Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Образ «идеального города» в классических ансамблях Парижа и Петербурга Жак Анж Габриель. Площадь Людовика XV в Париже Джакомо Кваренги. Академия наук в Петербурге Андреян Дмитриевич Захаров. Адмиралтейство в Петербурге
2 слайд
Описание слайда:
Появление новых социальных идей, новой морали, новой эстетики Просветительное движение, начатое Вольтером, подхваченное Дени Дидро, Ж.Ж.Руссо, обусловило появление новых социальных идей, новой морали, новой эстетики. Архитектура стала воплощением просветительских утопий и новых ценностей – естественности, простоты, ясности. В классической архитектуре капризные завитки орнамента и плавные силуэты рококо сменились прямыми линиями, четкими геометрическими формами, нерасчлененными объемами неоклассицизма. Вольтер (1694-1778) Д.Дидро (1713-1784) Ж.Ж. Руссо (1712-1778)
3 слайд
Описание слайда:
Жак Анж Габриель Площадь Людовика XV в Париже Утопические мечты об «идеальном городе», где дома стоят среди деревьев, широкие улицы образуют правильные участки, а с просторных площадей открываются перспективы городских кварталов, гениально реализовались в ансамбле Площади Людовика XV в Париже. Создателем был один из первых архитекторов неоклассицизма Жак Анж Габриель (1698-1782) Площадь Людовика ХV (площадь Согласия) - 1757-1779 Жак Анж Габриель (1698-1782) Расположив площадь на правом берегу Сены (одна естественная граница набережной), Габриель включил в пространство площади живую природу – водную глади реки и растительность парков.
4 слайд
Описание слайда:
Площадь Согласия. Париж Небольшая по размерам площадь выглядит огромной благодаря широкой панораме. Елисейские поля зеленой бесконечной лентой уводят взгляд к Триумфальной арке на площади Звезды (площадь Шарля ле Голля). С противоположной стороны, за парком высится Триумфальная арка на площади Карусель, а далее громада Лувра.
5 слайд
Описание слайда:
Джакомо Кваренги Академия наук. 1783 – 1789. Санкт-Петербург Простотой и суровостью, отличается здание Академии наук, построенное Кваренги рядом с петровской Кунсткамерой в 1783 - 1785 годах. Русское искусство развивалось аналогично французскому. Пафос простоты и линейности ощутим в сооружениях архитектора «екатерининского классицизма» Джакомо Кваренги (1744-1817). Идеи просветителей были созвучны эстетике классицизма и восприняты в России императрицей Екатериной II. Поклонник римской античности Джакомо Кваренги строил здания, отличающиеся симметрией, совершенными пропорциями и лаконизмом декора. Д. Кваренги (1748-1817) Екатерина II (1729-1796)
6 слайд
Описание слайда:
Стремление подчинить отдельное сооружение художественно-образному единству ансамбля и города в целом приобрело в первые десятилетия ХIХ в. определяющее значение. Сооружением в котором узнает себя целый город, стало построенное А.Д.Захаровым (1761-1811) здание Адмиралтейства. Адмиралтейство - первая постройка на левом берегу Невы в Санкт-Петербурге/ Первоначально Адмиралтейство задумывалось Петром I только как верфь, по его проекту она была заложена 5 ноября 1704 года. В 1806–1823 годах по указу Александра I здание перестраивал А.Д. Захаров. Захаровым построено третье здание Адмиралтейства, которое стало символом морского могущества России. Андреян Дмитриевич Захаров Адмиралтейство. 1806-1823. Санкт-Петербург А.Д. Захаров (1761-1811) Александр I (1777-1825)
Ампир –
(от французского empire - империя)
стиль в архитектуре
и искусстве трёх первых
десятилетий XIX века,
завершающий эволюцию
классицизма.
искусстве в начале XIX века, во времена империи
Наполеона. Из Франции стиль ампир быстро
распространился по всей Европе – знатные и
состоятельные персоны не хотели отставать от
парижской моды ни в чем.Парадный, торжественный, монументальный стиль,
подражающий шику и роскоши Римской империи.
Прежде всего, это подражание отразилось
в меблировке комнат на античный лад.
Ампир отличается большей статичностью, пышностью, блеском и помпезностью.
АМПИР ОТЛИЧАЕТСЯ БОЛЬШЕЙ СТАТИЧНОСТЬЮ,ПЫШНОСТЬЮ, БЛЕСКОМ И ПОМПЕЗНОСТЬЮ.Роскошь в стиле ампир всегда выступает на
первый план, порой даже в ущерб
удобству.
.
Стиль ампир в архитектуре подразумевает широкие прямоугольные окна, пропускающие много света. Иллюзию дополнительного освещения
СТИЛЬ АМПИР В АРХИТЕКТУРЕ ПОДРАЗУМЕВАЕТ ШИРОКИЕПРЯМОУГОЛЬНЫЕ ОКНА, ПРОПУСКАЮЩИЕ МНОГО СВЕТА.
ИЛЛЮЗИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОСВЕЩЕНИЯ В СТИЛЕ АМПИР
СОЗДАЮТ ЗЕРКАЛА В ТОНКИХ, ПОЧТИ НЕЗАМЕТНЫХ РАМАХ.
Характерные черты ампира
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ АМПИРАИспользование ордерной системыКолонна со всеми ее деталями, а также части,
расположенные над и под колонной,
составляют единое целое
и ее возведение подчиняется определенному правилу, порядку.
Порядок назван латинским словом "ОРДО".
Отсюда и название "ОРДЕРНАЯ СИСТЕМА", архитектурный ордер.Наличие портиков, колоннад, лоджий, галерейСтрогая симметрия планов и композицийДекор с изображением воинских атрибутов
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
ИМПЕРСКИЙ СТИЛЬ В АРХИТЕКТУРЕ СПЕЦИФИКА РУССКОГО АМПИРА Карл Иванович Росси. Дворцовая площадь Белый зал Михайловского дворца в Петербурге Ампирный интерьер
2 слайд
Описание слайда:
Ампир – стиль, созданный для Наполеона Бонапарта, превративший Петербург в имперский город Успехи в европейской политике и военной компании 1812 года окружили образ Александра I ореолом вершителя судеб не только России, но и всей Европы. Александр I превращает Петербург в имперский город, «мировую столицу». Исторический парадокс заключался в том, что национальная гордость царя-победителя нашла воплощение в формах стиля побежденной Франции – ампира, созданного для императора Наполеона Бонапарта. Французский ампир воспроизводил архитектурные образы императорского Древнего Рима и Древнего Египта. Наполеон Бонапарт Александр I
3 слайд
Описание слайда:
Национальный вариант ампира и Карл Иванович Росси Стиль ампир в России утвердился благодаря Карлу Ивановичу Росси (1775-1849). Росси ввел в архитектурный декор элементы древнерусской военной символики и получил национальные вариант ампира, отличающийся смелостью пространственных решений. Городские ансамбли России похожи на декорацию театрализованного действа, красоту и величие которых можно постичь только в движении, с разных ракурсов. К. И. Росси Портрет работы Б. Ш. Митуара Дворцовая площадь 1819-1834 Михайловский дворец 1819-1825
4 слайд
Описание слайда:
Блестящее решение градостроительной задачи Первым произведением русского ампира стала Дворцовая площадь (1819-1834) со зданиями Главного штаба, министерств и Зимним дворцом. Росси блестяще решил градостроительную задачу, создав композицию в рамках сложного плана участка, заданной дугообразной линии границы площади и острого угла площади с рекой Мойкой.
5 слайд
Описание слайда:
Дворцовая площадь – своеобразный контрапункт различных архитектурных мелодий города Дворцовая площадь - своеобразный контрапункт различных архитектурных мелодий города. С восточной стороны, через Разводную площадь, она выводит к Неве и Петропавловской крепости на противоположном берегу. С запада – на Адмиралтейскую площадь. Через Адмиралтейский бульвар плавно перетекает в Сенатскую площадь, ограниченную нарядными зданиями Сената и Синода с запада, строгим корпусом Адмиралтейства с востока и беспредельно расширенную просторами Невы с севера. Николай I, при котором завершалось возведение арки, выразил неудовольствие скромностью декора. У подножия появилась горельефная композиция из воинских доспехов и древнерусского оружия. Над ними между колоннами, высятся фигуры воинов, олицетворяющие крестьянство и духовенство – главные силы Отечественной войны 1812 г. Тимпан арки украшают рельефные изображения Славы с лавровыми венками в руках. Венчает аттик великолепная колесница Победы, запряженная шестеркой лошадей, резко выделяющаяся на фоне неба и словно летящая над городом.
Конец 18 – начало 19 века- Эпоха неоклассицизма в русском зодчестве.
Классицизм – европейское культурное – эстетическое течение, которое ориентировалось на античное (древнегреческое и древнеримское искусство) (XVII-XIXвв.).
Неоклассицизм – это термин, который применяют в искусстве для обозначения художественных явлений второй половины XVIII - первой трети XIX веков.
Ампир - (имперский стиль), стиль позднего (высокого) классицизма в архитектуре и прикладном искусстве.
В классицизме России можно выделить 2 этапа:
первый - екатерининский (конец XVIII века) или ранний русский классицизм,
второй - александровский (начало XIX века) , переходящий в ампир (был только во Франции и России)
Характерные черты классицизма:
1) Уравновешенностью, чёткий и спокойный ритм, строгие пропорции.
2) Симметрия, подчёркивание центра.
3) Парадный вход располагался в центре и оформлялся в виде портика (выступающей вперёд части здания с колоннами и фронтоном).
4) Колонны отличались по цвету от стен. (колонны красились обычно в белый цвет, а стены в жёлтый).
Смольный. Санкт-Петербург.
Париж
В середине XVIII в. классицизм во Франции переживает свое второе рождение. Всплеск повышенного интереса к древности подкрепляется открытием замечательных памятников художественной культуры во время раскопок некогда засыпанных при извержении вулкана древних городов.
Площадь Вогезов в Париже (1605-1612), общий вид.
Ярким представителем «нового» классицизма в архитектуре является Жак-Анжи Габриэль (1698 – 1782)
Его взгляды на классицизм нашли выражение в Малом Трианоне - загородном дворце французского короля в Версале, напоминающем, скорее, небольшой особняк.
Дворец Малый Трианон 1762-1764, Версаль
Беседка в Трианоне
Новые градостроительные задачи, выдвинутые временем находят гениальную реализацию в ансамбле площади Людовика XV (ныне площадь Согласия; 1757-1779).
Прямоугольная в плане площадь связана с городом лучами трех аллей. С двух сторон ее окружают зеленые массивы садов Тюильри и Елисейских полей, с третьей - река. Замыкают ансамбль два здания, крыльями охватившие площадь с четвертой стороны.
Весь город в плавных разворотах,
И лишь подчеркивает даль
В проспектах, арках и воротах
Классическая вертикаль.
И все дворцы, ограды, зданья,
И эти львы, и этот конь
Видны, как бы для любованья
Поставленные на ладонь.
И плавно прилегают воды
К седым гранитам городским -
Большие замыслы природы
К великим замыслам людским...
Д. Самойлов. «Над Невой»
- Ж. Леблона,
- Д. Трезини,
- А. Ринальди,
- И. Старова,
- Д. Кваренги,
- О Монферана,
- А.Захарова
- К.Росси,
- А.Воронихина,
- Ч.Камерона
Совместную творческую деятельность русских и иностранных мастеров отличали высокий профессионализм и следование принципам классицизма.
Петербургский классицизм – это архитектура не отдельных зданий, а целых ансамблей.
Старов Иван Егорович (1745-1808)
- Русский архитектор, один из основоположников русского классицизма.
- Важнейшие из его сооружений:
- Троицкий собор в Александро-Невской лавре;
- Таврический дворец;
- Князь-Владимирский собор (перестройка после пожара);
- Софийский собор, близ Царского Села,
- и дачные дворцы в имениях Тайцы, Сиворицы и Пелла Санкт-Петербургской губернии,
- Екатерининский собор в Херсоне.
Свято - Троицкий собор в Александро - Невской лавре.
Усадьба Сиворицы.
Екатерининский собор в Херсоне.
Князь – Владимирский собор.
Таврический дворец (1783 - 1789)
- Большая городская усадьба Г. А. Потемкина-Таврического - фаворита Екатерины II
- Здание состоит из трех основных объемов, соединенных низкими галереями - в глубине участка увенчанного куполом центрального и двух флигелей, выдвинутых вперед, на красную линию улицы.
Джакомо Антонио
Доменико Кваренги
(1744 – 1817)
Архитектор итальянского происхождения, едва ли не самый плодовитый представитель палладианства в русской архитектуре. Почётный вольный общник Императорской Академии художеств.
В 35 лет, в январе 1780 года Кваренги приехал в Санкт-Петербург по приглашению Екатерины II в качестве «архитектора двора её величества». В первое десятилетие своего пребывания в России он построил Английский дворец в Петергофе (1780-1787), павильон в Царском Селе (1782). В Санкт-Петербурге Кваренги построил здания Эрмитажного театра (1783-1787), Академии наук (1783-1785), Ассигнационного банка (1783-1789), Иностранной коллегии.
Английский дворец.
Дворец в Английском парке на юге Петергофа, выстроенный по заказу Екатерины II в 1781-1789 годах. Во время Великой Отечественной войны уничтожен артиллерийским обстрелом 291-й немецкой пехотной дивизии.
Дворец на литографии К. Шульца (XIX век)
Мемориальный камень на месте дворца (2011)
Андреян Дмитриевич
Захаров (1761 – 1811)
русский архитектор, представитель стиля ампир. Создатель комплекса зданий Адмиралтейства в Санкт-Петербурге.
Портрет работы С. С. Щукина.
Около 1804 года.
В конце 1799 года указом Павла I Захаров был назначен главным архитектором Гатчины, где проработал почти два года:
- достроил Лютеранскую церковь Святого Петра,
- возвел Горбатый мост.
Лютеранская церковь Святого Петра (1799 – 1800 гг.)
Горбатый мост. 1800.
Захаровым был выполнен ряд довольно значимых по объему и содержанию работ:
- Андреевский собор в Кронштадте (1805 – 1817),
- проект морского госпиталя для Херсона,
- проекты застройки Провиантского острова и Галерного порта.
Проект Андреевского собора
архитектора А.Д.Захарова. 1806 г.
Церковь Обуховского завода (снесена в XX веке)
Однако выдающееся значение творческой деятельности Захарова обусловлено прежде всего созданием нового Адмиралтейства.
Адмиралтейство. 1806 – 1823 гг.
Архитектурно-планировочный центр Санкт-Петербурга. Первое здание Адмиралтейства, возведенное еще в 1704 году по проекту самого Петра I, представляло собой одноэтажный мазанковый корпус в форме буквы "П", увенчанный башенкой. Именно здесь строились корабли и зарождался российский флот.
Перед Захаровым стояла непростая задача - необходимость изменить облик здания, так чтобы оно гармонировало с находящимся поблизости Зимним дворцом и другими величественными архитектурными ансамблями, расположенными рядом с Адмиралтейством.
В 1806-1823 годах архитектор Захаров блестяще решил эту задачу. Идеей нового облика здания стала тема морской славы России, могущества русского флота.
Воронихин Андрей Никифорович
(1759 – 1814)
Русский архитектор и живописец, представитель классицизма, один из основоположников русского ампира.
Проектировал не только структуру самих зданий, но и декор интерьеров, дизайн мебели, осветительных устройств, добиваясь особой цельности образов.
По его эскизам были перестроены интерьеры Строгановского дворца на Невском (1793), а также реставрирован после пожара дворец в Павловске (с 1803).
Главными творениями мастера явились петербургские Казанский собор и Горный институт.
- Построен в 1801 г.-1811 г. в честь древней иконы Казанской богоматери, по имени которой назван (по решению Павла I).
- Крестово-купольное здание обращено к Невскому проспекту вытянутым боковым фасадом. Мощная полукруглая колоннада с 6-колонным портиком образует торжественную площадь.
Санкт-Петербург, Россия. Невский проспект. Казанский собор.
Казанский собор, 1821 год.
В 1813 в Казанском соборе похоронен М. И. Кутузов.
В 1837 перед собором установлены памятники Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли
6 декабря 1876 перед Казанским собором состоялась первая в России революционная демонстрация студентов и рабочих.
В 1932 в Казанском соборе открыт Музей истории религии и атеизма.
Памятник фельдмаршалу князю Кутузову
Смоленскому. 1812 год.
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный» - один из ведущих и крупнейших вузов Санкт-Петербурга, первое высшее техническое учебное заведение России.
Интерьер.
Скульптурная группа перед портиком.
Эпоха неоклассицизма и период зарождения имперского стиля ознаменовали собой начало работ по упорядочению ансамблей Петербурга.
В новой архитектуре были сделаны шаги по преодолению феодальной хаотичной городской застройки и созданию ансамблей, рассчитанных на свободный обзор.
Слайд 1
Архитектура Парижа XVII век Классицизм
Слайд 2
Париж XVII века
Слайд 3
Собор Инвалидов
Архитектурный памятник, строительство которого было начато по приказу Людовика XIV от 24 февраля 1670 года как дом призрения инвалидов войны королевской армии. Сегодня он все еще принимает инвалидов, а также в нём нашли свое место несколько музеев и некрополь военных.
Архитектор Жюль Ардуэн-Мансар
Слайд 4
5 мая 1821 года Наполеон Бонапарт умер. Он был похоронен недалеко от Лонгвуда в местности, носящей название «Долина герани». Есть версия, что Наполеон был отравлен. Король Луи-Филипп, уступив давлению бонапартистов, в 1840 году послал на Святую Елену делегацию для выполнения последней воли Наполеона - быть похороненным во Франции. Его тело с 1840-го года находится в Соборе Инвалидов в Париже.
Слайд 5
Площадь Вогезов
Создана в 1605-1612 годах архитектором К. Шантийоном.
Слайд 6
Это самая старинная площадь Парижа. Расположена в квартале Маре и представляет собой правильный квадрат длиной 140 метров. До 1799 г. называлась Королевской. Нынешнее название получила в честь жителей департамента Вогезы, которые добровольно стали выплачивать взносы на содержание революционной армии.
Слайд 7
Застраивалась по указу Генриха IV с 1605 по 1612 гг.; с тех пор её облик оставался почти неизменным. Здания по сторонам площади строго выдержаны в едином стиле - из красного кирпича с полосами серого камня. Два здания с более высокими мансардными крышами именуются павильонами короля и королевы (здесь простолюдины справляли свадьбу Людовика XIII и Анны Австрийской). В домах на площади жили многие знаменитые люди - Сюлли, кардинал Ришелье, Марион Делорм, Боссюэ, Виктор Гюго, Теофиль Готье, Альфонс Доде и др.
Слайд 8
Вандомская площадь
Слайд 9
Сооружена в 1699 году по проекту архитектора Жюля Ардуэн-Мансара в честь Людовикa XIV, а название получила от дворца Сезара де Вандом. Единообразные здания в стиле классицизм, окружающие площадь, были закончены к 1720 году.
В центре Вандомской площади установлена 44-метровая Вандомская колонна со статуей Наполеона наверху, выполненная по образцу римской колонны Траяна.
Слайд 10
Площадь Побед
Слайд 11
В центре площади – конная статуя «Короля-Солнце»
Небольшая площадь округлой формы. Здесь сходятся сразу шесть улиц, а элегантность этой площади очаровывает типично французской архитектурой. В 1684-1687 гг. Ардуэн-Мансар создал площадь так, чтобы обозначить центр площади конным монументом.
Слайд 12
Люксембургский дворец
Слайд 13
Люксембургский дворец
Дворец, возведенный в 1615-1621 гг. архитектором Саломоном де Броссом, явился первым опытом городского пространства. Сам подход к строительству был продиктован классическим духом французской школы - парадный вход в центре здания, двор защищенный со всех сторон, главное здание. Оформлением внутренних интерьеров занимался великий Рубенс, с работами которого хорошо была знакома парижская аристократия.
Слайд 14
Люксембургский сад
Сад - классический пример французской садовой архитектоники, сочетающей строгую геометрию с буйством растительности.
На территории Сада установлено более сотни скульптур, памятников и фонтанов. Вокруг центральной зеленой зоны установлено около 20 статуй французских королев и женщин-святых (в том числе Жанны III Наваррской, Бланки Кастильской, Анны Австрийской, Луизы Савойской и Анны Французской.
Слайд 15
Фонтан перед Люксембургским дворцом
Слайд 16
Архитекторов занимает проблема соотношения ансамбля дворца и парка. Луи Лево и Андре Ленотр впервые пытаются перспективно решить эту проблему во дворце и парке Во-ле-Виконт близ Мелена.
Слайд 17
Дворец Во справедливо считается прообразом главного создания второй половины XVII в. Версальского дворца и парка. Он был построен Лево, а на последних этапах в его строительстве принял участие Ардуэн-Мансар.
Слайд 18
Лучший по тем временам частный дворец Франции, творение трёх крупнейших профессионалов своего времени - архитектора Луи Лево, ландшафтного архитектора Андре Ленотра и художника по интерьерам Шарля Лебрена. Сотрудничество трёх мастеров произвело памятник, ставший первым образцом стиля Людовика XIV, который опирался на единство архитектуры, внутреннего убранства и парковых ландшафтов. Главный дом с четырёх сторон окружён рвом с водой. Благодаря естественному орошению (на участке исстари протекали две речки) Ленотр смог устроить регулярный парк c партерами, фонтанами и каналами.
Слайд 19
Экстерьер здания классицистически строг, чередование окон, пилястр, колонн создает четкий, спокойный ритм. Все это не исключает пышной декоративной отделки, особенно в интерьере. Интерьеры дворца состоят из анфилады роскошно убранных комнат.
Слайд 20
Дворец Мезон Лаффит, построенный Франсуа Мансаром в 1642-1651 гг., при всей сложности объемов являет собой единое целое, ясную, тяготеющую к классицистическим нормам конструкцию.
Слайд 21
Дворец Мезон Лаффит
В отличие от традиционных композиций более ранних загородных замков здесь нет замкнутого двора, образуемого главным корпусом и служебными флигелями. Все служебные помещения размещаются в цокольном этаже здания. Скомпонованное в виде буквы "П" вокруг открытого в парк курдонера, здание хорошо обозревается со всех сторон.
Слайд 22
Отель Ламбера
Особняк был заказан у архитектора Луи Ле Во в 1639 году секретарём Людовика ХIII Жаном-Баптистом Ламбером. Архитектор разработал сложный план здания, так как было необходимо адаптировать его к особенностям земельного участка. Тремя годами позднее он умирает и завещает дом своему брату Николя, который произвел там обширные декоративные работы. Внутреннее убранство трех кабинетов особняка и большой галереи прославили особняк с момента его создания.