессионально-должностная подготовка – это комплекс учебно-воспитательных мероприятий, нацеленных на повышение военно-профессиональной квалификации, воинского мастерства, духовного, культурного и физического совершенствования офицеров.

Сущность профессионально-должностной подготовки заключается в овладении должностными лицами всех уровней необходимыми знаниями, умениями, навыками и командирскими (профессиональными) качествами для исполнения обязанностей по занимаемой должности и на одну ступень выше.

Сборы руководящего (командного) состава с офицерами проводятся в целях поддержания знаний, совершенствования умений, закрепления навыков, необходимых для выполнения своих должностных обязанностей, а также для повышения методического мастерства при проведении занятий с подчиненным личным сотовом, изучения руководящих документов, обучения вопросам управления повседневной деятельностью подразделений.

Профессионально-должностная подготовка офицеров

Подготовка

офицеров

подготовка по программам дополнительного образования

в ходе подготовки войск (сил) и органов управления

профессионально-должностная подготовка

повышение квалификации

(в рамках занимаемой должности)

Переподготовка

на высшую должность или смежную специальность

переподготовка офицеров

самостоятельная подготовка

занятия не менее 8 часов в месяц

руководящего (командного) состава

специальности

выпускников ВУЗ

учебно-методические

самостоятельная работа

военно-научная работа

выполнение индивидуальных заданий

занятия на допуск к самостоятельному управлению, несению дежурства

участие в конкурсах и состязаниях по полевой выучке

методическая работа

контрольные занятия

инструкторско-методические занятия

методические совещания (конференции)

показные занятия

инструктажи

в ходе плановых занятий

Руководящие документы

  • Наставление по боевой подготовке в ВС РФ, утвержденное приказом 2013 года № 760дсп МО РФ (издание второе, исправленное и дополненное).
  • Приказ МО РФ 2013 года № 878 «О правовом обучении в ВС РФ».
  • Приказ МО РФ 2005 года № 170 «Об организации общественно-государственной подготовки в ВС РФ».
  • Приказ МО РФ 2013 года № 255дсп «О совершенствовании работы по обеспечению безопасности военной службы в ВС РФ».
  • Приказ МО РФ 2000 года № 277 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения проверок военно-учебных заведений МО РФ».
  • Приказ командующего Войсками ВКО 2015 года № 69 «Об организации профессионально-должностной подготовки и внутренней службы в Командовании Войск ВКО в летнем периоде обучения 2015 учебного года».
  • Наставление по боевой подготовке Войск ВКО, введенное приказом командующего Войсками ВКО 2012 года № 82дсп.
  • Организационно-методические указания по оперативной и боевой подготовке органов военного управления и Войск ВКО в 2015 учебном году.
  • Программа мобилизационной подготовки военнослужащих органов управления и войск (сил) Западного военного округа на 2015 учебный год.
  • Приказ начальника академии от 2015 года № 31дсп «Об итогах профессионально-должностной подготовки постоянного состава академии в 2014/2015 учебном году и задачах по профессионально-должностной подготовке на 2015/2016 учебный год».
Организация занятий по профессионально-должностной подготовке

День недели/ уровень

I уровень

II уровень

III уровень

Понедельник

Лекция в клубе (вторая среда каждого месяца), занятия в группе (первая среда каждого месяца, вторая среда каждого месяца (резервный день)

Лекция в клубе (вторая среда каждого месяца), занятия в группе (первая и вторая среда каждого месяца, третья среда каждого месяца (резервный день)

Лекция в клубе (вторая среда каждого месяца), занятия в группе (третья среда каждого месяца, четвертая среда каждого месяца (резервный день)

Распределение времени по предметам

Предметы

профессионально-должностной

подготовки

Количество часов по периодам

Количество часов

Весенний

По формам проведения занятий

В группах

В группах

Оперативно-тактическая

(тактико-специальная) подготовка

Специальная подготовка

Военно-техническая

подготовка

Мобилизационная подготовка

Общественно-государственная подготовка

Основы обеспечения защиты государственной тайны

Основы обеспечения безопасности военной службы

Огневая подготовка

Строевая подготовка

Общевоинские уставы ВС РФ

Физическая подготовка

ИТОГО без учета физической подготовки:

ИТОГО с учетом физической подготовки:

Самостоятельная подготовка Самостоятельная подготовка является составной частью профессионально-должностной подготовки офицеров.
  • Самостоятельная подготовка проводится в служебное время два раза в неделю продолжительностью по два учебных часа, включая подготовительный период, с целью изучения руководящих документов, закрепления и совершенствования офицерами своих профессиональных знаний, навыков и методического мастерства, поиска и приобретения ими новых знаний, выполнения индивидуальных заданий, военно-научной работы, подготовки к предстоящим занятиям, конкурсам и состязаниям.
  • В группах I и II уровней самостоятельная подготовка проводится по отдельному плану. Дни проведения самостоятельной подготовки в группах III уровня – по понедельникам и пятницам.
  • Руководители групп по профессионально-должностной подготовке (командиры подразделений) отвечают за организацию и проведение самостоятельной работы, подчиненных им офицеров и ведут ее учет.
Перечень планирующей и отчетной документации по ПДП

Документы

Семестр (период)

Академия

Планирующие

2. Тематический план ПДП постоянного состава вуза

Расписание занятий по ПДП, проводимых в масштабе вуза

Отчетные

Планирующие

1.Тематический план ПДП в структурных подразделениях с учетом уровня образования и профессиональных знаний обучаемых

2. Перечень индивидуальных заданий

2. Расписание занятий по ПДП на месяц

3. План проведения занятия по ПДП

Отчетные

Журнал учета ПДП

Подведение итогов за месяц

Планирующие

План личной подготовки офицера

Отчетные

Тетради по ПДП

Отчет о выполнении индивидуального задания

Подготовка лиц гражданского персонала по специальности Подготовка лиц гражданского персонала по специальности организуется и проводится согласно плану подготовки, разрабатываемому на учебный год. Цель подготовки гражданского персонала – повышение уровня профессиональных знаний, умений и навыков, обеспечивающих своевременное и качественное исполнение обязанностей в соответствии с должностным предназначением. Основное внимание должно уделяться: освоению профессиональной деятельности; усвоению знаний по общественно-государственной подготовке, безопасности труда, подготовке к работе в критических условиях оперативно-тактической обстановки. Подготовка лиц гражданского персонала проводится в ходе плановых занятий не менее 6 часов в месяц, кроме месяцев подготовки к новому учебному году (периоду обучения), в составе учебных групп под руководством непосредственных начальников и самостоятельно по следующим предметам подготовки:
  • общественно-государственная подготовка;
  • профессиональная подготовка в сфере деятельности;
  • охрана труда;
  • специальная подготовка.
Распределение времени по предметам подготовки ГП на 2014/2015 учебный год (в учебных часах) Перечень планирующей и отчетной документации по подготовке гражданского персонала

Документы

Семестр (период)

Академия

Планирующие

1. Раздел «Организация ПДП постоянного состава ВУЗа» в решении начальника ВУЗа на организацию образовательной деятельности

2. Тематический план подготовки ГП по специальности

План-календарь основных мероприятий

Отчетные

Приказ об итогах ПДП за 2014/2015 год и задачах на 2015/2016 год

Планирующие

Тематический план подготовки ГП по специальности в структурных подразделениях с учетом уровня образования и профессиональных знаний обучаемых

1. План календарь основных мероприятий.

2. Расписание занятий подготовки ГП на месяц

3. План проведения занятия подготовки ГП

Отчетные

Журнал учета

Ведомости по итогам сдачи контрольных занятий (зачетов)

Подведение итогов за месяц

Гражданский персонал

Планирующие

Отчетные

Тетради подготовки ГП

Требования руководящих документов
по организации профессиональнодолжностной подготовки постоянного
состава академии

Основные определения

Профессионально-должностная подготовка – это комплекс учебновоспитательных мероприятий, нацеленных на повышение военнопрофессиональной квалификации, воинского мастерства, духовного,
культурного и физического совершенствования офицеров.
Сущность профессионально-должностной подготовки заключается в
овладении должностными лицами всех уровней необходимыми знаниями,
умениями, навыками и командирскими (профессиональными) качествами
для исполнения обязанностей по занимаемой должности и на одну ступень
выше.
Сборы руководящего (командного) состава с офицерами проводятся в
целях поддержания знаний, совершенствования умений, закрепления
навыков, необходимых для выполнения своих должностных обязанностей,
а также для повышения методического мастерства при проведении занятий
с подчиненным личным сотовом, изучения руководящих документов,
обучения
вопросам
управления
повседневной
деятельностью
подразделений.

Профессионально-должностная подготовка офицеров

Подготовка
офицеров
профессиональнодолжностная подготовка
подготовка по программам
дополнительного образования
Переподготовка
на высшую должность
или смежную
специальность
повышение
квалификации
(в рамках занимаемой
должности)
сборы
самостоятельная
подготовка
руководящего
(командного)
состава
военно-научная
работа
учебнометодические
занятия на
допуск к
самостоятельно
му управлению,
несению
дежурства
по
специальности
переподготовка
офицеров
выпускников
ВУЗ
учебные
самостоятельная
работа
выполнение
индивидуальных
заданий
в ходе подготовки войск (сил) и
органов управления
занятия не
менее 8 часов в
месяц
в ходе плановых
занятий
участие в
конкурсах и
состязаниях по
полевой
выучке
контрольные занятия
методическая работа
инструкторскометодические
занятия
инструктажи
методические
совещания
(конференции)
показные занятия

Руководящие документы

1. Наставление по боевой подготовке в ВС РФ, утвержденное приказом 2013 года № 760дсп МО РФ (издание
второе, исправленное и дополненное).
2. Приказ МО РФ 2013 года № 878 «О правовом обучении в ВС РФ».
3. Приказ МО РФ 2005 года № 170 «Об организации общественно-государственной подготовки в ВС РФ».
4. Приказ МО РФ 2013 года № 255дсп «О совершенствовании работы по обеспечению безопасности военной
службы в ВС РФ».
5. Приказ МО РФ 2000 года № 277 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения проверок военно-учебных
заведений МО РФ».
6. Приказ командующего Войсками ВКО 2015 года № 69 «Об организации профессионально-должностной
подготовки и внутренней службы в Командовании Войск ВКО в летнем периоде обучения 2015 учебного года».
7. Наставление по боевой подготовке Войск ВКО, введенное приказом командующего Войсками ВКО 2012 года
№ 82дсп.
8. Организационно-методические указания по оперативной и боевой подготовке органов военного управления и
Войск ВКО в 2015 учебном году.
9. Программа мобилизационной подготовки военнослужащих органов управления и войск (сил) Западного военного
округа на 2015 учебный год.
10. Приказ начальника академии от 2015 года № 31дсп «Об итогах профессионально-должностной подготовки
постоянного состава академии в 2014/2015 учебном году и задачах по профессионально-должностной
подготовке на 2015/2016 учебный год».

Организация занятий по профессионально-должностной подготовке

День недели/ уровень
I уровень
II уровень
Понедельник
14.05-15.40
III уровень
СП
Вторник
9.00-10.35
ФП
ФП
ФП
Среда
14.45-16.20
Лекция в клубе (вторая
среда каждого месяца),
занятия в группе (первая
среда каждого месяца,
вторая среда каждого
месяца (резервный день)
Лекция в клубе (вторая
среда каждого месяца),
занятия в группе (первая
и вторая среда каждого
месяца, третья среда
каждого месяца
(резервный день)
Лекция в клубе (вторая
среда каждого месяца),
занятия в группе (третья
среда каждого месяца,
четвертая среда каждого
месяца (резервный день)
Четверг
ФП
ФП
ФП
Пятница
14.05-15.40
Суббота
9.00-09.45
СП
ФП
ФП
ФП

Распределение времени по предметам


п/п
Предметы
профессионально-должностной
подготовки
Количество часов по периодам
Осенний
Количество часов
Весенний
В клубе
В группах
В клубе
В группах
По формам
проведения
занятий
Итого
1.
Оперативно-тактическая
(тактико-специальная) подготовка
2
3
2
3
4/6
10
2.
Специальная подготовка
-
3
-
3
-/6
6
3.
Военно-техническая
подготовка
2
1
6
1
8/2
10
4.
Мобилизационная подготовка
-
5
-
5
-/10
10
5.

4
1
2
1
6/2
8
6.
Основы обеспечения защиты государственной тайны
1
7
1
7
2/14
16
7.
Основы обеспечения безопасности военной службы
4
1
4
1
8/2
10
8.
Огневая подготовка
-
2
-
2
-/4
4
9.
Строевая подготовка
-
1
-
1
-/2
2
10.
Общевоинские уставы ВС РФ
-
1
-
1
-/2
2
11.
Физическая подготовка
-
89
-
105
-/194
194
25
15
(28/50)+6*
78+6*
(28/244)+6*
272+6*
ИТОГО без учета физической подготовки:
ИТОГО с учетом физической подготовки:
13
38+3*
13
114
127+3*
25
40+3*
15
130
145+3*

Самостоятельная подготовка

Самостоятельная подготовка является составной частью профессиональнодолжностной подготовки офицеров.
Самостоятельная подготовка проводится в служебное время два раза в неделю
продолжительностью по два учебных часа, включая подготовительный период, с
целью изучения руководящих документов, закрепления и совершенствования
офицерами своих профессиональных знаний, навыков и методического мастерства,
поиска и приобретения ими новых знаний, выполнения индивидуальных заданий,
военно-научной работы, подготовки к предстоящим занятиям, конкурсам и
состязаниям.
В группах I и II уровней самостоятельная подготовка проводится по отдельному
плану. Дни проведения самостоятельной подготовки в группах III уровня – по
понедельникам и пятницам.
Руководители групп по профессионально-должностной подготовке (командиры
подразделений) отвечают за организацию и проведение самостоятельной работы,
подчиненных им офицеров и ведут ее учет.

Перечень планирующей и отчетной документации по ПДП

Академия
Документы
Планирующие
Группа
Отчетные
Планирующие
Офицеры
Отчетные
Год
Журнал учета ПДП
Планирующие
Отчетные
Семестр (период)

Расписание занятий по ПДП,
состава ВУЗа» в решении начальника ВУЗа проводимых в масштабе вуза

деятельности
2. Тематический план ПДП постоянного
состава вуза

задачах на 2015/2016 год
1.Тематический план ПДП в структурных


обучаемых
2. Перечень индивидуальных заданий
Тетради по ПДП
Месяц
План-календарь основных
мероприятий
1. План календарь основных
мероприятий.
2. Расписание занятий по
ПДП на месяц
3. План проведения занятия
по ПДП
Ведомости по итогам сдачи
Подведение итогов за месяц
контрольных занятий (зачетов)
План личной подготовки
офицера
Отчет о выполнении
индивидуального задания

Подготовка лиц гражданского персонала по специальности

Подготовка лиц гражданского персонала по специальности организуется и проводится
согласно плану подготовки, разрабатываемому на учебный год.
Цель подготовки гражданского персонала – повышение уровня профессиональных
знаний, умений и навыков, обеспечивающих своевременное и качественное исполнение
обязанностей в соответствии с должностным предназначением.
Основное внимание должно уделяться: освоению профессиональной деятельности;
усвоению знаний по общественно-государственной подготовке, безопасности труда, подготовке
к работе в критических условиях оперативно-тактической обстановки.
Подготовка лиц гражданского персонала проводится в ходе плановых занятий не менее
6 часов в месяц, кроме месяцев подготовки к новому учебному году (периоду обучения), в
составе учебных групп под руководством непосредственных начальников и самостоятельно по
следующим предметам подготовки:
общественно-государственная подготовка;
профессиональная подготовка в сфере деятельности;
охрана труда;
специальная подготовка.

Распределение времени по предметам подготовки ГП на 2014/2015 учебный год (в учебных часах)


п/п
Предметы
подготовки гражданского персонала
по специальности
Количество часов по периодам
Количество
часов
Осенний
В группах
Весенний
В группах
Итого
1.
Профессиональная подготовка в сфере
деятельности
9
9
18
2.
Общественно-государственная подготовка
9
9
18
3.
Охрана труда
5
9
14
4.
Специальная подготовка
3
3
6
26+2*
30+2*
56+4*
ИТОГО

Перечень планирующей и отчетной документации по подготовке гражданского персонала

Академия
Перечень планирующей и отчетной документации по подготовке гражданского персонала
Документы
Год
Планирующие
1. Раздел «Организация ПДП постоянного
состава ВУЗа» в решении начальника ВУЗа
на организацию образовательной
деятельности
2. Тематический план подготовки ГП по
специальности
Группа
Отчетные
Планирующие
Гражданский
персонал
Отчетные
Месяц
План-календарь основных
мероприятий
Приказ об итогах ПДП за 2014/2015 год и
задачах на 2015/2016 год
Тематический план подготовки ГП по
специальности в структурных
подразделениях с учетом уровня
образования и профессиональных знаний
обучаемых
Журнал учета
Планирующие
Отчетные
Семестр (период)
Тетради подготовки ГП
1. План календарь основных
мероприятий.
2. Расписание занятий
подготовки ГП на месяц
3. План проведения занятия
подготовки ГП
Ведомости по итогам сдачи
Подведение итогов за месяц
контрольных занятий (зачетов)

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 9/1993, стр. 48-52

Профессиональная подготовка офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации

Генерал-лейтенант В.А.САПОЖИНСКИЙ,

кандидат военных наук, профессор

СОВРЕМЕННАЯ система подготовки офицерских кадров в Воору-женных Силах Российской Федерации сложилась исторически и дей-ствует с определенной отдачей. Потому было бы ошибкой ставить под сомнение буквально все аспекты ее деятельности, не учитывать накоп-ленный опыт, научные школы и имеющуюся учебно-материальную базу. Эта проблема не впервые поднимается на страницах журнала, и мы имеем достаточно примеров, подтверждающих, что объем и содержание подготовки военных специалистов не в полной мере отвечают современ-ным требованиям развития военного дела. Основная причина этому, на наш взгляд, - крупные издержки самой системы, отсутствие научно обос-нованной концепции: чему, в каком объеме и на каком уровне учить. Для решения этих проблем предлагаются различные, чаще всего субъектив-ные подходы. Одни придерживаются мнения, что военные училища и академии должны готовить офицеров к исполнению конкретной долж-ности. Другие считают, что вузы должны давать лишь фундаменталь-ные знания теоретических основ, а специализация будет завершаться че-рез систему офицерских курсов. Думается, что, как и в любом многопла-новом процессе, крайности здесь неприемлемы.

Сложившаяся в последние годы система военного образования пред-ставляет собой непрерывный образовательный процесс. При этом ее ос-новными составляющими являются: начальная военная подготовка; военно-профессиональная подготовка в период срочной службы в рядах Вооруженных Сил (в том числе в учебных подразделениях); подготовка в суворовских и Нахимовском училищах; обучение в военных училищах и на военных кафедрах гражданских вузов с последующей службой в вой-сках или прохождением сборов в запасе; командирская подготовка; по-вышение квалификации на офицерских или академических курсах; обу-чение в военных академиях. Кроме этого, можно выделить подготовку военнослужащих запаса на различного рода сборах.

Однако при рассмотрении содержания обучения мы не можем отме-тить такого «разнообразия». Так, подготовка офицеров проходит преи-мущественно в целевых военно-учебных заведениях. В учебных про-граммах видовых (родовых) военных училищ и академий существенного различия не наблюдается. Как правило, многочисленные вузы парал-лельно готовят специалистов одного профиля с некоторой долей спе-циализации, что ведет к дублированию, распылению средств на созда-ние идентичной материальной базы, увеличению расходов на управлен-ческую деятельность. Не отвечают своему предназначению по совер-шенствованию профессиональной подготовки офицеров и офицерские курсы. На сегодняшний день существующие в системе военного образо-вания курсы повышения квалификации офицерского состава в какой-то мере потеряли свою значимость. Основные причины этого кроются в первую очередь в оторванности учебных программ от содержания обуче-ния в военных училищах и академиях, а главное в том, что они практиче-ски не влияют на продвижение офицера по службе.

На наш взгляд, важным звеном в подготовке офицерских кадров является командирская подготовка. Но действующие в настоящее время программы не предусматривают наращивания знаний, умений и навы-ков: из года в год изучаются одни и те же темы, повторяются занятия, не учитываются опыт и уровень профессиональной подготовки обучаемых, се это приводит к выводу, что при видимом единстве различные эле-менты системы профессиональной подготовки офицеров функциони-руют без должной связи друг с другом. Причем эти недостатки концепту-ально уже рассматривались в Положении о строительстве ВС РФ в раз-деле «Подготовка военных кадров». Однако в нем, по нашему мнению, больше внимания уделено организационным вопросам.

Передовая педагогика в институциальном аспекте рассматривает систему образования как совокупность формальной и неформальной под-систем. В формальную входят такие институты обучения, как общеобра-зовательные школы, высшие и средние специальные заведения, различ-ные курсы (официальные учреждения); в неформальную - семья, цер-ковь, музеи, клубы и т.д. Формирование всесторонне развитой личности, в том числе военного профессионала, условно осуществляется по двум направлениям: первое - приобретение профессиональных качеств, т.е. обучение; второе - формирование гражданских и общечеловеческих ка-честв, т.е. воспитание.

В рамках теории непрерывного образования исследования под эги-дой ЮНЕСКО были начаты четверть века назад. В России этим вопросом занимаются лишь последнее десятилетие. В общем виде идея непрерыв-ного образования отражает назревшую общественную потребность в упорядочении вертикальной структуры образовательного процесса и его достройки новыми элементами. И по содержанию, и структурно предла-гаемая система непрерывного образования предусматривает два основ-ных вида подготовки: фундаментальную (общетеоретическую) и при-кладную (по специальности, согласно должностного предназначения). Вместе с тем необходимо учитывать особенности создания системы не-прерывного образования: возможность его получения в течение всей ак-тивной жизни человека; стимулирование самого факта приобретения, обновления и повышения уровня знаний; удовлетворение потребностей в специализации знаний только на старших курсах вузов на основе про-фотбора.

Таким образом, непрерывное образование военных кадров необходимо, на наш взгляд, понимать как процесс их подготовки, состоящий из базового и последующего образования. В дальнейшем это предполагает последовательное чередование практической деятельности в сфере про-фессионального труда и учебы по повышению теоретических (базовых) знаний.

Анализируя некоторые положения концепции непрерывного образо-вания, можно сделать вывод, что основными направлениями образова-тельной реформы в ВС РФ могли бы быть: по структуре - создание строй-ной, взаимосвязанной системы непрерывной подготовки офицерских ка-дров не только в военных училищах и академиях, но и на различных офи-церских курсах (академических, повышения квалификации и т.п.), а также в войсках в системе командирской подготовки и самостоятельной учебы; более тесная интеграция системы подготовки офицерских кадров с элементами гражданского (среднего специального) образования; по со-держанию - усиление фундаментальности вузовского образования, осо-бенно на младших курсах. При этом в военных училищах командного профиля основное внимание в течение трех-четырех лет обучения должно быть сосредоточено на освоении базовых наук, основ военной теории и общеобразовательной программы, дающих право на получение дипломов общегосударственного образца, на завершающем курсе - на прикладных науках. При подготовке специалистов инженерного про-филя возможна и более тесная связь с общегосударственной программой подготовки инженеров конкретных специальностей. Военные академии, на наш взгляд, должны не только расширять знания по основам военной теории, но и готовить офицеров управленческой деятельности опера-тивно-тактического и даже оперативно-стратегического профиля с при-своением им новой квалификации. Подготовка офицера к исполнению конкретной должности в сфере профессионального труда должна осу-ществляться в вузах МО или на военных кафедрах при гражданских выс-ших учебных заведениях на завершающем этапе обучения, а также в си-стеме обязательных офицерских курсов перед назначением на выше-стоящую должность.

Кроме того, учитывая потребность войск в специалистах различного уровня подготовки, представляется правомерным выдача одним и тем же вузом разных дипломов. Для специалистов первого уровня - о сред-нем военно-специальном образовании. Его должны получать выпуск-ники после окончания только первых двух-трех курсов военных училищ, если они не способны или по какой-либо причине не желают продолжать учебу, а также на некоторых военных кафедрах при гражданских вузах. Это будет тот уровень образования, при котором офицер (прапорщик) сможет исполнять первичные должности командного и инженерного со-

става. Второй - о высшем военном образовании первой ступени (высшее военно-специальное образование) будут получать выпускники военных училищ и институтов родов войск, большинства военных кафедр при гражданских инженерно-технических вузах (по соответствующим специ-альностям для исполнения командных и инженерных должностей до от-дельной части включительно, а также офицеров штабов соединений). Третий - о высшем военном образовании второй ступени - (элитный) да-вать только выпускникам военных академии, специалистам командно-штабного и инженерного профиля, предназначенным для исполнения соответствующих командных должностей оперативно-тактического уровня и должностей офицеров в оперативных и стратегических объеди-нениях, в Центральном аппарате Министерства обороны, на преподава-тельской работе в вузах и в научно-исследовательских учреждениях.

На первый взгляд нет ничего нового. По форме у нас именно так и ве-дется подготовка офицерских кадров. Однако принципиальное отличие непрерывной от традиционной системы обучения состоит в том, что представляется возможность получения образования любого уровня в соответствии со способностями; право выбора на старших курсах специ-альной ориентации; преимущественно личная ответственность обучае-мого за результаты своей учебы; значительный удельный вес фундамен-тальной (не менее 50%) подготовки и самостоятельной (порядка 25%) ра-боты; обязательное стимулирование качества образовательного уровня.

Практически уже сейчас необходимо осуществлять переход на мно-гоуровневую структуру подготовки военных специалистов. Для этого на-бор в военные училища следует проводить на конкурсной основе и обу-чение начинать с фундаментального курса. Затем по результатам экзаме-нов за два-три курса (в зависимости от выявленных по рейтингу профес-сиональных качеств) не более двух третей обучаемых отбирать для про-должения учебы по полной программе и получения диплома о высшем военном образовании. Остальных (30-40% обучаемых), показавших поло-жительные результаты в учебе, целесообразно направлять на годичные (но не менее шести месяцев) курсы для целевой подготовки на конкрет-ную первичную должность по избранной ими специальности. В данном случае они будут выпускаться командирами взводов или техниками рот в звании младший лейтенант (прапорщик). Им может вручаться диплом о среднем военном образовании. В этой должности они остаются до завер-шения контракта, однако в последующем могут продвигаться по службе (на офицерские должности) до командира роты (батареи) и им равных, но при условии обязательного обучения на специальных курсах или при военных училищах перед назначением на каждую должность и положи-тельной сдаче соответствующих экзаменов.

Назрела, на наш взгляд, необходимость пересмотра Положения о сроках увольнения военнослужащих из Вооруженных Сил. Предельный возраст службы, естественно, должен быть 60 лет (как установлено в За-коне РФ «Об обороне»). Однако связывать жестко срок увольнения со зва-нием офицера не совсем правильно. Ведь главное - деловые качества и личное отношение к службе. По ряду должностей (в штабах, вузах, НИИ, административных органах) не требуется присваивать высшее звание, но офицер может отлично исполнять обязанности до 50-55 лет. Увольнение офицера лишь по причине предельного возраста по воинскому званию просто расточительно.

Кроме того, социальная защита профессиональных военнослужащих - выпускников военных училищ невозможна без вручения им по оконча-нии полного курса обучения диплома общегосударственного образца как специалисту с высшим специальным образованием. Это касается в первую очередь офицеров командного профиля, так как для военных ин-женеров уровни подготовки, безусловно, могут и должны определяться аналогично соответствующим гражданским инженерным вузам. Требу-ется на законодательном уровне определить, к каким управленческим или другим специальностям народного хозяйства приравнивается дип-лом военного специалиста.

При обучении в военных академиях видов Вооруженных Сил необхо-димо давать высшее военное образование для управления деятельно-стью объединений (соединений, частей) данного вида в мирное и воен-ное время, а Академия Генерального штаба должна готовить военных специалистов в сфере совместного применения объединений видов Booруженных Сил. При этом в академиях также целесообразно иметь два уровня подготовки и проводить дифференциацию слушателей по ито-гам первых двух-трех семестров обучения. В зависимости от результатов учебы и профессионального отбора по рейтингу порядка 25-30 % слуша-телей предлагается переводить на ускоренную (не более одного семе-стра) доподготовку с последующим направлением их в войска для про-хождения дальнейшей службы офицерами штабов, частей и соединений, а также командирами батальонов и им равных подразделений. При по-следующем их продвижении по службе они могут обучаться на курсах усовершенствования. Слушателям, завершающим учебу в академии по полной программе, необходимо вручать дипломы специалистов управ-ленческой деятельности как в военной области, так и в сфере народного хозяйства. Все выпускники могут служить в штабах соединении и объе-динений, командирами полков, бригад, их заместителями и на равных им должностях. Часть офицеров, проявивших склонность к штабной и исследовательской деятельности, может сразу поступать в адъюнктуру или направляться в Военную академию Генерального штаба, продолжи-тельность учебы в которой для них не должна превышать один год. Есте-ственно, что в ВАГШ офицеры и генералы из войск будут отбираться пре-жним порядком, а ее выпускники назначаться для замещения командных должностей в оперативно-тактическом звене и для последующей работы в Генеральном штабе, Центральном аппарате МО, главкоматах видов ВС, штабах военных округов.

Эти предложения, бесспорно, потребуют качественной переработки не только учебных программ, но и изменения самой идеологии военного образования, внедрения новых технологий в учебный процесс; создания системы объективного контроля (по рейтинговому принципу), оценки и отбора достойных для дальнейшего обучения по расширенной про-грамме на каждом этапе этой многоуровневой системы; изменения под-ходов к рассмотрению кандидатов для выдвижения на вышестоящие должности и персонального учета прохождения службы выпускниками военных академий в целом. Главное в том, что такой вариант обучения офицеров позволит избежать дублирования, существенно повысит мо-тивацию обучения. При этом вузы, готовящие специалистов по заявкам различных заказчиков, должны стать самостоятельными исполнителями заказа и не быть, как это имеет место сейчас, напрямую подчиненными своим заказчикам. На наш взгляд, заказчик может ограничивать вузы по трем аспектам: определять количество выпускников по годам; предъя-влять научно обоснованные квалификационные требования по их подго-товке; участвовать в контроле качества обучения. Все остальное вузы должны решать самостоятельно.

Думается, можно согласиться с мнением, что выпускники военных училищ, получая фундаментальную подготовку по основам теории воен-ного искусства, одновременно могут подготовиться к исполнению кон-кретной должности. При этом программы академий должны компенси-ровать пробел в получении фундаментальных знаний и в методике их применения. Подготовка же офицеров с академическим образованием к назначению на конкретную должность (их узкая специализация), по на-шему мнению, является прерогативой кратковременных офицерских курсов, прежде всего академических. При этом система командирской подготовки должна быть постоянным связующим звеном между фунда-ментальной и практической подготовкой по специальности в соответ-ствии с должностным предназначением. Ее необходимо согласовывать с учебными программами соответствующих офицерских курсов и прово-дить по категориям в прежних объемах, но не по два дня в месяц, а двух-трехнедельные сборы в полугодие. Формы совершенствования методи-ческой подготовки офицеров - командиров подразделений и частей це-лесообразно оставить прежними.

В числе первоочередных задач реформирования военного образова-ния следовало бы уточнить систему подготовки самих преподавателей, в том числе и в связи с переходом на непрерывную систему обучения. Пока же военных преподавателей назначают на должности без необходимой подготовки. Слабо решаются вопросы обмена педагогами между граж-данскими и военными вузами; единичны случаи командирования воен-ных преподавателей за опытом в другие страны. Все это приводит к низ-кому качеству преподавания и в целом снижает эффективность обучения. Решение проблемы видится в создании военного педагогического вуза или отдельных факультетов. Это далекая перспектива, но уже се-годня требуется подготовка профессорско-преподавательского состава, которая может осуществляться в специальных педагогических группах в рамках существующих военных академий. Возглавить и вести эту работу смогли бы соответствующие кафедры: тактики, вооружения и стрельбы, технического обеспечения и др. Определенный опыт в этом имеет Воен-ная академия имени М.В.Фрунзе по подготовке преподавателей истории войн и военного искусства. Целесообразно также продолжить обучение военных ученых и педагогов через систему адъюнктур и докторантур. При этом нет необходимости ограничивать количество докторантов для кафедр, а стоит лишь установить для вуза общую численность адъюн-ктуры и докторантуры. Кроме того, молодых докторов военных наук сле-довало бы обучать по единой программе при ВАГШ или на ее академиче-ских курсах.

В заключение необходимо отметить, что предлагаемые меры по со-вершенствованию системы военного образования хотя в чем-то и совпа-дают с положениями концепций непрерывного военного образования в армиях некоторых стран мира, но в то же время отражают специфику Рос-сийских Вооруженных Сил.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте


© 2024
uguseina18.ru - Бизнес. Идеи. Заработок. Выбор ниши. Оборудование